Представление электронных документов для подтверждения применения нулевой ставки НДС при экспорте

Екатерина Колесникова,

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Специально для компании «Такском»

С 4 квартала 2015 для документального подтверждения применения нулевой ставки НДС и получения налоговых вычетов налогоплательщики могут предоставлять свои сведения в виде реестров документов. 

 Реестры предоставляются по целому ряду операций, в частности:

  • реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
  • осуществление услуг международной перевозки товаров;
  • выполнение определенных видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
  • по иным основаниям. Полный перечень операций установлен в ст.165 и ст.164 НК РФ.

Реестры соответствующих документов могут представляться экспортерами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота вместо бумажных копий соответствующих документов, предусмотренных в положениях ст.165 НК РФ для каждой конкретной операции.
С развитием электронного документооборота налогоплательщики предпочитают дистанционные способы общения с органами власти, ведь это экономит не только время, но и ресурсы компании. Подтверждение права на нулевую ставку по НДС в виде реестров сведений через оператора электронного документооборота по ТКС также дает налогоплательщику уверенность в правильности применяемого формата документа, исключая наличие технических ошибок при передаче.

Какие документы можно представить в виде реестра

В соответствии с п. 15 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, экспортер может представить в налоговый орган в электронной форме реестр соответствующих сведений в зависимости от вида совершаемых экспортных операций в отношении:

  • таможенных деклараций с указанием регистрационных номеров этих деклараций,
  • транспортных, перевозочных, товаросопроводительных и других документов,
  • документов, подтверждающих факт оказания отдельных услуг.

Есть несколько основных видов реестров, предоставляемых в налоговую инспекцию в электронном виде:

  • Реестр №1. Вместо копий таможенных деклараций, предусмотренных пп. 3 и 5 п. 1 ст. 165 НК РФ, представляется реестр этих деклараций, с указанием в нем их регистрационных номеров.
  • Реестр №5. Вместо копий таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных пп. 3 и 4 п. 1 (за исключением вывоза с территории РФ припасов) ст. 165 НК РФ, представляется реестр указанных документов.
  • Нас же интересует Реестр №6. Вместо копий таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных абзацем пятым пп. 3 и абзацем восьмым пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ (при вывозе с территории РФ припасов) представляется реестр указанных документов.

Налогоплательщик самостоятельно выбирает способ подтверждения применения им нулевой ставки НДС в отношении экспортируемых товаров (за исключением реализации товаров с участием посредника и реализации, производимой в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам, (п. п. 2, 3 ст. 165 НК РФ)).
Таких способов несколько:

  • в виде реестра таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, в электронной форме, + копия контракта с иностранным лицом на бумажном носителе;
  • в виде реестра таможенных деклараций в электронной форме + копии контракта, транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории, на бумажном носителе;
  • все подтверждающие документы представляются в налоговый орган на бумажном носителе «по старинке».

Таким образом, получается, что единственный документ, который еще не включен в электронные реестры, это контракт с иностранной компанией на поставку товара.
При этом контракт или контракты могут быть представлены налогоплательщиком в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонам. Или и в виде комплекта документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения. Данное положение теперь закреплено в п.19 ст.165 НК РФ Федеральным законом от 23.11.2015г. №323-ФЗ.

Формат и порядок представления реестра в электронной форме

Форма и порядок заполнения реестров, а также формат и порядок представления их в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 №ММВ-7-15/427 "Об утверждении форм и порядка заполнения реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка представления реестров в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.11.2015, регистрационный N 39598).

Ознакомиться с формами реестров можно на официальном сайте ФНС России

В общем случае транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы РФ по соответствующей операции по реализации товаров (работ, услуг) содержат:

  • номер документа (указываются по графе 6 реестра). В случае отсутствия номера на документе, вне зависимости от вида транспорта в реестре указывается значение "б/н".
  • дату документа (указывается по графе 7 реестра).

