Объем электронных документов непрерывно растет

Тема «ЭДО между налогоплательщиками и ФНС России» рассмотрена на семинаре, организованном компанией «Такском» и Институтом налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ. Проведение совместных информационных мероприятий  «Такскома» и ИНМиЭН ВШЭ уже давно стало доброй традицией.

Бизнесу приходится решать множество задач, которые ставит перед ним стремительно меняющееся законодательство об электронном документообороте. И узнать его требования, безусловно, лучше  из уст экспертов Федеральной налоговой службы, поскольку ФНС является  и генератором, и администратором перехода налогоплательщиков на «электронные рельсы». На этот раз на встречу с бизнес-сообществом  была приглашена заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС М.А. Крашенинникова.

Объем документов, обращающихся в электронном виде на территории России, по словам эксперта, непрерывно растет. В 2016 году их прирост, составил около 6%. При этом половина всех электронных документов приходится на счета-фактуры.

Функции счета-фактуры теперь выполняет универсальный передаточный документ или УПД. Его формат разработан ФНС России и введен вместе с УКД в 2016 году. 1 июля текущего года завершен переходный период от «старого» формата счета-фактуры на «новый» — УПД.

На самом деле у УПД три функции, то есть он может быть выставлен контрагенту не только в качестве счета-фактуры, но и быть «первичкой» или первичным документом и счетом-фактурой одновременно.

Согласно сегодняшним нормам счет-фактура, представляемый в ФНС, должен быть подготовлен по утвержденному формату в электронном виде, подписан уполномоченным лицом продавца с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи и направлен по ТКС через оператора ЭДО.

Заметим! Усиленная квалифицированная ЭП является самой защищенной. Кроме как на счетах-фактурах она должна стоять на декларациях, ответах на требования налоговых органов и заявлениях в ФНС. А вот при формировании электронных первичных учетных документов можно использовать  любую ЭП. В соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ все три электронные подписи приравнены к собственноручной.

По словам М.А Крашенинниковой, ФНС при камеральных проверках истребует не больше 1 % документов от общего их числа. И в основном это счета-фактуры, затем идут в порядке сокращения объема истребований договоры, платежные поручения, акты о приемке работ, товарные накладные и так далее.

Все электронные документы, направляемые как контролирующим органам, так и контрагентам налогоплательщики передают через оператора ЭДО.

Как сообщил заместитель руководителя рабочей группы по электронному документообороту при ТПП РФ В.Ю. Зудин, «Такском» и Федеральная налоговая служба прошли длинный и плодотворный путь. В результате разработана и введена электронная декларация по НДС, унифицированы первичные учетные документы, запущена система ЕГАИС, созданы электронные реестры для подтверждения ставки НДС 0 %, а в этом году заработала контрольно-кассовая техника в режиме онлайн. А теперь предстоит совместная работа по маркировке товаров. В дальнейшем интеграция систем позволит отслеживать движение не только финансовых потоков, но и связанных с ними товаров.

По словам В.Ю. Зудина, если сдача отчетности в ФНС в электронном виде для определенных категорий бизнеса закреплена законодательно, то на внедрение ЭДО в сфере B2B влияет мотивация компании. Иными словами, предпринимателю и его контрагентам необходимо видеть пользу и выгоду от ЭДО. Кроме того, все проекты по внедрению ЭДО должны идти «под ключ», то есть операторы обязаны не только отвечать за передачу документа, но и оказывать грамотную техническую поддержку, включая согласование документов до заключения сделки.

В проекты по внедрению ЭДО «под ключ» входят и разработанные уникальные сервисы. В.Ю. Зудин представил «Картотеку документов» от «Такском». Программный продукт позволяет собрать данные из различных информационных источников — учетной системы, электронного архива и других — создать комплект требуемых документов, сформировать их опись и направить все это налоговому органу. Таким образом «Картотека документов» помогает отвечать на истребования ФНС. Сервис также создает пакет документов для подтверждения ставки НДС 0 %. Он осуществляет их качественный и количественный контроль, а далее формирует и отправляет в налоговый орган реестры. И на это уходит 2-3 часа, тогда как вручную 2-3 недели. И это лишь пример одного из сервисов.

Экономически обоснованная выгода от ЭДО, удобные сервисы, возможность формировать электронные документы, используя любую учетную систему — все это служит стимулами для перехода компании на электронный документооборот. Компания «Такском» предлагает ИТ-решения, позволяющие вывести бизнес на качественно новый уровень.

 

 

Дата публикации: 26.12.2017