Изменения в порядке налогообложения отдельных видов доходов и имущества физических лиц

С.В.Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3 класса

По традиции в осеннюю сессию Государственной Думы принят ряд законов, вносящих поправки в Налоговый кодекс. Некоторым изменениям в налогообложении доходов и имущества физических лиц посвящено это интервью.

— С чем связаны изменения в порядке налогообложения процентов по вкладам?

Необходимость внесения корректировок вызвана тем, что в действующей до 2016 года редакции НК РФ правила налогообложения процентных доходов содержатся и в статье 214.2, посвященной особенностям определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам в банках, и в пункте 27 статьи 217, включающей такие доходы в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения. Причем содержание соответствующих положений НК РФ несколько различается.

Поскольку наличие оснований для двойного неучета процентов (и в налоговой базе и в качестве льготы) приводило к неустранимым сомнениям, на практике на освобождение от налогообложения мог рассчитывать и налогоплательщик, получивший доход в банке, находящемся за пределами РФ.

Устранить имеющиеся противоречия призван Федеральный закон от 23.11.2015 № 320-ФЗ.

— Значит, изменения затронут доходы, получаемые от вкладов, открытых за границей?

Граждане РФ в соответствии с валютным законодательством должны сообщать об открытии (закрытии) счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

С учетом изменений в НК РФ проценты, полученные физическим лицом – налоговым резидентом РФ от банков, находящихся за пределами РФ, должны в полной сумме включаться в налоговую базу по НДФЛ этого лица.

Для случаев, предусмотренных международными договорами, порядок устранения двойного налогообложения (зачета в РФ налога, уплаченного в иностранном государстве) с 2016 года будет регулировать новая редакция статьи 232 НК РФ.

— Что меняется при определении налоговой базы по процентам по вкладам с 2016 года?

Для лиц, имеющихся вклады в российских банках, ничего не меняется.
В новой редакции статьи 214.2 НК РФ закрепляется, что льготный порядок определения налоговой базы по доходам в виде процентов будет касаться только процентов, полученных по вкладам в банках, находящихся на территории РФ.
Правда получилось немного «масло масляное», так как статья 11 НК РФ и так определяет банки как коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.

— Как будут облагаться НДФЛ доходы в виде процентов по вкладам в банках?

Облагается доход в виде процентов, превышающий определенную величину. Согласно пункту 1 статьи 214.2 НК РФ с 2016 года будет подлежать налогообложению:

  • по рублевым вкладам – положительная разница между суммой процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, и суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты,
  • по вкладам в иностранной валюте – положительная разница между суммой процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, и суммой процентов, рассчитанной исходя из 9% годовых (безотносительно вида валюты, в которой открыт вклад).
    С суммы такого превышения НДФЛ будет удерживаться банком. В отношении указанного дохода физического лица – налогового резидента РФ действует ставка 35% (пункт 2 статьи 224 НК РФ).

Если разница равна нулю или отрицательна – налоговых последствий ни для банка, ни для вкладчика не возникает.
Отмечу, что смысл использования в поправках ставки рефинансирования неясен. С 14 сентября 2012 года она согласно указанию Банка России от 13.09.2012 № 2873-У составляет 8,25%. Причем для регулирования ликвидности банковского сектора применяется не ставка рефинансирования, а ключевая ставка.


— То есть, по рублевым вкладам налогообложению будут подлежать проценты, превышающие 13,25% годовых (ставка рефинансирования 8,25% плюс 5%)?

Нет. Дело в том, что согласно информации Центрального банка РФ от 11.12.2015 значение ставки рефинансирования с 1 января 2016 года приравнивается к значению ключевой ставки. Самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается.

Таким образом, для расчета налоговой базы по рублевым вкладам следует использовать ключевую ставку, размер которой с 3 августа 2015 года составляет 11% (информация Банка России от 31.07.2015). Следовательно, налогообложению по рублевым вкладам будут подлежать проценты, превышающие 16% годовых.

— Есть ли какая-то специфика налогообложения процентов?

Вкладом признаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода (статья 36 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Но согласно устоявшейся на практике позиции под освобождение в пределах статьи 214.2 НК РФ подпадают проценты, начисляемые не только по договору банковского вклада, но и по договору банковского счета. Указанное освобождение также относится к доходам, получаемым по сберегательному сертификату (письмо Минфина России от 17.11.2015 № 03-04-07/66314).

