Предоставление сведений в ЕГАИС поставщиками алкоголя

Шестакова Е.В.
Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук
Cпециально для компании «Такском»

Переход на автоматизированную систему учета алкоголя был запланирован еще давно. Сначала перешли производители и оптовые поставщики, теперь переход на ЕГАИС коснется и розничных продавцов, где бы они ни находились.

Кто должен применять ЕГАИС?

ЕГАИС представляет собой единую государственную автоматизированную информационную систему. Она нужна для контроля государства как за производством, так и за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С 1 января 2016 года на электронную автоматизированную систему учета алкогольной продукции перешли:

  • организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, с производственной мощностью менее 300 тысяч декалитров в год;
  • организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции и обязанные обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции;
  • организации и предприниматели, осуществляющие закупку алкогольной продукции в городских и сельских поселениях.

В дальнейшем планируется переход на ЕГАИС по всей стране. Возникает вопрос о том, что делать тем, у кого отсутствует соответствующее программное обеспечение, компьютеры, электронные  подписи и кто не может использовать ЕГАИС. Такие компании и предпринимателей ожидают штрафные санкции.

Статья 14.19 КоАП РФ предусматривает, что оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Каким образом внедрить ЕГАИС?

Для начала необходимо рассчитать расходы и продумать алгоритм внедрения ЕГАИС. Ведь любая новая система требует  затрат и дополнительной проработки. Например, потребуется обучить персонала.

Итак, необходимо будет использовать следующий алгоритм:

  1. закупить специальное оборудования для подключения торговой точки (сканер, который считывает 2D-код PDF417, модернизированное кассовое программное обеспечение)
  2. приобрести квалифицированную электронную подпись
  3. установить специальное программное обеспечение, позволяющее наладить связь между ЕГАИС и работой с электронной подписью
  4. провести обучение персонала для использования системы

Кроме того, необходимо наладить систему работы с ЕГАИС.

1 этап – подключение сертификата ключа.

Генерация Тестового сертификата производится самостоятельно представителем организации и доступна по адресу.

2 этап – вход в личный кабинет.

Для входа в личный кабинет нужно отрыть порта  и зайти по ссылке «Войти в личный кабинет».

3 этап – генерация ключа.

Необходимо сформировать сертификат ключа.

4 этап – загрузка специального модуля.


Детально разобраться во всех вопросах, связанных с присоединением к ЕГАИС, поможет сервис «Такском-ЕГАИС». Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о системе ЕГАИС и помощь квалифицированного специалистов по подключению.


Для покупателя такая система позволит выявить контрафакт и пожаловаться в случае продажи некачественной продукции.

Для продавца в розничном магазине продажа алкоголя осуществляется путем применения следующего алгоритма:

1 этап – кассир выбирает товар из соответствующей группы «алкогольная продукция»;

2 этап – кассир сканирует с помощью сканера штрих-код;

3 этап – при успешном считывании кода товар отражается в чеке;

4 этап – после сканирования всех товаров итоговая сумма и наименование товара отражаются в чеке, после этого кассир нажимает «итог»;

5 этап – файл кассовой программы отправляется по ЕГАИС, закрытие чека происходит при печати слипа алкогольной продукции.

Таким образом, внедрение новой системы, наладку и построение работы можно осуществлять по заранее отработанным алгоритмам, которые позволят не испытывать проблем при внедрении новых технологий.

Отражение сведений ЕГАИС в документах

Еще одним важным вопросом, связанным с внедрением ЕГАИС является документооборот.

Во-первых, необходимо обратить внимание, что сведения о поставке должны быть привязаны к регистрационным формам.

Во-вторых, для осуществления поставок необходима товарно-транспортная накладная. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной (ТТН). Форма ТТН, а также указания по ее применению и заполнению утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78.

В-третьих, нужно уделить внимание наименованиям алкогольной продукции. В соответствии с правилами ведения системы ЕГАИС, введение алкогольных наименований в справочники системы осуществляется производителями и импортерами продукции самостоятельно.

В-четвертых, те организации, которые уже введены в систему ЕГАИС, не могут изменить свои регистрационные данные самостоятельно, поэтому при осуществлении регистрации нужно внимательно проверять  ИНН и КПП.

Пятой особенностью является то, что при использовании системы ЕГАИС необходимо вести журнал учета алкогольной продукции. Журнал учета продажи алкоголя можно вести на бумаге или в электронном виде с помощью специальной системы учета – ЕГАИС, размещенной на сайте egais.ru. Его форма утверждена Приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164 «О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения».

При заполнении журнала в графах фиксируется:

  • в графе 1 – номер записи по порядку;
  • в графе 2 –  дата розничной продажи каждой единицы (потребительской тары (упаковки)) алкогольной или спиртосодержащей продукции.

Какие риски проверок возникают у поставщиков и продавцов?

С введением новой системы возникают и новые риски для поставщиков и продавцов алкогольной продукции.

Первым риском является неприменение новой системы и соответственно штрафные санкции.

Кроме того, с помощью новой системы будет проще проводить проверку легальности приобретенной продукции, снижается возможность реализации контрафакта.

Согласно статье 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц – от 200 000  до 300 000 рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. И в настоящее время уже сложилась устойчивая практика в отношении привлечения компаний к подобной ответственности. Согласно Постановлению Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 № 12АП-8636/2015 по делу № А12-27954/2015 общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 № 18АП-10849/2015 по делу № А07-12535/2015 суд счел доказанной вину общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и привлек общество к ответственности в размере 50 000 рублей. В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 № 18АП-9243/2015 по делу № А76-10484/2015 суд посчитал обоснованным штраф в размере 200 000 рублей.

Подобная судебная практика свидетельствует еще об одном виде рисков – судебных рисках. При этом судебная практика складывается не в пользу компаний, поэтому затягивать с внедрением новой системы не стоит.

Какие проблемы могут возникнуть с внедрением ЕГАИС?

Первой проблемой является, конечно, проблема дополнительных вложений во внедрение новой системы ЕГАИС.

Вторая проблема может быть связана с неотлаженным механизмом регулирования системы. При отказе системы или отказе покупателя от приобретения товара происходит удаление алкогольной продукции. Однако на практике при организации работы могут возникнуть проблемы, например, если нанесенный штрихкод не соответствует ГОСТу или истерлась поверхность марки. При приемке-передаче от оптового продавца розничному такую продукцию следует вернуть. Поэтому при приемке-передаче необходимо проверять не только  наименование продукции, но и штрихкоды, чтобы они могли использоваться в качестве средства контроля и читаться сканером. Дело в том, что в случае, если приемка продукции уже произошла, могут возникнуть споры с продавцом в отношении возврата продукции с нечитаемыми штрихкодами.

Таким образом, внедряя систему необходимо продумать также план действий в случае ее отказа или отказа покупателя от товара.

В заключение необходимо отметить, что, требования законодательства в отношении необходимости внедрения ЕГАИС заставляют работать бизнес по новым правилам. А вот с технической точки зрения, внедрение ЕГАИС не представляет особых трудностей для поставщиков алкоголя.


Приобрести комплект для подключения к ЕГАИС ФСРАР, в который входят защищенный носитель-токен JaCarta SE PKI/ГОСТ и квалифицированная электронная подпись, можно в Удостоверяющем центре «Такском»

Дата публикации: 29.07.2016