Онлайн-кассовая дисциплина входит в жизнь малого бизнеса

В Высшей школе экономики прошел семинар, посвященный кассовой дисциплине и первым итогам реформы в сфере применения ККТ. По словам заместителя директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ Т.Б.Школьной, «эта тема рассмотрена  по запросу аудитории на площадке ВШЭ не впервые». Благодаря партнерским отношениям компании «Такском» с ИНМиЭН семинары, освещающие, в том числе вопросы перехода на онлайн-кассы, проводятся систематически. Такие информационные мероприятия, как отметил руководитель Департамента маркетинга и рекламы компании «Такском» В.Ю.Зудин, «позволяют держать бизнес-сообщество в курсе последних законодательных требований, а также предоставляют возможность аудитории получить ответы на свои злободневные вопросы непосредственно из уст экспертов».

На текущий момент весь крупный и средний бизнес  перешел на контрольно-кассовую технику нового образца. К операторам фискальных данных подключено 1 463 000 онлайн-касс — фактически микрокомпьютеров, передающих данные в ФНС в режиме реального времени. И это говорит об успешном завершении первого этапа проекта по переходу «розницы» и сферы услуг на инновационную ККТ. Этот проект — очень значимый для России. Он признан лучшим в номинации «Современная страна. ИКТ в госсекторе» на форуме «CNews FORUM 2017». И это – заслуженная награда, настоящий технологический рывок в сфере торговли и услуг, особенно для малого бизнеса.

Малый бизнес — «на низком старте». Представители этой категории должны перейти на расчеты с покупателями с помощью касс со следующего года, однако поэтапно.

По словам начальника отдела методологии автоматизированного контроля учета выручки Управления оперативного контроля ФНС России А.А.Сорокина, «в ноябре Совет Федерации одобрил два законопроекта, регулирующих очень важные вопросы по переходу малого бизнеса на контрольно-кассовую технику. Один из них регламентирует сроки ввода обязательного  порядка применения ККТ для конкретных категорий бизнеса. В соответствии с его нормами ранее освобожденные от применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей и оказывающие услуги общепита, при этом имеющие наемных работников,  независимо от системы налогообложения будут обязаны проводить расчеты на онлайн-кассах с 1 июля 2018 года. А представители сферы услуг населению и индивидуальные предприниматели, не использующие наемных работников, должны перейти на расчеты с помощью касс нового образца в 2019 году.

Согласно другому законопроекту индивидуальным предпринимателям будет предоставлен налоговый вычет в размере 18 000 рублей на каждую единицу ККТ как компенсация затрат  на приобретение кассы, фискального накопителя и различные связанные с переходом на ККТ услуги».

Сегодня в реестре контрольно-кассовой техники — 104 модели. Среди них есть и аппараты, предназначенные для расчетов в сети «Интернет». Названия их моделей содержат в конце условный признак — букву «С». В реестр включены также кассы, применяемые для расчетов в автоматических устройствах. Их наименования заканчиваются на букву «А».  Отмеченные аппараты не оснащены принтером для печати кассовых чеков.

Инновационная контрольно-кассовая техника позволяет налогоплательщику формировать десять фискальных документов,  в числе которых «отчет о регистрации», «отчет об открытии смены», «кассовый чек», «бланк строгой отчетности», «отчет о закрытии смены» и другие. И только один, а именно — «подтверждение оператора» создает ОФД.

Как сообщил  А.А. Сорокин, среди документов, выпускающих ККТ, «кассовый чек коррекции» и «БСО коррекции» требуют дополнительной процедуры оформления. При формировании таких документов налогоплательщик должен письменно извещать об этом налоговую инспекцию, что позволит ему освободиться от ответственности за допущенные ошибки.

Кассовый чек теперь имеет более 20 реквизитов, среди которых есть и обязательные, и дополнительные. Как заметил руководитель Управления по развитию ЭДО Э.Г.Колесников, «много вопросов у пользователей ККТ вызывает реквизит «признак способа расчета», который говорит о том, какая операция была произведена — аванс, предоплата, оплата кредитной картой или что-либо другое».

