Новые обязанности налогоплательщика по сдаче документов

Шестакова Е.В.
Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук
Cпециально для компании «Такском»

Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» внес поправки в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми подача пояснений к декларации также должна осуществляться в электронном виде. Ранее налогоплательщики также могли представлять пояснения в электронном виде, но подобной обязанности у них не было. Поэтому  налоговики часто вызывали налогоплательщиков на прием, что отнимало немало времени, и налогоплательщики посылали подтверждающие документы по почте. Но скоро такая практика станет архаизмом.

Какие новые обязанности возложены на налогоплательщика

Согласно Федеральному закону от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа.

Какие документы чаще всего истребует налоговый орган

К таким документам относятся:

  • счета-фактуры;
  • документы, подтверждающие фактическую уплату НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • документы, подтверждающие уплату НДС, удержанного налоговыми агентами;
  • договор аренды помещения или документ, подтверждающий право собственности на помещение (при аренде государственного и муниципального имущества — счета-фактуры, выписываемые арендатором самостоятельно);
  • оборотно-сальдовые ведомости (по счетам 60 и 62 с расшифровкой контрагентов);
  • документы (товарные накладные), подтверждающие постановку на учет товароматериальных ценностей и основных средств (информация по счетам 10, 41, 01, 07);
  • книга покупок, книга продаж;
  • анализ счетов 68, 62, 90, 60;
  • товарные накладные ТОРГ-12, акты приемки-передачи услуг.

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи.
Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Кроме того, в электронном виде представляются пояснения. Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
Таким образом, с июня нужно представлять пояснения только в электронном виде.


Представить документы и пояснения в инспекцию ФНС России можно по электронным каналам связи в рамках статьи 93 НК РФ и Приказа ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@. Пользователю предлагается на выбор широкая линейка специализированного программного обеспечения.


Когда необходимо подавать пояснения

По общему правилу, требование о представлении пояснений налоговый орган направляет налогоплательщику самостоятельно. Получив такое требование, налогоплательщик должен в течение 6 рабочих дней передать в инспекцию квитанцию о приеме (пункт 5.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пояснения, необходимые налоговому органу, нужно подать в течение 5 рабочих дней с момента получения соответствующего требования (пункт 2,6 статья 6.1, пункт 3 статья 88 НК РФ), а согласно поправкам, также необходимо представить в электронном виде дополнительные документы в течение 10 дней со дня возникновения соответствующих оснований у налогового органа. К негативным последствиям, которые могут возникнуть, относится блокировка расчетного счета налогоплательщика. В случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении пояснений налоговым органом в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи указанной квитанции, может быть принято решение о приостановлении операций по банковскому счету (Письмо ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395«О требовании представить пояснения»).
Поэтому понятно, что налогоплательщик сам заинтересован в подаче пояснений.
Полный перечень ситуаций, когда налоговый орган запрашивает пояснения, в Налоговом кодексе не определен. Вместе с тем, налоговый орган запросит пояснения в следующих случаях:

  1. Подача уточненной декларации.
  2. Согласно статье 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать  налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

  3. Наличие ошибок в декларации по НДС.
  4. Согласно статье 88 НК РФ в том случае, если налоговым органом выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то ИФНС вправе потребовать от налогоплательщика соответствующие пояснения. В письме ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (ред. от 07.04.2015) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» указывается, что пояснения могут затребовать, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки, противоречия между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость или несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговым органом при направлении сообщения.
    Часто на ошибки указывает несоответствие контрольных соотношений в декларации по НДС.
    Контрольные соотношения в декларации по НДС установлены в Письме ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@ «О направлении контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость». Несоответствия контрольных соотношений в декларации по НДС может быть не связано с переносом вычета, например, на иной налоговый период.

  5. Представление отчетности, в которой сумма налога заявлена к уменьшению или возмещению.
  6. Если компания осуществляет экспортные операции или иные льготные операции, не облагаемые НДС, то в этом случае в декларации по НДС сумма налога будет заявлена к возмещению.
    В Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» к критериям налогового риска относится отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
    В этом случае налоговый орган запросит пояснения и документы, подтверждающие право на вычеты по НДС в соответствии со статьей 172 НК РФ (пункт 8 статья 88 НК РФ).

