Применение контрольно-кассовой техники онлайн. Новый тип касс 2016

Е.В. Шестакова
Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук
Cпециально для компании «Такском»

О переходе на кассы нового типа говорят уже давно. Сначала предполагалось, что такой переход будет добровольным. Однако уже сейчас очевидно, что абсолютно весь бизнес будет обязан поэтапно перейти на новую контрольно-кассовую технику.

Когда необходимо приобретать новые кассы

Введение контрольно-кассовой техники, передающей онлайн данные в налоговый орган, будет осуществляться поэтапно:

С 1 января 2017 года – применение вновь регистрируемой контрольно-кассовой техники;
С 1 июля 2017 года – для техники, применяемой в настоящее время;
С 1 января 2018 года – для лиц, на которых ранее не распространялась обязанность по применению контрольно-кассовой техники.

Для действующей техники потребуется пройти перерегистрацию. С 1 февраля 2017 года будет запрещена перерегистрация аппаратов, которые не передают каждый кассовый чек оператору фискальных данных.

Контрольно-кассовая техника нового типа должна обеспечивать следующие действия. В момент расчета с покупателем организации и индивидуальные предприниматели обязаны сформировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме и направить фискальные данные, содержащиеся в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) в налоговые органы через оператора фискальных данных, далее передать покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) и при необходимости направить его в электронной форме.

Кто не будет обязан применять кассы нового типа

Представим себе ситуацию. Предприниматель имеет маленький магазин в глухой деревне, где нет Интернета. В этом случае, возможно, применять старый, то есть действующий в настоящее время порядок использования контрольно-кассовой техники. Этот порядок распространяется на те территории, в которых отсутствует связь.

На таких территориях предприниматели и компании могут применять кассовые аппараты с учетом следующих условий:

  • обязательное наличие в корпусе ККТ фискальной памяти;
  • обязательное опломбирование ККТ в установленном порядке;
  • обязательная техническая поддержка и использование моделей ККТ, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.

Все это не так просто, но самая большая проблема заключается в неопределенном перечне документов, доказывающих, что в месте использования кассового аппарата отсутствует связь. В таких ситуациях возможны судебные споры.

Какие плюсы и минусы влечет переход на новую контрольно-кассовую технику

Начнем с плюсов. Поскольку переход на кассы нового типа позволит налоговому органу видеть все кассовые операции в режиме онлайн, то, безусловно, это должно снизить количество выездных налоговых проверок. Как утверждает автор поправок, передача данных онлайн позволит полностью исключить необоснованные налоговые проверки с выездом на место установки кассы.

Кроме того, некоторые компании и предприниматели смогут, вообще, отказаться от печати чеков в случае оплаты платежными картами через Интернет-сайты. Это актуально, например, для Интернет-магазинов. В остальных случаях чек должен быть напечатан, и по требованию покупателя направлен ему в электронном виде.

Безусловно, положительно можно оценить возможность электронной регистрации кассы. Это означает, что не нужно будет приносить документы в налоговую, стоять в очереди, а можно все сделать в Личном кабинете.

Однако переход на кассы нового типа имеет и ряд недостатков. Понятно, что юридические лица и предприниматели должны будут запланировать расходы в связи с переходом на новую кассовую технику в следующем году. Но кроме самих затрат на ККТ, необходимо обеспечить бесперебойную работу связи - Интернета. Также потребуются затраты на обучение персонала работе с новой техникой.

И, конечно, небезосновательны страхи налогоплательщиков, связанные с онлайн контролем и проверками в режиме онлайн.

Каков алгоритм перехода на кассы нового типа

В 2016 году порядок перехода на кассы нового типа является добровольным. Эксперимент по применению новой технологии проходил с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года в четырех регионах РФ: Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане.

Что нужно делать для того, чтобы перейти на ККТ, соответствующую обновленному законодательству?

Во-первых, убедиться включена ли кассовая техника нового типа в Государственный реестр.

