Истребование документов по статье 93 НК РФ

С.В. Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Истребование документов применяется в рамках камеральной, выездной проверки, вне рамок проверок, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Перечень случаев, когда налоговый орган вправе истребовать документы, постоянно расширяется. При этом для налогоплательщика исполнение требования — это достаточно затратная процедура: необходимо найти оригиналы документов, изготовить копии, заверить, отправить их в налоговый орган. Истребованию документов у налогоплательщика посвящено интервью с экспертом.

— Как требование о представлении документов вручается налогоплательщику?
Требование может передаваться лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, направляться по почте заказным письмом или передаваться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (пункт 4 статьи 31 НК РФ).
При вручении требования налогоплательщику под расписку, непосредственно в требовании указывается дата вручения.

— В какой последовательности применяются указанные варианты направления требования?
Лица, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение требования от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде (далее — Порядок) утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@. Исходя из указанного Порядка, если требование направлено в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В подобном случае налоговый орган, на основании пункта 19 Порядка, должен направить налогоплательщику требование в бумажном виде.
Иная последовательность способов передачи документов может быть прямо предусмотрена НК РФ. Например, в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (уполномоченному представителю) организации лично под расписку (пункт 1 статьи 93 НК РФ). По смыслу указанной нормы, при проведении проверки на территории (в помещении) налогоплательщика, а не по месту нахождения налогового органа, требование должно быть вручено налогоплательщику лично проверяющим лицом во время его нахождения у налогоплательщика.
Только если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ.

— На что нужно обратить внимание при получении документов от налоговой инспекции по почте?
При направлении документов по почте они направляются налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству) — по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ (пункт 5 статьи 31 НК РФ). Определить иной адрес для целей получения от налогового органа почтовой корреспонденции организация не может.
С другой стороны, адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме. Так сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
При направлении налоговым органом документа по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. Факт приема к отправке корреспонденции подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, принятым к отправке почтовым отделением, с оттиском печати почтового отделения, обработанным и разосланным получателям (Постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2012 по делу № А14-8583/2011, Определением ВАС РФ от 25.12.2012 № ВАС-17644/12 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора).

— А если налогоплательщик не получил направленное почтой требование?
Если документы по требованию налогового органа не будут представлены, то налоговый орган составит акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении.
Сообщения, доставленные по адресам, указанным соответственно в ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей) или в ЕГРЮЛ (для организаций), считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).
Одного только заявления о неполучении требования будет недостаточно для вывода о незаконности решения налоговой инспекции.
Налогоплательщику при рассмотрении спора рекомендуется указать уважительные причины неполучения им требования о представлении документов (информации), обстоятельства, которые не зависели от волеизъявления самого налогоплательщика.

— В каких случаях полученное требование можно обжаловать?
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы вправе должностное лицо налогового органа, проводящее проверку. Обратим внимание, что на практике налоговые органы истребуют документы о налогоплательщике, направляя ему требования в порядке статьи 93.1 НК РФ, в которых в качестве основания указывают истребование документов по конкретной сделке. Может быть оставлено без исполнения по существу с направлением в налоговый орган соответствующего письма требование:

  • направленное:
    • до проверки;
    • в рамках т.н. предпроверочного анализа;
    • в периоде приостановления выездной налоговой проверки;
    • после окончания налоговой проверки;
  • о представлении документов:
    • не относящихся к предмету или периоду проверки;
    • срок хранения которых истек;
    • составление которых не предусмотрено законодательством (документы в виде сопоставительных таблиц, в которых отражены отличия между налоговыми базами разных налогов, налоговым и бухгалтерским учетом, прогнозы поступлений, производственных планов, деловая переписка);
    • истребуемых повторно;
    • количество которых чрезмерно.

— Что должно содержаться в требовании о представлении документов?
Форма требования о представлении документов (информации) утверждена приложением № 15 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
Требование о представлении документов должно включать наименование необходимых для проверки документов, период, к которому они относятся, при наличии — реквизиты, иные признаки, индивидуализирующие истребуемые документы.
Если полученное требование налогоплательщику непонятно, есть обоснованные затруднения в идентификации документов или информации, то рекомендуется направить в налоговый орган письмо о том, что исполнение требования (полностью или в соответствующей части) не представляется возможным и просить уточнить содержание требования, конкретизировать вид документа или состав истребуемой информации.

— Что даст налогоплательщику такое уточнение?
Подобная тактика «исполнения» требования не позволит налоговому органу в ряде случаев направить новое требование в связи с отсутствием оснований (окончанием налоговой проверки, завершением дополнительных мероприятий налогового контроля).
Обращение в налоговый орган за разъяснениями по вопросу содержания и количества истребуемых документов снижает риск привлечения к ответственности в случае, если документы по «непонятному» требованию не будут представлены (будут представлены с пропуском срока).