Что касается особенностей налогообложения доходов по отдельным вкладам, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 214.2 НК РФ, то в 2016 году они фактически применяться не будут:

  • пункт 3 статьи 214.2 НК РФ – поскольку он касается правил налогообложения для процентов, начисленных за период с 15.12.2014 по 31.12.2015 (налогообложению за этот период подлежали проценты, превышающие 18,25%).
  • пункт 2 статьи 214.2 НК РФ – поскольку последний раз ставка рефинансирования снижалась Указанием Банка России от 23.12.2011 № 2758-У. Учитывая, что с этой даты прошло более 3-х лет, льготный порядок определения налоговой базы для вкладов, открытых до снижения ставки рефинансирования, не работает уже в настоящее время.

Напомню, что с 1 января 2016 года ставка рефинансирования будет использоваться в размере, равном размеру ключевой ставки. При снижении ключевой ставки (ставки рефинансирования) не будут облагаться проценты по рублевым вкладам, заключенным или продленным, начиная с 1 января 2016 года и проценты по которым на дату такого заключения либо продления были установлены договором в размере, не превышающем действующую ключевую ставку, увеличенную на 5 процентных пунктов. Применение более высокой ключевой ставки для расчета размера дохода, не учитываемого при налогообложении, возможно при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ключевую ставку, увеличенную на 5 процентных пунктов, прошло не более 3-х лет.

— Сохранены ли льготы в отношении процентов по вкладам?

Нет, пункт 27 статьи 217 НК РФ признан утратившим силу. Но причина отмены освобождения в том, что существование особенностей определения налоговой базы и налоговых льгот является ошибкой юридической техники и лишено практического смысла. «Освобождение» от налогообложения в пределах ключевой ставки (ставки рефинансирования) плюс 5% по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте заложено в порядок определения налоговой базы (статья 214.2 НК РФ).

Изменения, аналогичные тем, которые внесены в порядок налогообложения процентов по вкладам, коснулись и порядка налогообложения доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (статья 214.2.1 НК РФ).

— Какие еще изменения произойдут в налогообложении доходов физических лиц?

Со дня официального опубликования Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ, то есть с 23 ноября 2015 года, не подлежит налогообложению произведенное на основании решения суда возмещение судебных расходов, предусмотренных гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве, и понесенных физическим лицом при рассмотрении дела в суде.

Освобождение отражено в новом пункте 61 статьи 217 НК РФ.

К судебным расходам относится государственная пошлина и связанные с рассмотрением дела издержки (статьи 88, 94 ГПК РФ, статьи 103, 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 101, 106 АПК РФ).

В свою очередь, издержки могут включать:

  • суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
  • расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства
  • если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
  • расходы на оплату услуг представителей;
  • расходы на производство осмотра на месте;
  • компенсация за фактическую потерю времени;
  • связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;
  • другие признанные судом необходимыми расходы.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Это возмещение не будет облагаться НДФЛ.
До внесения поправок оплата таких расходов со стороны организации или индивидуального предпринимателя влекла возникновение у физического лица облагаемых доходов.

Кроме того, в пункте 18 статьи 217 НК РФ и пункте 3 статьи 221 НК РФ уточнены наименования объектов интеллектуальной собственности. Но данные поправки являются редакционными и направлены на приведение используемой в НК РФ терминологии в соответствие с терминологией ГК РФ о патентном праве (Федеральный закон от 23.11.2015 № 322-ФЗ).

— Меняются ли сроки уплаты физическими лицами региональных и местных налогов?

Сроки уплаты физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц сдвигаются на 2 месяца. В ранее действовавшей редакции НК РФ налог за истекший период подлежал уплате не позднее 1 октября (статьи 363, 397, 409). То есть, крайним сроком уплаты, например, транспортного налога за 2014 год, было 1 октября 2015 года.

С учетом поправок – указанные налоги должны быть уплачены не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Эти изменения вступили в силу с 23 ноября 2015 года (день официального опубликования Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ).

При буквальном толковании получается, что не только за налоговый период 2015 года, но и за налоговый период 2014 года, уплата за который производилась в 2015 году, последним сроком уплаты является не 1 октября, а 1 декабря. Следовательно, пени за неуплату налогов, начисленные физическому лицу за период до 2 декабря, взыскиваться не должны.

Дата публикации: 15.12.2015