ЭДО идет семимильными шагами

К такому выводу пришли участники очередной сессии Рабочей группы по вопросам электронного документооборота при ТПП России, которая состоялась 4 марта 2016 года в Торгово-промышленной палате РФ.
В мероприятии на тему: «Новые форматы и принципы взаимодействия субъектов российского бизнеса. Комплекс технических средств для эффективной работы в условиях электронизации страны» приняли участие представители Центрального аппарата ФНС России, разработчики программных решений и представители крупнейших компаний: «МегаФон», «Лукойл», «Яндекс», «Рено Россия», АШАН, «Комацу СНГ», «Татнефть».
Аудиторию приветствовал заместитель директора юридического департамента ТПП России Фадеев Д.Е. Он рассказал об основных мерах в области налоговой политики, которые планируется реализовать в 2017 и плановом периоде 2018 и 2019 годов. В частности, об отмене НДС с авансов и новой системе налогового контроля за применением ККТ, а также о других законодательных инициативах.
Выступающие обсудили актуальные вопросы внедрения электронного документооборота (ЭДО), преимущества электронного взаимодействия с контролирующими органами, в частности, при представлении реестров и подтверждении права на получение возмещения по НДС по ставке 0%.
О новых инструментах налогового контроля при камеральных проверках деклараций по НДС рассказал начальник Управления камерального контроля ФНС России Егоричев А.В. Эксперт напомнил, что АСК «НДС-2» сопоставляет операции купли-продажи, отражаемых в декларациях контрагентами, осуществляя контроль всех операций налогоплательщиков, а АСК «НДС» автоматически проверяет все заявки на возмещение НДС, подразделяя налогоплательщиков на 3 группы: с низким риском (зеленый цвет), средним риском (желтый цвет), высоким риском (красный цвет). Спикер сообщил о том, что результате риск-ориентированного подхода в 3 раза сокращены попытки незаконного возмещения НДС.
Егоричев А.В. рассказал о том, что происходит на стороне налогового органа после того, как налогоплательщик представил декларацию по НДС, и на конкретном примере показал, как следует расшифровать коды ошибок при представлении формализованного приложения к требованию о представлении пояснений.
По словам Егоричева А.В., культура заполнения деклараций растет, а в качестве основных ошибок при заполнении декларации по НДС эксперт назвал некорректное указание номера и даты счета-фактуры, стоимости товаров (работ, услуг), ИНН контрагента, номера заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, кода вида операции, а также непредставление декларации контрагентом и отсутствие операции в налоговой декларации контрагента.
«Компания "Такском", как и большинство её клиентов, является налогоплательщиком НДС. Мы также отвечаем на требования из налоговой в электронном виде», – отметил технический директор компании «Такском» Тупицын А.В. Эксперт рассказал, что компания использует решение «1С-Такском», встроенное в учетную систему «1С:Бухгалтерия» и использует свои сервисы для перехода на ЭДО со своими контрагентами при оформлении сделок с поставщиками и закрытии услуг с агентами. В частности, вопрос сверки документов решает сервис «Сверься!», который выявляет расхождения и исключает запросы ИФНС о представлении пояснений. Мобильное приложение «Такском-Информер» мгновенно сообщает о поступлении требований из ИФНС и помогает избежать блокировки счета. А «Картотека документов» позволяет быстро создать единый архив электронных и бумажных документов и в срок представить их в налоговый орган.
Для подтверждения ставки НДС 0% в налоговый орган нужно представить 3 документа: контракт с иностранным лицом (вместо него с 1 января 2016 года можно представить документы о достижении согласия по сделке и её условиям), таможенную декларацию с двумя отметками (место декларирования и место убытия), транспортные и товаросопроводительные документы. На это обратила внимание заместитель начальника отдела НДС Управления налогообложения юридических лиц ФНС РФ, государственный советник Российской Федерации I класса Персикова И.С. Эксперт сообщила об инновационных изменениях, которые позволяют экспортерам с 1 октября 2015 года представлять вместо таможенных документов электронные реестры. Такие реестры (их в настоящее время – 14) представляются в налоговые органы только через оператора ЭДО.
Представление реестров в электронном виде автоматизирует процесс проверки и упрощает процедуру подтверждения ставки НДС 0%.
Руководитель Санкт-Петербургского филиала компании «Такском» Барвицкая Е.В. рассмотрела вопрос подтверждения права на применение нулевой ставки при экспорте в страны ЕАЭС. Для подтверждения такого права налогоплательщик в составе пакета подтверждающих документов, предусмотренного пунктом 4 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в Астане 29.05.2014) должен представить любой из следующих документов: заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (его копию) или перечень таких заявлений.
