Налоги на имущество

С.В. Разгулин
действительный государственный советник РФ 3 класса

Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"» закрепляет начатую ранее тенденцию перехода к налогообложению имущества исходя из кадастровой стоимости. С 2015 года такой порядок распространен на имущество физических лиц. Этим и некоторым другим изменениям в исчислении транспортного, земельного налогов и налога на имущество посвящено интервью.

—  НК РФ дополнен новой главой о новом налоге... 
Да, федеральный закон дополнил НК РФ новой главой, по счету это уже глава 32 – «Налог на имущество физических лиц». Для второй части НК РФ – это новый налог. В настоящее время имущество физических лиц облагается в соответствии с Законом РФ № 2003-1, принятым еще 9 декабря 1991 г. С принятием данной главы кодификация налогового законодательства может считаться завершенной.
Налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам. Обратите внимание, что это не налог на недвижимость. Имущество и земля по-прежнему облагаются отдельными налогами на основе разных глав НК РФ.
Переходные положения Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ по неизвестной причине закрепляют норму о том, что нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) о введении с 1 января 2015 года налога на имущество физических лиц должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года. Эта норма переходных положений не в полной мере соответствует НК РФ, так как при официальном опубликовании акта о введении нового налога 1 декабря 2014 г. не соблюдается требуемый статьями 5 и 6.1 НК РФ месячный срок между днем публикации и днем вступления акта в силу.

— Если представительный орган муниципального образования не примет в 2014 году нормативный акт о налоге на имущество физических лиц, значит, налог взиматься не будет?
Да, в 2015 году имущество физического лица на территории соответствующего муниципального образования облагаться не будет, поскольку «новый» налог на имущество не введен, а Закон РФ № 2003-1 о «старом» налоге утратит силу с 1 января 2015 г. Но за периоды до 2015 года налог на имущество должен быть уплачен по Закону РФ № 2003-1.

— Какими полномочиями наделены местные власти при введении налога? 
Органами власти на местах при введении налога определяются конкретные размеры налоговых ставок, особенности определения налоговой базы, а также могут устанавливаться дополнительные к главе 32 НК РФ налоговые льготы.

— Будут ли уплачивать налог индивидуальные предприниматели? 
Налог подлежит уплате физическими лицами, независимо от гражданства и налогового статуса, в том числе, индивидуальными предпринимателями на общем режиме налогообложения. Применение специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) освобождает индивидуальных предпринимателей от налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (то есть, в отношении нежилых помещений, а в некоторых случаях – и жилых помещений).

 Изменился ли объект налогообложения? 
Для того, чтобы признаваться налогоплательщиком, физическое лицо должно обладать на праве собственности следующим имуществом:

1) жилой дом; к этому виду объектов отнесены и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иное здание, строение, сооружение, помещение.

По сравнению с действующим перечнем объектов новый перечень расширен за счет единого недвижимого комплекса (данный объект может состоять из жилых и нежилых помещений); объекта незавершенного строительства. Повторим, что у физического лица должно быть свидетельство о регистрации права собственности на соответствующее имущество.

 А если физическое лицо владеет имуществом на праве собственности совместно с иными лицами? 
Сама доля в праве общей собственности на имущество с 2015 года не будет являться отдельным объектом налогообложения. Наличие нескольких собственников у одного имущества будет учитываться налоговым органом при исчислении налога в зависимости от вида общей собственности. Если общая собственность долевая, то налог рассчитывается пропорционально долям, если совместная – то в равных долях. 

— Сколько налоговых баз предусмотрено в рамках налога? 
Налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, если речь идет об административно-деловых и торговых центрах (нежилых помещениях, предназначенных для этих целей).
В отношении иных объектов во всех муниципальных образованиях субъекта РФ может применяться или инвентаризационная или кадастровая стоимость, но с 2020 года – только кадастровая стоимость. Начиная с 1 января 2020 года по налогу на имущество физических лиц определение налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.
Согласно переходным положениям к Федеральному закону от 04.10.2014 № 284-ФЗ, если субъектом Российской Федерации утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, то законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить в срок до 20 ноября 2014 года единую дату начала применения на территории этого субъекта порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года. По всей видимости, в этом случае иная налоговая база применяться не может. Но это не означает, что налог вводится на всей территории такого субъекта РФ при отсутствии нормативных актов представительных органов муниципальных образований.

— На какие суммы может быть уменьшена полученная в результате кадастровой оценки стоимость имущества? 
Налоговая база, которая определяется как кадастровая стоимость жилого объекта, уменьшается на «налоговые вычеты». Это своего рода «скидка», призванная компенсировать погрешность расчета. Минимальные размеры таких вычетов составляют:

— для квартиры - кадастровая стоимость 20 квадратных метров общей площади этой квартиры,
— для комнаты - кадастровая стоимость 10 квадратных метров площади этой комнаты,
— для жилого дома - кадастровая стоимость 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома,
— для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), - один миллион рублей.