— Как исчисляется срок исполнения требования о представлении документов?
Срок исполнения требования, по общему правилу, 10 рабочих дней. Исчисление срока начинается со дня получения требования. При этом срок исчисляется в рабочих днях (пункт 6 статьи 6.1 НК РФ). Если последний день срока выпадает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В правоприменительной практике выработан определенный подход к вопросу о взаимосвязи начала исчисления указанного срока и фактической даты получения требования при его направлении по почте.
При получении требования в пределах отведенных шести дней срок представления документов исчисляется с даты фактического получения требования (Определения ВАС РФ от 23.03.2012 № ВАС-2652/12, от 24.05.2013 № ВАС-6232/13).
В случае получения требования после истечения шести дней с даты направления заказного письма срок представления истребуемых документов начинается течь с седьмого дня отправки заказного письма. Тем самым, срок представления документов соответствующим образом сокращается.

— Предусмотрена ли возможность продления срока исполнения требования?
Налогоплательщику в каждом случае получения требования можно рекомендовать в течение дня, следующего за днем его получения, направлять в налоговый орган уведомление о невозможности исполнения требования.
Следует привести разумный срок, когда истребуемые документы могут быть представлены. Форма и формат уведомления утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@. Форма содержит примерный перечень причин невозможности представления запрошенных документов в установленный срок:

  • большое количество истребуемых документов;
  • нахождение части документов в обособленных подразделениях организации, архиве;
  • одновременное получение нескольких требований;
  • технические и кадровые сложности изготовления заверенных копий и т.п.

— Кому направляется указанное уведомление?
В случае проведения проверки на территории налогоплательщика уведомление о невозможности представления документов может быть передано проверяющему должностному лицу под роспись.
Если проверка изначально проводится по месту нахождения налогового органа или приостановлена, то есть проверяющие не находятся на территории налогоплательщика, то уведомление о невозможности представления документов передается непосредственно в налоговый орган, руководитель (заместитель руководителя) которого принял решение о проведении проверки.
Положения статьи 93 НК РФ не предусматривают каких-либо особенностей, если требование о представлении документов было подписано включенным в состав проверяющей группы должностным лицом иного налогового органа, чем тот, который принял решение о проведении проверки. В такой ситуации при невозможности вручить уведомление проверяющему должностному лицу, следует адресовать его в налоговый орган, руководитель (заместитель руководителя) которого принял решение о проведении проверки.
Запрашивать продление срока представления запрашиваемых документов можно также и в случае, если исполнение требования приходится на период приостановления проведения выездной налоговой проверки.

— Как направляется уведомление?
Предусмотрены специальные способы направления уведомления для налогоплательщиков, обязанных в силу пункта 3 статьи 80 НК РФ представлять налоговые декларации в электронной форме. Такие лица могут представить уведомление о невозможности представления документов в налоговый орган лично или через представителя либо передать в электронной форме по ТКС.
Уведомление может быть направлено по почте заказным письмом только лицами, на которых не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме. При этом, обратим внимание на противоречие в пункте 3 статьи 93 НК РФ: в абзаце втором предусмотрено письменное уведомление о невозможности представления документов в установленные сроки, что ставит под сомнение предусмотренную в абзаце третьем возможность передачи указанного уведомления в электронной форме.

— Предположим, налоговый орган не продлил срок исполнения требования, а налогоплательщик в отведенный срок не уложился. Применяется ли в данном случае ответственность?
Налоговый орган в течение двух дней рассматривает уведомление налогоплательщика о невозможности представления документов и принимает решение либо о продлении, либо об отказе в продлении срока представления. На практике нередко налоговый орган не принимает никакого решения.
Направление уведомления о продлении срока представления документов само по себе не является основанием для неисполнения требования в первоначально установленный срок.

— Должен ли налогоплательщик сообщать об отсутствии истребуемых документов и если должен, то в течение какого срока?
Налогоплательщик должен в любом случае направить ответ на полученное требование. По мнению ФНС, отраженному в письме от 23.06.2017 № ЕД-4-2/12104@, ответ о невозможности представления в установленный срок документов по причине их отсутствия (утрачены; не поступали (не составлялись)) должен направляться в течение дня, следующего за днем получения требования. Однако данная позиция представляется расширительным толкованием НК РФ. Положения Приказа ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@, которым утверждены форма и формат уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации), не могут являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.
Специальный срок для направления ответа, в котором указывалось бы на отсутствие истребуемых документов, а также форма такого ответа пунктом 3 статьи 93 НК РФ не предусмотрена. Иными словами, соответствующий ответ может быть направлен в течение 10 дней со дня получения требования.

