Представление отчетности по страховым взносам в электронном виде

Шестакова Е.В.

Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук

Специально для компании «Такском»

Организации, численность которых превышает 25 человек, обязаны согласно статье 431 НК РФ представлять в налоговый орган отчетность по страховым взносам в электронной форме с помощью сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи. Остальные представители бизнеса вправе сдавать  электронную отчетность в добровольном порядке.

Обязанность и сроки представления отчетности

Обязанность подачи электронной отчетности в налоговый орган установлена для:

  • компаний и предпринимателей — плательщиков взносов, у которых среднесписочная численность составляет 25 человек и более;
  • вновь созданных организаций с вышеуказанной численностью.

В настоящее время действует несколько форм отчетности по страховым взносам. Приведем их.

Основной расчет в налоговый орган.

Документ представляет собой расчет по взносам на обязательное страхование:  пенсионное,  медицинское, социальное  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.  Его нужно представлять в налоговый орган раз в квартал не позже 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Отчетность в Фонд социального страхования.

Эта форма не исчезла вопреки ожиданиям в связи с изменением налогового администрирования. При этом отчетность в электронном виде подается в ФСС не позднее 25-го числа, а на бумаге — 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Сведения по форме СЗВ-М необходимо представлять в том случае, если у вас в отчетном месяце были заключены, или прекращены, или продолжали действовать договоры с застрахованными лицами, за которых вы должны платить страховые взносы. Обязанность сдачи такой отчетности возникает, если подписаны:

  • трудовые договоры;
  • договоры гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг;
  • другие виды договоров, перечисленные в п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете.

Форму СЗВ-М нужно представлять в Пенсионный фонд ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

СЗВ-Стаж «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц».

Форма и порядок ее заполнения утверждены в этом году Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п. Впервые эти сведения за 2017 год надлежит представить не позднее 1 марта 2018 года.

Таким образом, в Российской Федерации существует несколько форм отчетов по уплате страховых взносов и учету начислений на заработную плату. Разумеется, что легче и проще отчетность заполнять и отправлять в электронном виде.

Порядок перехода на электронную отчетность для тех, у кого нет такой обязанности

Представим порядок перехода на электронную отчетность пошагово.

Шаг 1. Оцените, является ли сдача отчетности в электронном виде обязательной именно для вашей компании. Если численность компании составляет 25 человек и более, то электронный отчет обязателен. И, если его не подать, то к страхователю будут применены санкции в размере 1000 рублей за каждый отчет.

Однако, если численность — менее 25 человек, то прежде чем принять решение о представлении отчетности в электронном виде, необходимо сопоставить все «за» и «против».

Шаг 2. Сопоставьте все «за» и «против». Конечно, если компания только зарегистрирована, то можно сдавать отчетность и на бумажном носителе через:

  • уполномоченного представителя;
  • почтовое отделение.

Но не забывайте, что эти способы имеют свои издержки. Неудобством подачи отчетности непосредственно в налоговую инспекцию является большая трата времени. Недостатком подачи отчетности через почтовое отделение является риск утраты корреспонденции.

Шаг 3. Выберите оператора электронного документооборота. Для того чтобы оперативно сдавать отчетность, исключить риски нестабильной работы, важно правильно выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. При выборе оператора необходимо учитывать множество параметров, в том числе опыт его работы на рынке, стоимость и качество его услуг. При этом договор с оператором ЭДО должен быть максимально прозрачным и понятным для клиента.

Шаг 4. Получите электронную подпись. Отчетность, отправляемая в контролирующие органы, должна быть подписана электронной  подписью на основании статьи 80 НК РФ. Документ в электронном виде, подписанный электронной подписью,  имеет такую же юридическую силу, как и аналогичный заверенный подписью бумажный документ, что нельзя  сказать о скан-копии отчетности.