На местном уровне размеры вычетов могут быть увеличены, но не уменьшены.
Вычеты применяются автоматически без какого – либо заявления налогоплательщика.
Если после применения вычета получится нулевой или отрицательный результат, налог не исчисляется. 

При расчете налога на основе инвентаризационной стоимости объекта налогообложения будут использоваться последние данные об инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора, которые были представлены в налоговые органы до 1 марта 2013 года (в настоящее время инвентаризационная стоимость не определяется). 

 Как меняются налоговые ставки? 
Предусмотрено несколько налоговых ставок. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, налоговые ставки не должны превышать 0,1% в отношении:

— жилых домов, жилых помещений;
— объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
— единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
— гаражей и машино-мест;
— хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Указанные налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены максимум в три раза местными органами власти на соответствующей территории.
Налоговые ставки не могут превышать:

— 2% – в отношении административно-деловых и торговых центров (нежилых помещений, предназначенных для этих целей), а также объекта налогообложения, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.;
— 0,5% - в отношении прочих объектов налогообложения.

Для объектов с инвентаризационной стоимостью налоговые ставки не отличаются от действующих: от 0 до 2% включительно. Ставка применяется к суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).

 Могут ли ставки различаться по регионам? 
Могут. Помимо разницы в абсолютных величинах, которая может возникать вследствие установления ставок в предусмотренных НК РФ пределах, ставки допускается дифференцировать в зависимости от:

— кадастровой стоимости объекта;
— суммарной инвентаризационной стоимости объектов, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
— вида объекта налогообложения;
— места нахождения объекта налогообложения;
— видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

 Предусмотрены ли на федеральном уровне налоговые льготы по местному налогу? 
Действующие налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога сохранены практически дословно, в том числе, например, для участников гражданской войны. Также сохранена наиболее востребованная льгота – для пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, и для лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Льготы, установленные НК РФ, действуют на территории всей РФ и не требуют подтверждения представительными органами муниципальных образований (городов федерального значения).
Налоговая льгота не предоставляется в отношении:

— административно – деловых и торговых центров (нежилых помещений, предназначенных для этих целей),
— объекта налогообложения, с кадастровой стоимостью от трехсот миллионов одного рубля и выше.

Причем льгота для таких объектов не может быть предоставлена и нормативными актами муниципальных образований (законами городов федерального значения).

 Как физическое лицо может получить освобождение от уплаты налога? 
Налоговая льгота предоставляется только в отношении следующих объектов:

1) квартира или комната;
2) жилой дом;
3) помещение или сооружение, используемое в качестве творческих мастерских, ателье, студий; жилое помещение, используемое в качестве музея, галереи или библиотеки;
4) хозяйственное строение или сооружение, площадь которого не превышает 50 кв.м, расположенное на земельных участках, предоставленных для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
5) гараж или машино-место.

Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика. При этом перечь льгот сформулирован как в отношении субъектов – отдельных категорий физических лиц, так и в отношении объектов – отдельных видов имущества. При этом льготируемые объекты отнесены в целях получения льгот к самостоятельным видам объектов налогообложения. То есть, если у налогоплательщика есть две квартиры и при этом два основания для применения налоговых льгот (например, пенсионер является родителем военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей), льгота предоставляется только на одну квартиру.
Пенсионер, воспользовавшийся льготой в отношении жилого строения на земельном участке, одновременно применить льготу в отношении жилого дома не сможет (это объекты одного вида). Если же у такого налогоплательщика имеется квартира и жилой дом или жилой дом и хозяйственное строение, то освобождение действует в полном объеме, так как это разные виды объектов.
Для получения льгот необходимо до 1 ноября года, предшествующего году, за который будет исчисляться налог, обратиться в налоговый орган с заявлением, документами, подтверждающими право на налоговую льготу, и уведомлением об объекте (объектах), в отношении которых есть желание воспользоваться льготой. Изменить выбранные для льготирования объекты можно только через год.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налоговая льгота предоставляется налоговым органом в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Следует иметь в виду, что если налогоплательщик не представит заявление и документы о праве на льготу, то налог исчисляется без учета льгот. В последующем, но по общему правилу, не позднее трех лет со дня уплаты налога, налогоплательщик вправе обратиться за возвратом излишне уплаченной суммы налога (пункт 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

— Должно ли физическое лицо самостоятельно исчислять налог, представлять декларации? 
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода (календарного года) отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Причем, если рассчитанная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения сумма налога окажется больше суммы налога, рассчитанной за последний период применения инвентаризационной стоимости, то в первые четыре года с начала определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости сумма налога, подлежащая уплате, будет расти на 20% в год.
Декларация по налогу не предусмотрена. Для проверки произведенного налоговым органом расчета физическое лицо может запросить у органов Росреестра сведения из государственного кадастра недвижимости, в том числе о кадастровой стоимости объекта.