— Можно ли в ответ на требование представить подлинники документов?
НК РФ не предусмотрено исполнение требования о представлении документов посредством выдачи подлинников документов.
Выемка подлинников документов регламентируется статьей 94 НК РФ.
Вместе с тем, если запрашиваемые документы представлены в виде оригиналов в установленный срок, основания для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 126 НК РФ за неисполнение требования отсутствуют.
Но исполнять требование подобным образом не нужно.
Из пункта 5 статьи 93 НК РФ следует, что документы, ранее представленные в налоговый орган в виде подлинников, должны быть возвращены проверяемому лицу. При этом НК РФ не содержит срока возврата таких документов.
После возврата подлинников налоговый орган вправе вновь их истребовать у налогоплательщика — запрет на повторное истребование документов в данном случае не применяется.

— Что означает представление документов в виде заверенных копий? Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставлены необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
Согласно пункту 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляется заверительная надпись: «Верно»; должность лица, заверившего копию; личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия); дата заверения. Помимо изложенного, Минфин рекомендует представлять копии документов с сопроводительным письмом и описью представляемых документов (письмо от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142).

— Можно заверять документы факсимиле?
Нет, заверенные таким образом документы не будут рассмотрены налоговым органом как надлежащие копии (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.01.2015 № Ф03-5752/2014).

— Нужно ли заверять копии документов печатью?
Согласно ГОСТу допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации.
C 7 апреля 2015 года статья 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ) закрепляет право общества иметь печать. Обязанность общества использовать печать может быть предусмотрена федеральным законом. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
Аналогичный подход отражен и в Федеральном законе от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Таким образом, если правом иметь печать общество не воспользовалось, то изготовление копий документов может проводиться без заверения их печатью. С 7 апреля 2015 года документы, представляемые в налоговые органы, принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати в них (письмо ФНС России от 05.08.2015 № БС-4-17/13706).

— Как заверить документ, в котором больше одной страницы?
Изготовленную копию многостраничного документа целесообразно прошить, пронумеровать и заверить в целом. Для этого на оборотной стороне последнего листа помимо прочих реквизитов надлежит поставить надпись: «Всего пронумеровано, прошнуровано _____ листов» (количество листов указывается словами).
Из копий заверенных документов можно сформировать подшивку. При этом должна сохраниться возможность свободного чтения текста документа, возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке.
Рекомендуется заверять копию каждого документа, а не подшивку. Только в этом случае соответствующие документы допустимо использовать в качестве подтверждения обстоятельств по делу о налоговом правонарушении (Постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09).
В случае представления незаверенных копий или заверения только последней страницы подшивки документов налогоплательщик может столкнуться с тем, что налоговый орган составит акт об обнаруженном правонарушении, предусмотренном статьей 126 НК РФ, повторно запросит документы (особенно, если в представленных незаверенных копиях им найдены ошибки).
Но отметим, что Минфином выпущено письмо от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336, из которого можно сделать вывод о допустимости представления документов в виде сшива документов. Кроме того, есть примеры судебных актов, в которых признавалось, что действия налогоплательщика по своевременному представлению подшивки документов не образуют состава правонарушения, так как не являются отказом от представления документов (непредставлением документов). Такой подход отражен в частности, в Постановлении ФАС Центрального округа от 01.11.2013 по делу № А54-8663/2012, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.08.2012 по делу № А75-10184/2011.
По нашему мнению, представление документов в виде сшива, заверенного на последнем листе, возможно при исполнении требования в порядке статьи 93.1 НК РФ. При представлении документов по требованию, направленному на основании статьи 93 НК РФ, целесообразно заверять копию каждого документа отдельно.

— Как представляются копии документов на бумажном носителе?
Способами представления истребуемых документов являются личное представление, представление через представителя, направление документов по почте заказным письмом.

— В случае истребования документов в ходе проверки, которая проводится на территории налогоплательщика, может ли налогоплательщик, изготовив копии, предоставить их в распоряжение налогового органа на своей территории?
Такого способа исполнения требования НК РФ не содержит. Судебная практика исходит из системного толкования статей 89 и 93 НК РФ: истребованные документы должны быть представлены по месту проведения проверки. Данное условие выполняется:

  • при проведении проверки на территории налогоплательщика;
  • при представлении документов по месту проведения проверки, где согласно статье 89 НК РФ должны находиться должностные лица налогового органа;
  • при получении инспекцией письма налогоплательщика о готовности истребуемых документов.

При наличии этих обстоятельств обязанность проверяемого лица обеспечить налоговому органу возможность своевременного получения документов исполнена (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2013 по делу № А29-4831/2012, Постановление ФАС Московского округа от 05.06.2013 № А40-78313/12-91-433).
Но информирование налогового органа о подготовке копий документов и их нахождении на территории налогоплательщика не является надлежащим исполнением требования о представлении документов, если проверка приостановлена (Определение Верховного Суда от 09.02.2015 № 304-КГ14-7880).
В письме ФНС от 07.08.2015 № ЕД-4-2/13892@ сказано, что в период приостановления проверки налогоплательщик должен представить документы в тот налоговый орган, который указан в требовании о представлении документов (информации).

