Отсутствие регистрации кассы и необоснованная налоговая выгода

Шестакова Е.В.

Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук

Специально для компании «Такском»

Налоговый кодекс не содержит четкого ответа на вопрос в отношении возникновения необоснованной налоговой выгоды, когда налогоплательщик не зарегистрировал кассовую технику. Есть судебные решения, в которых судьи признают, что незарегистрированная контрольно-кассовая техника привела к тому, что налогоплательщик получил необоснованную выгоду, например, не отражал всю выручку по кассе. Но есть и решения в пользу налогоплательщика. В данном материале мы рассмотрим, почему возникают данные споры.

Судебные споры в отношении необоснованной налоговой выгоды

Налоговый кодекс не содержит понятия «необоснованной налоговой выгоды». В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Операции, совершаемые при использовании незарегистрированной контрольно-кассовой техники, могут быть признаны необоснованной налоговой выгодой, поскольку:

  • продавец может не отражать все операции по кассе;
  • налоговый орган фактически не контролирует кассовую технику, которая не зарегистрирована;
  • не проверена исправность контрольно-кассовой техники.

Для покупателя-юридического лица и для индивидуального предпринимателя также приобретение товаров у лиц с незарегистрированной контрольно-кассовой техникой может привести к следующим негативным последствиям:

  • непризнание расходов для целей налогообложения прибыли;
  • невозможность получения налогового вычета по НДС;
  • признание хозяйственных операций неправомерными.

Каким же образом складывается судебная практика в отношении признания налоговой выгоды необоснованной?

  1. Судебные споры не в пользу продавца
    Признаком необоснованной налоговой выгоды может быть то, что налогоплательщик и его контрагент взаимозависимы, контрагент не отразил в составе доходов полученную выручку от реализации и не имеет зарегистрированную контрольно-кассовую технику (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.2014 № Ф06-15699/2013, Ф06-16590/2013 по делу № А06-1185/2014). Особо суд отметил, что ККМ не зарегистрированы. По месту регистрации не располагается, адрес регистрации - квартира, собственник которой ничего не знает о данной организации.
  2. Судебные споры не в пользу покупателя
    Необоснованная налоговая выгода может быть подтверждена тем, что контрольно-кассовая техника не зарегистрирована за продавцом товаров, работ, услуг, а принадлежит другому юридическому лицу (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2012 по делу № А57-21871/2011). Еще одним признаком необоснованной выгоды являются чеки, которые отпечатаны на ККТ вообще не зарегистрированной в налоговых органах (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2013№ Ф03-1258/2013 по делу N А51-12756/2012). Таким образом, незарегистрированная контрольно-кассовая техника негативно влияет на взаимоотношения продавца и покупателя.

    Во-первых, незарегистрированная контрольно-кассовая техника автоматически приводит к возникновению налогового спора, а также необходимости обжалования в судебном порядке правомерности признания как доходов, так и расходов.

    Во-вторых, подобные споры приводят к репутационным рискам, ведь в случае, если контрагент не является надежным поставщиком и использует незарегистрированную ККТ, покупатель больше не захочет обращаться еще раз и производить закупки у подобного продавца.

    В-третьих, существуют риски штрафных санкций. Так возможно доначисление налога расчетным путем, а также штрафных санкций в размере 20% от суммы неуплаченного налога. А также штрафы, предусмотренные за неправильное применение ККТ.

    Однако в некоторых случаях возможно доказать, что отсутствие регистрации контрольно-кассовой техники не привело к неуплате налогов в бюджет.

Какие доказательства можно использовать при возникновении спора?

Налоговый кодекс нам не дает ответ на вопрос — какие доказательства возможно использовать, чтобы доказать, что незарегистрированная касса никак не повлияла на уплату налогов. Действительно, ведь причины того, что касса не была зарегистрирована, могут быть банальны:

  • поломка основной кассы и необходимость продолжения работы на резервном аппарате;
  • отсутствие связи для онлайн-регистрации;
  • отсутствие необходимых знаний в отношении порядка регистрации кассовой техники.