  7. Применение налоговых льгот.
  8. В силу пункта 6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики по требованию налоговых органов обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы в случае их использования.
    При применении указанной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в пункте 1 статьи 56 Налогового Кодекса, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
    В связи с этим действие пункта 6 статьи 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в статье 149 НК РФ основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.
    Вместе с тем со ссылкой на положения пункта 6 статьи 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (пункт 2 статьи 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании статьи 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

  9. Представление декларации по налогу, связанному с использованием природных ресурсов.
  10. Согласно пункту 9 статьи 88 НК РФ, налоговый орган вправе истребовать документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
    Вместе с тем, в некоторых случаях возможно «опередить» налоговый орган и представить пояснения заранее.

Когда лучше перестраховаться и заранее представить пояснения

В некоторых случаях лучше представить соответствующие пояснения заранее.
Когда это потребуется? Например, если вы как налогоплательщик сразу знаете, что налоговый орган потребует пояснения в связи со значительными вычетами по НДС. Во избежание отказа в возмещении или дополнительных запросов при проведении камеральной налоговой проверки сразу при подаче налоговой декларации целесообразно представить пояснения, которые позволят увидеть правомерность заявленных вычетов. Еще один вариант, например, если вы подаете уточненную налоговую декларацию, в которой заявлена сумма налога к уменьшению, поскольку подача такой декларации может повлечь запрос пояснений, то соответственно лучше их заблаговременно представить в налоговый орган.
Если вы исправили какую-то ошибку и подали уточненную декларацию, то подобные пояснения также не будут лишними.
А вот предоставлять дополнительно документы, которые не затребовал налоговый орган, не нужно.

Алгоритм взаимодействия с налоговым органом

Алгоритм взаимодействия с налоговым органом можно найти в письме ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 «О требовании представить пояснения». Он касается ошибок, но может использоваться и в других случаях.
Налогоплательщику необходимо:

  • передать налоговому органу квитанцию о приеме требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом;
  • в отношении записей, указанных в требовании, проверить правильность заполнения налоговой декларации, сверить запись, отраженную в налоговой декларации, со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения;
  • в случае необходимости представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями при выявлении в представленной декларации по НДС ошибки, приводящие к занижению суммы налога к уплате;
  • если имеется ошибка в декларации, но она не повлияла на сумму НДС, нужно представить пояснения с указанием корректных данных;
  • если после вашей проверки корректности заполнения декларации ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем представления пояснений.

Соответственно, если ошибок нет, то пункты, связанные с ошибками, налогоплательщику возможно пропустить.

В заключение необходимо отметить, что негласный порядок представления пояснений в электронном виде существовал и ранее (Письмо ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 «О требовании представить пояснения»). Однако теперь такая обязанность закреплена в НК РФ. Это означает, что избежать подачи документов и пояснений в электронном виде не удастся.

Но в целом, подача пояснений в электронном виде имеет целый ряд преимуществ, таких как экономия времени налогоплательщика, поскольку отсутствует необходимость посещать ИФНС или отстаивать длинные очереди на почте, нет необходимости дублировать документы на бумажных носителях. Кроме того, возможно избежать технических ошибок, например, вместе с пояснениями можно подать скан-образы иных документов. Для многих компаний, особенно если речь идет о крупном и среднем бизнесе, очень важна конфиденциальность, которая обеспечивается за счет криптографической защиты и электронной цифровой подписи. И конечно, повышается оперативность обработки информации, исключаются технические ошибки, а это очень важно, если речь идет о налоговом вычете или возврате НДС.


Сдать электронную форму через Интернет и сэкономить время и средства можно с помощью продуктов компании «Такском»: «Онлайн-Спринтер», «Доклайнер», «1С-Спринтер».

Дата публикации: 15.08.2016