— Обязательно ли представлять на бумаге документы, которые были составлены в электронном виде?
Если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган по ТКС в порядке, установленном Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@. Представление документов в электронной форме по неустановленным форматам и (или) на магнитных носителях информации НК РФ не предусмотрено (письмо ФНС России от 07.09.2015 № ЕД-4-2/15669).
Когда истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронной форме не по установленным ФНС форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании оригинала документа электронной подписью.
Возможность представления документов в xml-формате установлена для следующих документов:

  • счет-фактура, корректировочный счет-фактура, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок, дополнительный лист книги покупок, книга продаж, дополнительный лист книги продаж (форматы утверждены Приказами ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@, от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@, от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@);
  • документ о передаче товаров при торговых операциях (формат утвержден Приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@);
  • документ о передаче результатов работ, документ об оказании услуг (формат утвержден приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@);
  • акт приемки-сдачи работ (услуг), товарная накладная (ТОРГ-12), счет-фактура и документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передачи имущественных прав (документ об оказании услуг), включающий в себя счет-фактуру, корректировочный счет-фактура и документ об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающий в себя корректировочный счет-фактуру.

— Какие документы могут быть представлены в виде сканированных образов?
Договор (соглашение, контракт), в том числе дополнения (изменения); спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости); акт приемки-сдачи работ (услуг); счет-фактура, в том числе корректировочный; товарно-транспортная накладная; товарная накладная (ТОРГ-12); грузовая таможенная декларация/транзитная декларация, в том числе добавочные листы к ним.
Перечень указанных документов, которые могут быть направлены в налоговый орган по ТКС в виде скан-образов, в том числе с использованием pdf- формата, приведен в Приказе ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.
В одном комплекте документов могут быть направлены и xml-файлы и скан-образы (письмо ФНС России от 23.12.2016 № ЕД-4-15/24784). Документы, представляемые в электронной форме по ТКС, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью. Направить в налоговый орган в ответ на требование о представлении документов скан-образы иных документов налогоплательщик не вправе (письмо ФНС России от 03.11.2016 № ЕД-4-15/21002).
Вместе с тем, прием документов, представляемых в рамках статьи 93 НК РФ, может осуществляться налоговой инспекцией в виде скан-образов по ТКС в электронной форме с использованием типа документооборота «Обращение».

— Какая ответственность за неисполнение требования?
Непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
При этом для возможности привлечения к ответственности в случаях представления документов в ненадлежащей форме и (или) ненадлежащим способом, факт непредставления запрашиваемых документов может быть зафиксирован налоговым органом при условии возврата налогоплательщику указанных документов.
При обнаружении фактов неисполнения требования должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления нарушения должен быть составлен акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение (пункт 1 статьи 101.4 НК РФ).

— Как рассчитывается сумма штрафа?
Документ рассматривается как отдельный независимо от формы его выражения (бумажный или электронный).
Каждый непредставленный документ должен быть отдельно поименован в акте об обнаруженном правонарушении и решении налогового органа.
Когда в требовании отсутствует конкретный перечень истребуемых документов и не указывается их количество, то оснований для привлечения к ответственности нет (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07).
По смыслу пункта 1 статьи 126 НК РФ штраф взыскивается исходя из истребованных (указанных в требовании) и не представленных (несвоевременно представленных) документов и не может определяться расчетным путем. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо (Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2016 № 302-КГ15-19180).

— Неуказание в требовании количества и реквизитов истребуемых документов защищает налогоплательщика от ответственности?
Отсутствие в требовании количества, реквизитов документов не всегда может служить основанием для освобождения от ответственности, поскольку указанными сведениями обладает сам налогоплательщик, а не налоговый орган. И, в частности, налогоплательщик не может не знать о количестве счетов-фактур, подлежащих представлению, так как самостоятельно ведет книгу покупок, в которой они отражаются (Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 № 305-КГ17-6715).
В спорных ситуациях налоговый орган может определить размер штрафа по числу непредставленных документов, объединенных родовыми признаками (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.10.2015 № Ф02-5551/2015). Такими группами могут выступать счета-фактуры полученные, счета-фактуры выставленные, договоры с контрагентом, первичные документы.
При подготовке возражений к акту, которым предлагается привлечь к ответственности по статье 126 НК РФ, и отсутствии обстоятельств, исключающих ответственность, рекомендуется заявлять о наличии смягчающих обстоятельств. К ним относятся любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (статья 112 НК РФ). В качестве смягчающих обстоятельств можно указать основания для продления срока исполнения требования, например, направление уведомления с ходатайством о продлении срока представления документов, а также непродолжительный период просрочки исполнения требования.

Дата публикации: 18.12.2017