Шаг 5. Подготовьте и сдайте отчетность в электронном виде. Плательщик страховых взносов обязан подписать отчетность  электронной  подписью и отправить в ФНС. Налоговый орган, в свою очередь, после получения заверенной ЭП отчетности и проведения ее контроля, должен сформировать квитанцию о приеме, содержащую дату представления  данного электронного документа, заверить его ЭП и отправить обратно плательщику. И благодаря такому порядку  плательщик страховых взносов всегда имеет сведения, которые подтверждают отправку отчетности.


Сдать отчетность с компанией «Такском» легко и просто. Удобные программные решения и широкую линейку тарифов для организации любого уровня можно выбрать на сайте. А специалисты собственного Удостоверяющего центра «Такском» всегда готовы проконсультировать вас по вопросам приобретения электронной подписи.


Изменения в сдаче отчетности с 2017 года

Основным изменением в сфере обложения страховыми взносами является передача функций администрирования их налоговым органам.

В этой связи в Налоговый кодекс РФ введены понятие страховых взносов, права и обязанности плательщиков. Новая глава 34 «Страховые взносы» установила объект и базу по страховым взносам, суммы, не подлежащие обложению ими, тарифы, в том числе пониженные. Нормами этой главы определены также порядок и сроки уплаты страховых взносов, а именно отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования на соответствующие коды бюджетной классификации (КБК), открытые с 1 января 2017 года налоговому органу, а также единая форма и сроки представления отчетности. В налоговом законодательстве предусмотрена и возможность зачета расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в счет уплаты страховых взносов.

В какое ведомство подавать уточненные сведения по страховым взносам зависит от конкретного случая. Если вы обнаружили ошибку в отчетности за 2017 год, нужно сдать уточненный отчет в ИФНС.

Если вы обнаружили ошибки за более ранние периоды, например, в отчетности для Пенсионного фонда, то корректировать в РСВ-1 вы обязаны, только  те неточности, которые привели к занижению суммы взносов к уплате. В этом случае нужно подать уточнения именно в Пенсионный фонд.

Если обнаружена ошибка при камеральной проверке, налоговый орган должен вручить лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку акт или направить его по почте заказным письмом, или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение пяти дней с даты его подписания. В случае направления акта по почте заказным письмом датой его вручения является шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

ФНС, ФСС или ПФР направляют требования о пояснениях или решение по проверке в электронном виде.

Решение о привлечении к ответственности за правонарушение или решение об отказе в привлечении к ответственности за правонарушение может быть вручено соответствующему лицу (его уполномоченному представителю) в течение пяти дней после даты его вынесения лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения является шестой день, отсчитывая с даты отправления заказного письма.

Очевидные плюсы перехода на электронную отчетность

При направлении отчетность в электронном виде плательщику страховых взносов, во-первых, не нужно посещать налоговый орган и общаться с инспектором, во-вторых, не надо дублировать документы на бумажном носителе.

В-третьих, электронный документооборот экономит ваше время. В-четвертых, сразу видно, доставлена ли ваша отчетность, и правильно ли вы все сделали или же совершили ошибку.

Кстати, все формы отчетности обновляются своевременно, так что вы не ошибетесь в части подачи документов в ненадлежащем формате, а проверяющие не предъявят к вам претензии в отношении того, что вы применили устаревшую форму.

В-пятых, общение с контролирующими органами после подачи отчетности проходит также в электронном виде, что делает возможным своевременно представить пояснения в случае такой необходимости. Электронный документооборот позволяет проводить оперативно и сверку данных со своими контрагентами, запрашивать разъяснения информационного характера.

Помните! Ваша отчетность надежно защищена от вмешательства третьих лиц.

В заключение хочется отметить, что если 25 лет назад у большинства представителей бизнеса не было даже компьютера, то сегодня уже нельзя представить работу ни одного предпринимателя или организации без этого чуда-техники.

Вот так не за горами и время, когда компанию нельзя будет представить без электронной отчетности.

Дата публикации: 09.11.2017