Эксклюзивное интервью Сергея Разгулина - Налоговые «сюрпризы» 2014 года

- В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» органы государственной власти субъектов РФ в рамках налога на имущество организаций наделяются полномочиями по установлению особенностей определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Обязаны ли органы государственной власти субъектов устанавливать такие особенности?
- Нет. Для того чтобы региональный налог считался установленным, законами субъектов РФ должны быть определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога (если эти элементы не установлены НК РФ).
Таким образом, установление в пределах НК РФ особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество является правом органов государственной власти субъектов РФ, то есть таким же, как право установления налоговых льгот.

- Могут ли такие особенности быть введены в действие уже с 2014 года?
- Сам Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г. при условии, что он будет официально опубликован не позднее 30 ноября 2013 г.

Для применения с 1 января 2014 г. на территории соответствующего субъекта РФ новых правил исчисления и уплаты налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества, соответствующие законы и иные нормативные акты, предусмотренные главой 30 НК РФ, также должны быть официально опубликованы не позднее 30 ноября 2013 г.

- Как изменится с 2014 года порядок уплаты налога на имущество организаций?
- В рамках одного налога будут существовать нескольких налоговых баз: среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, и кадастровая стоимость для отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровой стоимостью будет определяться отдельно от налоговой базы по другому имуществу.

Кадастровая стоимость как налоговая база будет применяться к объектам недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства. Если в отношении этих объектов недвижимого имущества кадастровая стоимость не определена, налоговая база принимается равной нулю.

Кроме того, новый порядок определения налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, утвержденной в установленном порядке, может применяться в отношении:

1) административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

- Какие объекты будут относиться к указанному имуществу?
- Глава 30 НК РФ содержит критерии, наличие хотя бы одного из которых достаточно для отнесения недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Среди данных критериев:
- вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество (сведения об этом можно получить из государственного кадастра недвижимости);
- целевое использование имущества (изначальное предназначение или фактическое использование). Для соблюдения критерия «целевое назначение» - достаточно соответствие цели использования только 20% от общей площади здания (строения, сооружения).
Окончательно вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений будет определяться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом специального подзаконного акта, который должен быть принят Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России.

- Как налогоплательщик сможет узнать, что теперь его здание облагается по другому?
- Перечень объектов недвижимого имущества (административно-деловые, торговые центры, нежилые помещения, используемые в аналогичных целях), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, должен быть установлен на налоговый период уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно НК РФ такой перечень должен быть сформирован и опубликован не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу. Но установление такого перечня в декабре может повлечь налоговые споры из-за нарушений конституционных гарантий стабильности налоговых отношений.

Представляется, что для целей применения перечня с первого числа налогового периода уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ следует обеспечить его утверждение и размещение в открытом доступе не позднее 30 ноября предшествующего года.
Обратите внимание, что новые правила не будут применяться в отношении, например, торгового центра, если для него несвоевременно утверждена кадастровая стоимость или он не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода. В названных случаях в силу прямого указания НК РФ определение налоговой базы и исчисление суммы налога осуществляется исходя из среднегодовой стоимости имущества.

- Какими будут налоговые ставки?
- В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, субъект РФ обязан установить конкретные размеры ставок. Пределы ставок следующие:
для города федерального значения Москвы: в 2014 г. - 1,5%, в 2015 г. - 1,7%,
для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 г. - 1,0 %, в 2015 г. - 1,5%.
С 2016 года предельные ставки для всех субъектов РФ устанавливаются в одинаковом размере - 2%.
Сумма налога (авансового платежа) определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

- Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ слова «место нахождения (жительства) собственника имущества» заменены словами «место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство». Что меняется в связи с данной поправкой?
- Данным изменением уточняется понятие «место нахождения» для транспортных средств, не относящихся к морским, речным и воздушным транспортным средствам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

До 24 августа 2013 г. место нахождения транспортных средств определялось как место государственной регистрации. Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ создал действующую редакцию определения «место нахождения» такого имущества как место нахождения (жительства) собственника имущества. Это не учитывало ситуацию, при которой транспорт мог быть зарегистрирован по адресу, например, филиала организации.
В связи с тем, что место нахождения имущества определяет место уплаты налога, изменение, внесенное Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ, привело к тому, что транспортный налог стал уплачиваться только по месту нахождения организации.
Соответственно изменились межбюджетные отношения.
Минфин России разъяснил, что со дня вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ порядок уплаты транспортного налога в бюджеты по месту нахождения транспортных средств налогоплательщиками, которые поставлены на учет в налоговых органах до вступления в силу этого Федерального закона, не изменяется.
Таким образом, если законом субъекта была установлена обязанность уплаты авансовых платежей по итогам отчетных периодов, налог по транспортным средствам, зарегистрированным в период действия в 2013 г. статьи 83 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ), т.е. за третий квартал 2013 г., организации надлежало уплачивать по месту своего нахождения.

Поправки возвращают ранее существовавшую ситуацию, при которой налог уплачивается по месту регистрации транспортного средства.

- Изменения были внесены и в Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Что ожидать физическим лицам?
- С 1 января 2013 г. государственный технический учет объектов недвижимости на территории Российской Федерации органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию, не ведется.

Поскольку появления никакой новой инвентаризационной стоимости не предполагается, то в качестве нормы постоянного действия закрепляется правило об исчислении начиная с 2013 г. налога на имущество физических лиц на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 г.

Ставки налога могут устанавливаться нормативными правовыми актами представительныхорганов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор.

- Что представляет этот коэффициент?
- Данный коэффициент устанавливается Минэкономразвития России ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитывается как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году.
Коэффициент начнет применяться к расчету налога на имущество физических лиц за 2014 г.

Возможность дифференциации ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, сохраняется. В Москве дифференциация ставок возможна также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

Пределы ставок (минимальный от 0 до максимального 2% включительно) и соответствующие им величины суммарной инвентаризационной стоимости имущества (минимальный от 10 рублей - максимальный свыше 500 000 рублей) не изменились. Дата публикации: 01.11.2013