Повышение прозрачности российского бизнеса и деофшоризация: возможности и вызовы

Так называлась ежегодная налоговая конференция Российского союза промышленников и предпринимателей, которая состоялась 17 марта в Москве в рамках Недели российского бизнеса 2014.

В мероприятии приняли участие: заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов, заместитель министра экономического развития РФ С.Ю. Беляков, заместитель руководителя ФНС России Д.В. Егоров, председатель Совета директоров компании «Такском» А.Р. Меликджанян, руководитель рабочей группы по дорожной карте «Совершенствование налогового администрирования», директор фирмы «1С» Б.Г. Нуралиев и другие.

Открыл мероприятие Президент РСПП Александр Николаевич Шохин. Приветствуя аудиторию, он отметил важность обсуждаемой темы и обратил внимание на то, какие меры следует предпринять нашему государству, чтобы вести бизнес в России стало предпочтительнее. Прежде всего, необходимо улучшить инвестиционный климат, устранить административные барьеры, повысить эффективность судебной системы и гражданско-корпоративного законодательства.

Деофшоризация российской экономики – самая важная на сегодняшний день тема, которая волнует государство и заботит бизнес.

Причины, по которым бизнес пользуется офшорными юрисдикциями: недостаточная защита прав собственности, активов и капитала, высокий уровень фискальной нагрузки, отсутствие конкурентной среды. Поэтому необходимо создать в России условия, которые повысят привлекательность ведения бизнеса в нашей стране.

Одним из таких условий является снижение налоговой нагрузки на бизнес. На этом акцентировал внимание аудитории заместитель министра финансов РФ Сергей Дмитриевич Шаталов. Он сообщил, что налоговая нагрузка в прошлом году составила 33,3% (это ниже, чем в предыдущие годы). И в дальнейшем налоговая политика не предполагает роста налоговой нагрузки.

О необходимости не увеличивать налоговую нагрузку, совершенствуя налоговое администрирование, сказал заместитель руководителя ФНС России Даниил Вячеславович Егоров. Он отметил, что налоговое ведомство не предусматривает увеличивать нагрузку на бизнес, прежде всего, в рамках выездных проверок, количество которых значительно сократилось. И, несмотря на то, что поступления от проверок увеличились, это не является самоцелью, – сказал Д.В. Егоров. Он обратил внимание на то, что действенным инструментом эффективного налогового администрирования является электронный документооборот, который успешно развивает ФНС России в сегментах В2В и В2G. Организации уже стали применять электронные счета-фактуры и совсем скоро будут использовать универсальный передаточный документ, формат которого разрабатывает налоговое ведомство.

Вопросы налогового администрирования были затронуты и в выступлении директора фирмы «1С» Бориса Георгиевича Нуралиева. Он отметил, что 10 февраля 2014 года Правительством была утверждена «дорожная карта» по совершенствованию налогового администрирования. Она предусматривает комплекс мер, предусматривающий электронное взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов, сокращение времени на подготовку и сдачу налоговой отчетности, отмену командировочных удостоверений и т.д.

«Электронный документооборот автоматизирует процедуру налогового администрирования», – подчеркнул в своем выступлении Председатель Совета Директоров компании «Такском» Александр Рубенович Меликджанян. Он затронул аспекты прозрачности компании за счет применения электронного документооборота как с государством, так и с контрагентами. С государством – прежде всего, за счет представления электронной отчетности в контролирующие органы, уведомлений по контролируемым сделкам, а также истребуемых налоговым органом документов в подтверждение налоговых льгот. Для контрагентов – это использование новых форм делового взаимодействия: налоговый и бухгалтерский учет сделок в электронном виде, договорная и претензионная работа, факторинг и др. Преимуществами электронного документооборота являются сокращение издержек, ускорение бизнес-процессов, безопасность и надежность, снижение рисков (начисление пени и штрафов) за ошибки в оформлении документов. Поэтому за последнее время электронный документооборот является приоритетным для многих компаний. Доля компаний, использующих электронные документы, постоянно растет. «И если в мае 2013 года на электронный документооборот планировало перейти 10% опрашиваемых компаний, то уже к ноябрю прошлого года их число достигло 26%. Эти данные говорят о том, что у России есть огромный потенциал роста в использовании электронных документов! А реализованные технологии Операторов электронного документооборота уже сейчас обеспечивают возможность обмена электронными документами с международными компаниями», – сказал А.Р. Меликджанян.

«Мир становится более прозрачным и государства тоже в большинстве стран прогрессируют в этом направлении», – подытожил заместитель генерального директора Межведомственного аналитического центра Юрий Вячеславович Симачев.

Подводя итоги конференции, участники приняли проект резолюции, в которой наметили ключевые вопросы, которые необходимо обсудить с предпринимательским сообществом. Как, например, будет стимулироваться переход из офшорных юрисдикций в налоговое резидентство в России? И будет ли проводиться налоговая амнистия для компаний, принявших решение о выходе из офшорной юрисдикции? Без детального обсуждения с бизнес-сообществом этих и других актуальных вопросов деофшоризация экономики невозможна!

Дата публикации: 20.03.2014