 В какие сроки надо уплатить налог? 
Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Иными словами, если налог будет введен с 2015 года, то его надо уплатить не позднее 3 октября 2016 года (1 и 2 октября 2016 года – выходные дни).
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом не ранее чем за 30 рабочих дней до 1 октября. Уведомление направляется по адресу места жительства, за исключением случая, когда физическое лицо сообщило в налоговый орган иной адрес для получения корреспонденции.

— А если уведомление не было получено?
С одной стороны, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
С другой стороны, с 2015 года закреплена обязанность физического лица сообщать в налоговый орган сведения о наличии у него объектов налогообложения в случае неполучения физическим лицом уведомления. Сообщение должно быть сделано до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом, за который уплачивается налог), однократно.
Когда налоговый орган исчисляет налог на основе имеющейся у него информации, физическое лицо может быть привлечено к уплате налога не более чем за три налоговых периода (года), предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Если же исчисление налога производится на основе представленного физическим лицом сообщения, то в двухлетний льготный период (с 1 января 2015 года до 1 января 2017 года) исчисление налога производится только за один год – год, в котором физическое лицо сообщило налоговому органу о «необложенном» имуществе. Об этом сказано в статье 52 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ)

 Какие изменения затронули главы НК РФ о других налогах с имущества? 
Устанавливая транспортный налог, органы субъектов Российской Федерации смогут определить налоговую ставку в установленных НК РФ пределах, а в отношении налогоплательщиков-организаций определить также порядок и сроки уплаты налога. Аналогичные по смыслу изменения внесены в главу о земельном налоге.
Из этого следует, что порядок и сроки уплаты физическими лицами транспортного налога, земельного налога будут устанавливаться только НК РФ. Напомню, что с 2015 года сроки их уплаты станут одинаковыми на всей территории РФ – не позднее 1 октября (Федеральный закон от 02.12.2013 № 334-ФЗ).

— Нужно ли платить налог с общего имущества многоквартирного дома?  Из объекта налогообложения земельным налогом исключены земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (новый подпункт 6 пункта 2 статьи 389 НК РФ).
В рамках нового налога на имущество также не признано объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Необходимо отметить, что во многом, данное освобождение является вынужденным, поскольку администрирование уплаты налогов собственниками квартир с общего имущества в многоквартирном доме должным образом не урегулировано. Выпадающие бюджетные доходы скорее всего компенсируются учетом стоимости земельного участка и общего имущества в стоимости квартир такого дома при проведении кадастровой оценки. 

– Какие еще поправки можно отметить? Более четко прописан порядок расчета земельного налога и налога на имущество физических лиц за месяц возникновения (прекращения) у налогоплательщика права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (имущество). В частности, если право возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращено после 15-го числа месяца, то месяц возникновения (прекращения) указанного права принимается за полный месяц, то есть, за него нужно уплатить налог как за полный месяц обладания имуществом.

Если право возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращено до 15-го числа месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права при расчете не учитывается..

 Есть ли изменения в порядке уплаты организациями налога на имущество? 
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Статьей 374 НК РФ к объектам налогообложения для российских организаций отнесено движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению). Данное имущество должно учитываться на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Иное, то есть ситуация, при которой имущество не учитывается на балансе, предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Обратите внимание, что ссылка на статью 378.2 НК РФ была включена в статью об объекте налогообложения Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ.
Дополнениями в статью 378.2 НК РФ устанавливаются особенности определения налоговой базы в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В отношении этих объектов наряду с административно-деловыми и торговыми центрами (предназначенными для этих целей нежилыми помещениями) налоговая база будет рассчитываться как кадастровая стоимость имущества.
В этой связи, с такого жилого имущества, отражаемого в учете, предположим, как товар или запасы, также будет взиматься налог. При этом нежилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств, налогом не облагаются.

— Изменились ли ставки налога на имущество? 
В 2015 году налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, не может превышать следующих значений: для Москвы – 1,7%, для иных субъектов Российской Федерации – 1,5%.
Конкретные ставки обязательно должны быть установлены законом субъекта РФ.

 Очень большое количество споров связано с определением кадастровой стоимости. Учтены ли в поправках случаи изменения кадастровой стоимости после ее утверждения? 
Учитывая многочисленные судебные споры о кадастровой стоимости, отсутствие единообразных подходов у судебных органов, непосредственно в НК РФ введены правила применения кадастровой стоимости для целей налогообложения налогом на имущество организаций, земельным налогом, налогом на имущество физических лиц.
Общим правилом становится запрет на ретроспективный учет изменений кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Исключения составляют:

— изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет. Такое изменение учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка;
— изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 2418 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Такие изменения учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Такие изменения учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

— недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.


Дата публикации: 15.10.2014