Пошаговая инструкция перехода на онлайн кассу

Екатерина Колесникова,

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
Специально для компании «Такском»

О том, что в России в ближайшем будущем начнут действовать онлайн-кассы известно уже многим. Добросовестные предприниматели-пользователи ККТ, наверно, уже успели ознакомиться с основными нововведениями, внесенными в Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016г. №290-ФЗ). Для тех, кто еще не успел ознакомиться с новыми требованиями, отмечу, что все модели ККТ планируется оснастить фискальным накопителем и функцией передачи данных, направляемых от ККТ через оператора фискальных данных в налоговый орган в режиме реального времени, что позволит фиксировать каждую транзакцию по продаже товара, работы, услуги. Несмотря на то, что многое уже известно, еще остаются вопросы по практической части перехода на модели ККТ нового уровня, которые требуют их детального рассмотрения.

Кто и когда должен перейти на работу с онлайн-кассой

Федеральным законом от 03.07.2016 №290-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен достаточно плавный переход на работу с ККТ по новым требованиям. Первоначально вступает в действие добровольный переход пользователей ККТ на онлайн-кассы. Но такая отсрочка предоставляется только до 30 июня 2017 года. При этом, с 1 февраля 2017 года зарегистрировать новую модель ККТ можно будет уже только в том случае, если она отвечает современным требованиям. Зарегистрировать кассу можно онлайн через «Личный кабинет» на сайте ФНС, в дальнейшем, возможно, такая функция появится и в «Личном кабинете» ОФД. 1 июля 2017 года произойдет повсеместный переход на новые принципы работы при расчетах с наличными денежными средствами, платежными картами. Исключением станут только субъекты малого предпринимательства, использующие патентную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а также оказывающие услуги населению при выдаче ими бланков строгой отчетности (для них установлен более поздний срок для перехода – 1 июля 2018 года).

Согласно ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ ККТ по-прежнему не будет применяться:

  • кредитными организациями в автоматических устройствах для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денежных средств;
  • организациями и индивидуальными предпринимателями с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:
    • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках (если доля таких товаров в общем обороте превышает 50%);
    • продажа ценных бумаг;
    • продажа в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
    • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
    • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (с учетом установленных ограничений);
    • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (с учетом установленных ограничений);
    • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
    • ремонт и окраска обуви;
    • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
    • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
    • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
    • и некоторые другие виды деятельности.
  • организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (перечень которых утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации),
  • и в некоторых других специфических случаях.

Таким образом, в новой редакции Закона № 54-ФЗ значительно расширена сфера применения ККТ, за счет включения в число обязательных пользователей кассовых аппаратов представителей малого бизнеса, оказывающих услуги населению, а также налогоплательщиков, находящихся на специальных режимах налогообложения (с 1 июля 2018 года). При этом для них предусмотрены некоторые упрощенные условия, а именно более длительный срок замены блока фискальной памяти, а также возможность применения налогового вычета, но об этом поговорим далее.

Модернизировать или купить новую модель ККТ

Первый вопрос, на который должен ответить каждый пользователь ККТ, - как ему следует поступить: купить новый кассовый аппарат в соответствии с утвержденным перечнем подходящих ККТ, либо модернизировать уже имеющуюся у него технику. Несмотря на то, что 1 июля 2017 года кажется такой далекой датой, над этим вопросом стоит задуматься уже сейчас, особенно, если организация имеет большой парк кассовых аппаратов.

По словам представителей ФНС России, в частности начальника Управления оперативного контроля ФНС России Бударина А.В., выступавшего на осеннем Деловом конгрессе компании «Такском» 5 октября 2016 г., 95-98% всех старых моделей ККТ смогут применяться в рамках нового законодательства при условии их доработки. Таким образом, речь идет скорее о массовой модернизации существующего парка ККТ организаций, а не о его тотальной замене. В настоящее время производителями ККТ уже разработаны определенные схемы модернизации старых моделей ККТ, которые позволят оснастить ККТ фискальными накопителями. Комплект такой модернизации будет предусматривать не только замену ЭКЛЗ на фискальный накопитель, но и дополнение функционала кассы в соответствии с требованиями законодательства. Способы передачи данных, благодаря которым фискальные данные будут направляться в налоговые органы (например, кабельная или беспроводная связь посредством систем Wi-Fi или Bluetooth), законом не ограничиваются. Этот вопрос руководитель организации (уполномоченное лицо) должен решать самостоятельно с производителем ККТ или представителем Центра технического обслуживания (ЦТО) исходя из специфики осуществляемой организацией деятельности. Ориентировочная стоимость комплекта модернизации на настоящий момент установлена в диапазоне от 3 000 руб. до 6 000 руб. в зависимости от модели ККТ. Также объявлена примерная стоимость самого фискального накопителя: 6 000 руб. – за 15-месячный, 9 000 руб. – за 3-летний фискальный накопитель.

