Бухгалтеры обсудили электронный НДС и получили новые рекомендации на 2016 год

Настоящий подарок для бухгалтеров приготовила компания «Такском», которая провела 26 и 27 января 2016 года бесплатный двухдневный семинар «Готовимся к сдаче годовой отчетности за 2015 год». Мероприятие прошло в рамках 23-й специализированной выставки «Бухгалтерский учет и аудит 2016», которая состоялась на ВДНХ в Большом конференц-зале павильона 69.
Программа второго дня семинара была насыщенной и конструктивной.
С приветственным словом к бухгалтерам обратилась руководитель Управления привлечения клиентов компании «Такском» Самойлова Е.Я. Она пожелала им плодотворной работы на семинаре, рассказала о новых продуктах и услугах компании, которые можно будет приобрести со скидкой, а также о розыгрыше призов и подарках, которые получат победители.
Перед аудиторией выступили: заместитель начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю Катяев А.С.; заместитель директора компании «Такском» Зудин В.Ю.; доцент Всероссийской государственной налоговой академии, ведущий аудитор аудиторской компании, налоговый консультант и аттестованный преподаватель ИПБ России Антошина О.А

Ведущие эксперты подвели итоги декларационной кампании по НДС за 2015 год, обсудили вопросы электронного взаимодействия бизнеса с налоговыми органами и наметили перспективы на 2016 год, дали ценные рекомендации по исправлению ошибок в бухгалтерском и налоговом учете.
Большое внимание было уделено новым расширенным декларациям по НДС, которые бухгалтеры сдают с 2015 года.
Присутствующим напомнили, что перед тем, как отправить декларацию по НДС, её нужно проверить на соответствие контрольным соотношениям. Если программа выявила в декларации ошибки, то их нужно сначала исправить, и только потом отправить в налоговый орган.
При выявлении несоответствий и расхождений налоговый орган направляет налогоплательщику требование о представлении пояснений. В ответ на это требование налогоплательщик должен направить квитанцию. Если этого не сделать, счет организации могут заблокировать. О приходе этого важного документа всегда напомнит оператор ЭДО. А всю необходимую информацию налогоплательщик может найти на сайте ФНС России в разделе «НДС 2015». 

Бухгалтеры узнали, что «за 3 квартал 2015 года налоговым органом было направлено 197 тыс. требований, это больше, чем за 2 квартал». Об этом сказал заместитель начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю Катяев А.С. Он сообщил, что в феврале требования будут направляться не только покупателям, но и продавцам. Само требование представляет собой сопроводительное письмо, а расхождения содержатся в двух приложениях: файлах в форматах pdf и xml. Причем цифра в скобках означает графу, в которой допущена ошибка.
Спикер обратил внимание на типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры при заполнении декларации по НДС. Ошибки, как правило, носят технический характер. Например, много ошибок допускают бухгалтеры при указании ИНН, номеров счетов-фактур, кодов видов операций по НДС. Так, эксперт разъяснил, что в книге покупок не может быть кодов: 07, 09, 10, 21, а в книге продаж – кодов 16, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 25.
Распространенная ошибка, когда вместо ставки НДС 18% указывают 10%, или, допустим, в декларации за 2-й квартал содержатся сведения и за 1-й квартал, и за 2-й. Одна из причин ошибок – агрегированные записи в книге покупок, задвоение счета-фактуры, некорректное заполнение ИНН и КПП контрагентов и др.
Эксперт также напомнил, что декларацию по НДС обязана представлять только головная организация. В то время как на практике декларацию зачастую представляет дочернее предприятие (обособленное подразделение).
Минимизировать ошибки можно. Для этого нужно усилить внутренний контроль визуальных ошибок, доработать учетные системы, корректно вести справочники, исключить человеческий фактор – ручной ввод при переносе сведений из счетов-фактур.
Совет – обнаружили ошибку? Сдавайте уточненную декларацию. Особенно в случае, если обнаружили ошибку в сумме налога, заявленной к вычету. 

На ошибки, допускаемые бухгалтерами, обратил внимание и заместитель директора компании «Такском» Зудин В.Ю. В качестве таковых он назвал некорректное указание стоимости товара по счету-фактуре (дробление), а также номера грузовой таможенной декларации (ГТД). Эксперт рассказал о трех видах контроля: упрощенном (зеленый цвет), обычном (желтый цвет) и усиленном (красный цвет), которые применяются при проверке деклараций по НДС, предложив использовать комплексный подход к автоматизации.
Избежать ошибок в декларации и автоматизировать работу с истребованиями помогут новые сервисы компании «Такском» – «Досье», «Картотека документов», «Сверься!».
«Бухгалтерия – один из самых ответственных участков и нужно быть максимально внимательными. Электронный документооборот всегда придет на помощь бухгалтеру, но для его внедрения необходимо перестроить бизнес-процессы», – отметил заместитель директора компании «Такском» Зудин В.Ю. – Электронный документооборот очень важен. Он экономит время, оптимизирует расходы, снижает риски. Сегодня бизнес может отправлять в электронном виде счета-фактуры, акты, накладные. Совсем скоро появится новый универсальный передаточный документ (новое название – счет-фактура с расширенным перечнем реквизитов). Это позволит бизнесу закрывать сделку не тремя, а одним документом», – подытожил спикер.
Эксперты сообщили, что в 2016 году бухгалтеров ждут два важных события: изменится декларация по НДС и появятся новые коды видов операций по НДС, которые будут действовать с 1 апреля 2016 года (проекты документов размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru).
С большим интересом бухгалтеры слушали выступление доцента Всероссийской государственной налоговой академии, ведущего аудитора аудиторской компании, налогового консультанта и аттестованного преподавателя ИПБ России Антошиной О.А., которая сообщила, что в 2017 году будут действовать два новых федеральных стандарта по бухучету. Эксперт рассмотрела типичные ошибки при учете амортизируемого имущества, основных средств, МПЗ, НМА, исчислении налога на прибыль и рассказала о том, как их исправить.
Спикер напомнила, что идентификация объекта должна быть четко конкретизирована в учетной политике, а срок полезного использования устанавливается организацией самостоятельно. Бухгалтерам разъяснили, что услуга считается потребленной в момент её оказания. Перевыставить услугу нельзя. 

В ходе семинара выступающие охотно отвечали на вопросы, интересующие бухгалтеров, давали им ценные советы и практические рекомендации.
Один из вопросов звучал так: «Как быть, если счет-фактура выписан в выходной день? Не будет ли это причиной отказа в вычете НДС?».
Эксперты заверили, что не будет. Или другой вопрос: «Организация сдает НДС через представителя. Нужно ли представлять в налоговый орган доверенность на бумаге?». Ответ – нужно.
В перерыве бухгалтеры смогли посетить стенд компании «Такском» и ознакомиться с презентацией новых продуктов и сервисов, которые помогают успешно сдавать декларации по НДС в налоговый орган.
Кроме того, участники семинара приняли участие в розыгрыше призов и подарков от компании «Такском», получив книгу Лапиной О.Г. «Годовой отчет 2015», а также выгодные скидки: 50% на подключение к системе электронной отчетности и 20% – на услуги Удостоверяющего центра. Всех желающих пригласили на февральские вебинары компании «Такском» и сообщили об открытии регистрации на Деловой конгресс, который состоится 25 февраля и будет посвящен сдаче отчетности за I квартал.

Год будет сложным, но мы справимся.

Первый день семинара на ВДНХ

Дата публикации: 01.02.2016