В судах компании и предприниматели часто используют следующие доводы и доказательства для того, чтобы доказать, что необоснованной налоговой выгоды не возникло.

  1. Нарушение контрагентом-продавцом обязанности зарегистрировать контрольно-кассовую технику, а также выдать кассовый чек с соответствующими реквизитами является основанием для привлечения данного контрагента к установленной действующим законодательством ответственности, но не может свидетельствовать о получении покупателем необоснованной налоговой выгоды и отсутствии реальности хозяйственных операций (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2012 по делу № А44-1889/2011).
  2. Налогоплательщик может не знать, что контрагент имеет не зарегистрированную контрольно-кассовую технику. Налоговый орган должен представить доказательства того, что налогоплательщик знал или должен был знать о незарегистрированной контрольно-кассовой технике (Постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2012 по делу № А14-1076/2011).
  3. Действующее законодательство не предусматривает обязанность налогоплательщиков проверять факт регистрации контрольно-кассовой техники, применяемой контрагентами (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2011 по делу № А52-3741/2010).

Данные судебные споры свидетельствуют о возможности доказать отсутствие необоснованной налоговой выгоды. Вместе с тем, для того чтобы избежать риски полностью, необходимо учесть новый порядок регистрации контрольно-кассовой техники, который действует с начала этого года. И не забывайте, что сейчас все покупатели могут по чеку проверить регистрацию ККТ, используя онлайн-сервисы ИФНС или ОФД.

Например, специальный сервис «Такском-Чек» позволяет проверить все чеки, переданные в ФНС с помощью ОФД «Такском». Напомним, что по новым правилам реквизиты ОФД должны быть обязательно указаны в каждом чеке.

Каким образом упрощается порядок регистрации ККТ?

С 2017 года в целом порядок регистрации контрольно-кассовой техники упростился. В частности, возможно зарегистрировать новую технику онлайн. А для регистрации не нужно ехать в налоговый орган. Это особенно актуально для ситуаций, когда контрольно-кассовая техника сломалась. Что делать в этом случае? Закрывать торговую точку или же нарушать законодательство?! Многие компании регистрировали две кассы и одну из них использовали как резервную в случае поломки первой. Однако подобная практика вела к дополнительным расходам на содержание в исправном состоянии еще одной ККТ.

Сейчас же важно учитывать следующее.
Регистрация контрольно-кассовой техники представляет собой, как и ранее, внесение налоговым органом записи о ККТ. Однако данные, которые фиксируются ИФНС, изменились. С 2017 года фиксируются сведения об экземпляре модели контрольно-кассовой техники, ее фискального накопителя и о пользователе в журнале учета контрольно-кассовой техники, присвоение налоговым органом контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдача пользователю карточки регистрации контрольно-кассовой техники с указанием ее регистрационного номера на бумажном носителе или в электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью.

Основанием для регистрации кассы является ее приобретение или передача от головной организации филиалам и представительствам. Основанием для проведения перерегистрации ККТ является замена фискального накопителя, например по окончании срока его действия.

Заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и (или) заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через личный кабинет на сайте ФНС России. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете контрольно-кассовой техники.

Для регистрации ККТ необходимо заключить договор с оператором фискальных данных). Выбирая оператора, помните, что он обязательно должен быть внесен в реестр ОФД на сайте.

Несмотря на то, что процесс регистрации теперь возможен в режиме онлайн и не занимает много времени, все же, чтобы нивелировать риски лучше заранее продумать вопрос как регистрации новой кассы, так и перерегистрации уже существующих в компании касс.

Потому что, как было сказано ранее, отсутствие регистрации помимо установленных штрафов может повлечь неблагоприятные налоговые последствия как для продавца, так и для покупателя. И изменения в законодательстве о применении ККТ никак не избавят вас от риска обвинения в необоснованной налоговой выгоде.

Дата публикации: 17.08.2017