Возможен такой вариант, что руководство компании сочтет обновление парка ККТ более целесообразным нежели его модернизацию, например, если в организации работают старые, подлежащие списанию, либо «морально устаревшие» модели ККТ. В таком случае первым шагом для организации станет снятие старых моделей ККТ с учета в налоговом органе, для чего в свою территориальную налоговую инспекцию надо будет подать заявление по установленному образцу, снять отчеты с ЭКЛЗ и осуществить ряд формальных действий в соответствии со старым порядком. После этого приобретенную новую технику можно будет поставить на учет. При этом, если такая регистрация будет проходить после 1 февраля 2017 года, то осуществлять ее нужно будет по новому порядку.

Зарегистрировать ККТ станет проще (об электронной постановке ККТ на учет)

К положительному эффекту от нового порядка применения ККТ следует отнести существенное упрощение процедуры регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ. Налогоплательщики имеют возможность регистрировать приобретенную ККТ удаленно через свой «Личный кабинет» на официальном сайте ФНС России. Причем, процедура должна выполняться незамедлительно в день обращения, а не в течение 5 дней, как это происходит в настоящее время. Кроме того, при онлайн регистрации отпадет необходимость посещения самого налогового органа, привлечения специалиста Центра технического обслуживания и предъявления налоговому инспектору самого аппарата.

Для электронной регистрации налогоплательщику необходимо заключить договор с оператором фискальных данных, например, с ОФД «Такском». В Личном кабинете пользователя ККТ на сайте ФНС с помощью шаблона нужно сформировать заявку на регистрацию ККТ, указав данные о себе как о пользователе ККТ, об изготовителе ККТ и ее серийном номере, изготовителе и экземплярах фискального накопителя, который встраивается в ККТ. Получив заявку, налоговый орган проводит проверку предоставленных данных, по результатам которой формируется регистрационный номер ККТ.

Пользователь ККТ, получив регистрационный номер ККТ, должен осуществить ряд действий по формированию отчета о фискализации ККТ, а именно ввести в ККТ ряд параметров, в том числе свой ИНН и регистрационный номер, который сформирован для данного экземпляра ККТ налоговым органом. Касса запомнит эти данные в некорректируемом виде и передаст в налоговый орган отчет о фискализации ККТ (сведения о том, что она получила и запомнила все данные). Далее налоговый орган формирует карточку регистрации, где, помимо регистрационного номера ККТ и ИНН налогоплательщика, указывает его наименование и адрес, данные фискального накопителя, подписывает карточку электронной подписью и направляет в Личный кабинет пользователя ККТ.

К еще одной новации в сфере применения ККТ можно отнести исключение необходимости для пользователя ККТ обращаться в Центр технического обслуживания (ЦТО) и\или к прочим посредникам при регистрации и перерегистрации ККТ, вследствие чего налогоплательщики смогут снизить свои ежегодные расходы на ККТ. Теперь пользователи могут обращаться за услугами в ЦТО только в том случае, когда посчитают участие сторонних специалистов необходимым, как, например, при поломках кассовых аппаратов. Замена же фискального накопителя вполне может осуществляться без привлечения специалиста, то есть собственными силами пользователя. Но пока нам не известны требования производителей ККТ по данному вопросу, определенные выводы делать рано.

Заключение договора с оператором фискальных данных (ОФД)

Это следующий и очень важный шаг на пути по переходу к работе с онлайн-кассой. Как нам известно, передача данных в налоговые органы в соответствии с новыми требованиями законодательства будет осуществляться только посредством ОФД. Под ОФД подразумевается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и находящееся на ее территории, которое получило разрешение на обработку фискальных данных.

В полномочия ОФД входит обработка фискальных данных, включающая в себя любые действия, совершаемые с применением соответствующих технических средств при формировании и (или) использовании базы фискальных данных, включая получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним.

Cтоимость услуг ОФД в среднем будет составлять около 3 000 руб. в год за одну кассу. Предложения ОФД должны представлять собой публичную оферту, а особенности каждого договора с клиентом оговариваться индивидуально. Кто будет производить программный (системный) переход на новый порядок работы с ККТ - информационный отдел компании или привлеченные специалисты - вопрос к руководству компании.

Работа с ОФД также предполагает наличие своего Личного кабинета, в котором пользователь ККТ сможет выполнять различные функции:


Например, сервис «Личный кабинет» ОФД «Такском» позволяет владельцам касс проводить мониторинг работы техники, видеть финансовые и отчетные документы в режиме реального времени, а также отслеживать график смены фискального накопителя.

Для Центров технического обслуживания ОФД «Такском» предлагает «Личный кабинет партнера», который также имеет множество удобных функций для работы с парком ККТ. Более подробная информация об этом на нашем сайте.


Конечно модернизация ККТ и\или приобретение новых моделей, а также услуги ОФД предполагают дополнительные затраты для бизнеса. Но законодатель все же постарался сделать переход на новые форматы работы более мягким для пользователей ККТ, например, налогоплательщик будет иметь право уменьшить исчисленную сумму налога, на сумму понесенных расходов на приобретение (модернизацию) ККТ. Вычет будет распространяться только на индивидуальных предпринимателей, использующих специальные режимы налогообложения, которые до 1 июля 2018 года осуществляли деятельность, не требующую применения ККТ. Вычет будет предоставляться при условии, что данная техника зарегистрирована в соответствии с новым порядком применения ККТ в период с 14.07.2016 по 01.07.2018.

Дата публикации: 18.11.2016