Во-вторых, установить, нужно ли приобретать новую кассу. Ряд моделей старых касс можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. После этого следует запланировать расходы на модернизацию старой техники или приобретение новой.

В-третьих, кассу необходимо зарегистрировать в налоговом органе. Зарегистрировать такую кассу можно онлайн, не посещая налоговые органы.

Для того, чтобы зарегистрировать новую кассу или перерегистрировать старую, необходимо соблюсти следующие условия. Контрольно-кассовая техника должна:

  • быть исправна, обеспечивать печать (формирование) кассовых чеков;
  • работать в фискальном режиме, в иных режимах исключать возможность печати (формирования) кассового чека;
  • иметь эксплуатационную документацию;
  • быть опломбирована маркой-пломбой в установленном порядке;
  • иметь фискальную память;
  • иметь техническую поддержку поставщика контрольно-кассовой техники или центра технического обслуживания;
  • иметь паспорт контрольно-кассовой техники установленного образца.

Скорректированы обязанности и налогоплательщиков. Теперь налогоплательщики должны:

  • предоставлять налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и фискальные данные, записанные в фискальной памяти контрольно-кассовой техники при регистрации, перерегистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники, а также замене накопителей фискальной памяти;
  • не использовать контрольно-кассовую технику, на которой отсутствует или повреждена марка-пломба, отсутствуют средство визуального контроля и отметки в паспорте контрольно-кассовой техники, подтверждающие регистрацию и перерегистрацию в налоговом органе, ввод в эксплуатацию, проверку исправности, ремонт, техническое обслуживание, замену программно-аппаратных средств;
  • эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме;
  • осуществлять перерегистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в случае изменения сведений, внесенных в книгу учета контрольно-кассовой техники и карточку ее регистрации;
  • снимать контрольно-кассовую технику с функцией фиксации информации, исключенную из Государственного реестра в связи с истечением нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, с  учета в налоговых органах;
  • снимать контрольно-кассовую технику с учета в налоговых органах в случае прекращения эксплуатации контрольно-кассовой техники;
  • представлять в налоговые органы по их запросам информацию и (или) документы, по применению контрольно-кассовой техники.

Как изменится административная ответственность

Одновременно усиливается и административная ответственность.Так, предусмотрена возможность проведения административного расследования в области применения ККТ.

Закон устанавливает административную ответственность за нарушение порядка направления информации о расчетах в адрес налоговых органов, а также за непредставление, несвоевременное представление, подачу недостоверной или не в полном объеме информации и (или) документов по запросам налоговых органов.

Использование контрольно-кассовой техники, не соответствующей установленным требованиям, а также с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка влечет предупреждение или административный штраф для граждан в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, полученной от реализации товара (работы, услуги) без применения контрольно-кассовой техники, но не менее одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, полученной от реализации товара (работы, услуги) без применения контрольно-кассовой техники, но не менее трех тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, полученной от реализации товара (работы, услуги) без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Нарушение оператором фискальных данных предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами требований к оператору фискальных данных, порядка передачи в электронном виде информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетов с использованием платежных карт в адрес налоговых органов, порядка обработки фискальных данных, а равно непредставление (несвоевременное представление, представление недостоверной, представление не в полном объеме) информации и (или) документов по запросам налоговых органов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 14.5 КоАП РФ, где описаны все случаи неприменения или неверного применения ККТ и ответственность за них, начнет действовать с 1 февраля 2017 года, когда переход на новый порядок пользования ККТ станет обязательным для всех. До этого времени налогоплательщики не будут нести ответственность за неверное применение ККТ нового типа.

В заключении необходимо отметить, что поскольку переход на кассы нового типа для большинства предпринимателей произойдет уже в следующем году, подготовиться к нему лучше заранее. Это позволит апробировать технологию, исключить сбои в работе кассового аппарата, а также обучить персонал работе в новых условиях.


Последние новости, ответы на часто задаваемые вопросы о переходе на новый тип ККТ и другую полезную информацию вы можете узнать на странице Оператора фискальных данных компании «Такском»

Дата публикации: 25.08.2016