При составлении международной товарно-транспортной накладной (CMR) номер CMR может быть указан в правом верхнем углу, а дата ее заполнения и наименование населенного пункта, где составлялась CMR, - в графе «21» «Составлен в/дата». Это связано с тем, что в соответствии со статьей 6 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в г. Женеве 19.05.1956) международная товарно-транспортная накладная должна содержать место и дату ее составления (но не номер документа).

При составлении реестра по транспортной железнодорожной накладной следует указать номер отправки, а также одну из следующих дат:

  • дату документального оформления приема груза к перевозке,
  • дату заключения договора перевозки.

В накладной и дорожной ведомости, а также в дорожной ведомости и квитанции о приеме груза графе "Календарные штемпеля, документальное оформление приема груза к перевозке" проставляется календарный штемпель с указанием даты документального оформления приема груза к перевозке.
Кроме всего прочего накладная должна содержать номер отправки и дату заключения договора перевозки (в соответствии со статьей 15 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 1 ноября 1951 года (с изменениями и дополнениями на 01.07.2015))
При этом указывается номер отправки, присвоенный перевозчиком в графе "Накладная №" в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №39.

В целях обеспечения возможности направления налогоплательщиками документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в налоговые органы в соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ приказом ФНС России от 29.06.2012 №ММВ-7-6/465@ (в ред. Приказов ФНС России от 31.08.2012 №ММВ-7-6/587@,от 17.03.2015 №ММВ-7-6/113@, от 28.11.2016 №ММВ-7-6/643@) утвержден формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В утвержденном формате предусмотрена возможность представления 11 видов документов в виде сканированных образов. Речь идет о тех документах, которые изначально были составлены на бумажном носителе (или в электронном виде в произвольном формате), и могут быть переданы в налоговый орган по ТКС в форматах jpg или tif.

  • счет-фактура (скан счета-фактуры можно передать в инспекцию лишь в случае, если она изначально была составлена в бумажном виде; составить электронный счет-фактуру в произвольном формате нельзя);
  • корректировочный счет-фактура;
  • товарно-транспортная накладная;
  •  акт приемки-сдачи работ (услуг);
  • грузовая таможенная декларация/транзитная декларация;
  • добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации;
  • спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости);
  • товарная накладная (ТОРГ-12);
  • договор и дополнительные соглашения (в т.ч. контракт (и дополнения к нему) с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза).

Тут нужно отметить, что ФНС России 18.01.2017г. издало Приказ № ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (документ вступил в силу 30.05.2017г.). В рамках данного Приказа будет организован прием любых документов налогоплательщика в виде сканированных образов без ограничений по их видам.

Порядок истребования документов при предоставлении реестров

Представление реестров в электронном виде не дает налогоплательщику стопроцентной гарантии, что соответствующие документы не нужно будет представлять в налоговый орган на бумажном носителе. В пункте 15 статьи 165 НК РФ установлен ряд случаев, когда у налогоплательщика могут быть запрошены документы, сведения из которых включены в представленные реестры.
Если налогоплательщик принял решение представлять реестры сведений вместо копий документов, то в ходе камеральной проверки могут запрашиваться в рамках ст.93 НК РФ только те документы, которые были указаны в представленных реестрах, с учетом особенностей отдельных положений п.15 ст.165 НК РФ.

Кроме того, налоговый орган вправе запросить отдельные документы у налогоплательщика при выявлении несоответствия сведений об экспортных операциях, полученных от таможенных органов, данным, содержащимся в представленных реестрах налогоплательщика.
Срок предоставления документов, установленный п.15 ст.165 НК РФ, равен 20 календарным дням с даты получения налогоплательщиком соответствующего требования. И, если запрошенные документы не будут представлены в установленный срок, право на применение ставки 0% будет считаться неподтвержденным.


Чтобы не заполнять реестры вручную установите у себя «Такском-Картотеку» – программный продукт, разработанный компанией «Такском», предназначенный для агрегирования, подбора и экспорта документов, хранящихся в различных информационных системах. С помощью «Такском-Картотеки» легко не только собрать нужные документы для подтверждения ставки НДС 0%, но ответить на требования ФНС. Подробнее о «Такском-Картотеке» можно узнать на сайте компании «Такском».

Дата публикации: 24.01.2018