На нововведениях в сфере ЭДО акцентировал внимание участников руководитель проектов обмена электронными документами фирмы «1С» Танан А.А. Эксперт сообщил о том, что извещение о доставке электронных счетов-фактур окончательно признано необязательным. Это установлено Приказом Минфина России от 10.11.2015 № 174н, который утвердил новый порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме и предусмотрел возможность для покупателя направлять продавцу дополнительные сведения к счету-фактуре.
Спикер рассказал об этапах эффективного внедрения ЭДО у крупного клиента и отметил, что большую помощь в переходе на электронный документооборот может оказать дорожная карта.
Заместитель начальника отдела обеспечения электронного взаимодействия с внешними организациями в электронном виде Управления информационных технологий ФНС России Новиков Ф.В. рассказал о новом порядке применения ККТ и эксперименте, который продлится до конца 2016 года.
Сведения о каждой операции будут поступать в налоговые органы через оператора фискальных данных, а ККТ можно будет регистрировать через Интернет.
Спикер сообщил о внедрении с 1 апреля 2016 года системы «Маркировка», которая обязывает всех производителей и продавцов маркировать меховые изделия радиочастотными RFID-метками. Шубы – это только начало. Предлагают маркировать и другие товары (алкоголь, обувь и т.д.) в России и странах ЕАЭС.
Руководитель отдела по соблюдению финансового законодательства РФ Procter and Gamble Климова А.Р. акцентировала внимание на важности проведения аудита бизнес-процессов в части ЭДО. Цель такого аудита – выявление потенциальных рисков, выработка рекомендаций по их снижению и предложений по дальнейшей оптимизации бизнес-процессов по ЭДО. В частности, в результате аудита были выявлены дублирующие друг друга процессы, такие как сдача электронной отчетности и её распечатка на бумаге, что является излишним.
Исполнительный директор Методологического совета по бухгалтерскому и налоговому учету при Наблюдательном совете Ассоциации «НП Совет рынка» Забродина О.В. рассказала об особенностях документооборота в сфере энергетики и возможных рисках при переходе на ЭДО.
Успешным опытом внедрения ЭДО поделился заместитель главного бухгалтера по информационному обеспечению ПАО «Татнефть» Ахметшин Р.А. Спикер рассказал о базисных принципах, которые выбрала компания для внедрения ЭДО. В основу была положена задача – минимизировать затраты за счет внедрения ЭДО, в частности, счетов-фактур, актов, накладных ТОРГ-12. В компании используются «1С-Рарус», сервис «1С-Такском», обеспечена интеграция с учетной системой SAP. В настоящее время в системе ЭДО работают 2,5 тысяч человек, более 200 подписантов электронных документов. Все входящие документы обрабатываются автоматически.
Компания разработала собственные формы внутренних документов: накладную М-15 и акт об оказании услуг. В ТОРГ-12 прописали 15 дополнительных полей, за счет которых обеспечивается 100%-я адресация документов! Цель – внутри компании все документы должны «ходить» в электронном виде. В планах – обмен электронными документами с банками, автоматическое формирование проводок, использование мобильных устройств для подписания договоров.
«С каждым годом компании используют все большее количество электронных документов», – сказал заместитель руководителя рабочей группы по вопросам электронного документооборота при ТПП России, замдиректора компании «Такском» Зудин В.Ю. Эксперт озвучил результаты анкетирования: на вопрос, планирует ли ваша компания перейти на электронный документооборот, более 60% респондентов ответили положительно.
Перевести все процессы на ЭДО нереально, но нужно научиться работать одновременно как с электронными, так и с бумажными документами. Важно, чтобы электронные документы занимали всё большее место, уступая бумажным.
Ведущие спикеры охотно отвечали на вопросы из зала, давали ценные советы и практические рекомендации по внедрению ЭДО. Все предложения, поступающие в ходе заседания Рабочей группы, будут направлены для рассмотрения в ФНС и Минфин.
Напомним, что в состав Рабочей группы по ЭДО при ТПП России, созданной 25 апреля 2012 года, входят представители крупных компаний, малого и среднего бизнеса, органов государственной власти. Задача Рабочей группы – выявлять и обобщать проблемы, связанные с внедрением ЭДО и практически решать их в каждой конкретной организации.
Большинство предложений Рабочей группы по ЭДО вошло в дорожную карту «Совершенствование налогового администрирования» и реализовано в нормативных документах, которые вступили в силу с 2015 года.
За эти годы Рабочая группа той уникальной площадкой, на которой обсуждаются актуальные проблемы организации и внедрения электронного документооборота.
На сайте Рабочей группы можно ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей вопросы ЭДО в России, узнать о зарубежном опыте, а также о преимуществах электронного взаимодействия с контрагентами и контролирующими органами.
Зарегистрировавшись на сайте, любой желающий может стать участником Рабочей группы, задавать вопросы и получать профессиональные ответы от экспертов.

Дата публикации: 10.03.2016