Налогоплательщики постоянно обращаются за разъяснениями  и по поводу реквизита «наименование товара, работ, услуг», поскольку организации должны указывать в кассовом чеке номенклатуру товара, работы или услуги полностью, но это не всегда бывает технически возможным.

Затруднения вызывают и такие реквизиты, как  «цена за единицу товара с учетом скидок и наценок» и «НДС и ставка налога в зависимости от применяемой системы налогообложения» потому, что  требуют отражения детальной информации по ценам, скидкам и ставкам НДС.

На все вопросы налогоплательщиков, в том числе касающиеся реквизитов кассового чека, «Такском» регулярно отвечает на вебинарах, проводимых совместно с редакцией журнала «Налоговая политика и практика».

Небезынтересно узнать, какие модели кассовых аппаратов сейчас представлены на рынке?

По словам Э.Г.Колесникова,  это:

  • автономная касса, которая не имеет буквенной клавиатуры и предполагает кодовый набор товара, при этом мобильная и  недорогая;
  • планшетная  касса, оснащенная буквенной и цифровой клавиатурой, мобильная, но более удобная и дорогая, чем автономная;
  • фискальный регистратор, позволяющий  автоматизировать работу кассира и полноценно работать с товароучетной системой, но требующий стационарного размещения  и подключения к компьютеру;
  • Интернет-касса, предназначенная для расчетов в Интернет-магазинах.

Вполне понятно, что выбор кассы зависит от сферы ее применения, масштаба бизнеса и других показателей.

Важно! Приобретенная касса должна быть поставлена на учет в налоговой инспекции. Сегодня это можно сделать дистанционно в Кабинете ККТ на сайте ФНС России либо в Личном кабинете оператора фискальных данных. Причем, в случае регистрации кассы в ФНС с помощью сервиса ОФД все операции по этой процедуре и подключению ее к ОФД налогоплательщик выполняет только в одном сервисе — Личном кабинете ОФД, что сводит алгоритм его действий к минимуму, значительно облегчает выполнение задачи и экономит время.

Однако перед тем как начать регистрировать контрольно-кассовую технику, необходимо выбрать оператора фискальных данных и заключить с ним договор.

На что нужно обращать внимание при выборе ОФД?

Разумеется, оператор фискальных данных должен иметь разрешение на обработку фискальных данных от ФНС России и соответствующие лицензии ФСБ и ФСТЭК. Но, кроме того, очень важен опыт компании, в том числе во взаимодействии с Федеральной налоговой службой. Не менее значима и надежность оператора. А  профессиональная техническая поддержка и сопутствующие сервисы, вообще, должны быть неотъемлемыми условиями обслуживания.

Э.Г.Колесников представил аудитории Личный кабинет сервиса «Такском-Касса».  И каковы его функции?

Личный кабинет позволяет заключать договоры с ОФД «Такском», подключать кассы,  формировать список торговых точек, настраивать права доступа для сотрудников, направлять уведомления разного характера на электронную почту контактного лица.

С помощью функции мониторинга ЛК можно в режиме онлайн контролировать работоспособность кассовых аппаратов, сроки действия фискальных накопителей и оплаченной лицензии на обслуживание.

А функция аналитики предоставляет возможность отслеживать данные о продажах как по организации в целом,  так и по торговым точкам или сменам в отдельности.

Отчеты о продажах по номенклатуре, сменам и кассам, формируемые ЛК,  показывают реальную картину движения товара с прилавков.

Войти в Личный кабинет сервиса «Такском-Касса» можно при помощи логина и пароля, но все же лучше для этого воспользоваться  электронной подписью. Тем более ЭП все равно понадобится на стадии регистрации ККТ в ФНС. Приобрести сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи можно в любом аккредитованном Удостоверяющем центре, в том числе собственном УЦ «Такском».

Семинар завершился сессией вопросов-ответов. Все его участники приглашены на расширенное заседание Рабочей группы по ЭДО при ТПП России, проводимое в рамках XIII Всероссийского налогового форума. Встреча пройдет 28 ноября в Торгово-промышленной палате России. 

Дата публикации: 23.11.2017