Новые поправки – новые сложности


C.В. Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3 класса

За истекший месяц подписаны по меньшей мере 3 федеральных закона, которые меняют права и обязанности участников налоговых отношений. Госдума планирует принять в осеннюю сессию ещё несколько законов, вносящих поправки в Налоговый кодекс. Перемены налогового законодательства всегда вызывают сложности, особенно когда они не в пользу налогоплательщика.

 Как изменился порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с налогами?
В настоящее время никакой специфики в возбуждении уголовного дела по таким преступлениям как уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента, не осталось.
Согласно ранее действовавшей редакции статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса, служили только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Ничто, кроме этого, законным поводом к возбуждению уголовного дела по налоговым преступлениям не являлось.
Данные положения признаны утратившими силу Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ. С 22 октября 2014 года поводом для возбуждения уголовного дела может стать, в том числе заявление гражданина или сообщение любой организации. Не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении следователем Следственного комитета должно быть принято процессуальное решение: о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

– То есть, возможна ситуация, когда по данным налогового органа недоимки нет, а по данным следователя – есть?
Такая ситуация возможна. Налоговый орган участвует в процедуре рассмотрения сообщения о преступлениях. Причем это вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик состоит на учете.
В ответ на полученные от следователя материалы о преступлении, налоговый орган констатирует текущую ситуацию: налоговая проверка налогоплательщика была, проверка идет, проверки не было. Тем самым, участие налогового органа носит содержательный характер только в случае проведения в предшествующем периоде проверки налогоплательщика, по результатам которой вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Но при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь не обязан дожидаться получения заключения или информации налогового органа. Иными словами, может сразу возбудить уголовное дело. Непроведение налоговой проверки или, более того, принятие по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки решения, в котором отсутствует выявленная недоимка и подлежащий уплате штраф, теперь не являются препятствиями для возбуждения уголовного дела.
Возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, признана уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов. Определение размера недоимки налоговым органом для целей уголовного преследования теперь не требуется.

А должен ли налоговый орган по своей инициативе направлять материалы в следственные органы?
Да, положения пункта 3 статьи 32 НК РФ сохранились без изменений. Налоговые органы обязаны направить материалы в следственные органы, если налогоплательщик в течение двух месяцев не исполнил требование об уплате налога (сбора) и размер неуплаченных сумм позволяет предполагать наличие признаков преступления (для организаций признаки преступления могут иметь место при неуплаченной сумме налога от 2-х млн руб.).
При этом речь идет о неисполнении требований, которые направлены на основании вступившего в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

– А сохраняет ли значение наличие по спору с налоговым органом решения арбитражного суда в пользу налогоплательщика?
Сохраняет. Но, напомню, в тех пределах, которые входили в предмет доказывания по арбитражному делу, это так называемая преюдиция (статья 90 Уголовно-процессуального кодекса).
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.
Следователь не вправе обращаться к вопросу, составлявшему предмет доказывания по арбитражному делу. Он может оценивать наличие признаков фальсификации доказательств (включая доказательства, не рассматривавшиеся судом по арбитражному делу). Фальсификация доказательств, в случае ее установления, может явиться основанием для пересмотра решения по арбитражному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.

Мы рассмотрели поправки, которые были внесены в Уголовно-процессуальный кодекс. В части изменений в НК РФ обращает на себя внимание введение новой формы налогового контроля.
Новой формой налогового контроля стал налоговый мониторинг. Эти изменения внесены Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ.
Процедура налогового мониторинга является добровольной. Подать заявление о проведении мониторинга может не любой налогоплательщик, а только тот, финансовые показатели деятельности которого отвечают установленным НК РФ критериям по совокупной сумме уплаченных налогов (от 300 млн), суммарному объему полученных доходов, совокупной стоимости активов (от 3 млрд). При этом участие не уведомительное – для участия необходимо принятие налоговым органом решения о проведении в отношении организации налогового мониторинга.

– В течение какого периода проводится мониторинг?
О проведении налогового мониторинга выносится специальное решение налоговым органом, в котором организация состоит на учете.
Период мониторинга – календарный год, но сам мониторинг проводится с 1 января по 1 октября следующего года. Досрочно прекратить мониторинг организация может, если только нарушит условия его проведения.
Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ вступает в силу с 2015 года. Первый период, за который налоговый мониторинг может производиться, начнется с 1 января 2016 года.

– В чем содержание такой формы контроля?
Суть мониторинга – в пояснениях налогоплательщика на возникающие у налогового органа вопросы об исчислении и уплате (удержании) организацией текущих налогов. В представлении любых истребуемых налоговым органом документов (за исключением тех, которые были представлены ранее).
Мониторинг сопровождается специальным документом – регламентом информационного взаимодействия. Регламент разрабатывается налогоплательщиком по форме и требованиям, которые должно утвердить ФНС. В этом документе раскрываются порядок учета доходов и расходов, объектов налогообложения в регистрах бухгалтерского и налогового учета организации. Кроме того, определяется порядок доступа налогового органа к документам или к информационным системам организации.
Непредставление документов и пояснений более двух раз, однократное представление недостоверной информации является основанием для досрочного прекращения налогового мониторинга. Помимо этого, налогоплательщик будет нести ответственность за непредставление документов.
Нахождение налогового органа на территории налогоплательщика в рамках налогового мониторинга не предполагается.
Проведение камеральных и выездных налоговых проверок за период налогового мониторинга ограничено. Они проводятся только при наличии прямо установленных НК РФ оснований (например, представление декларации по НДС или акцизам к возмещению, представление уточненной декларации к уменьшению).

В процедуре проведения налогового мониторинга предусмотрен такой документ как мотивированное мнение налогового органа.
При наличии расхождений у налогоплательщика и налогового органа в вопросах правильности исчисления налогов, налоговый орган составляет мотивированное мнение.
Организация по общему правилу должна в течение одного месяца исполнить полученное мотивированное мнение или при несогласии с ним быть готовой к взаимосогласительной процедуре с ФНС. При этом у организации сохраняется право не согласиться и с мнением ФНС по итогам взаимосогласительной процедуры.
Другим последствием невыполнения мотивированного мнения является назначение выездной налоговой проверки по налогам, в отношении исчисления и уплаты которых у налогоплательщика иное мнение, чем у налогового органа.
Исполнение мотивированного мнения, направленного в ходе налогового мониторинга, будет освобождать от уплаты пени и штрафа, но не от недоимки, выявление которой возможно при проведении выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего мониторинг.

– Ещё один закон, внесший поправки в НК РФ, – Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ. В чем состоят основные изменения?
С 1 июля 2015 года законодательно закрепляется такой информационный ресурс как личный кабинет налогоплательщика (новая статья 11.2 НК РФ). Личный кабинет налогоплательщика используется для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений. Личный кабинет предназначен пока только для налогоплательщиков – физических лиц.
При передаче налогоплательщиками – физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет документов в электронной форме документы, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, сформированной в порядке, установленном ФНС в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика.
Причем индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не смогут передавать в налоговые органы через личный кабинет документы (информацию), сведения, связанные с осуществлением ими указанной деятельности, если они подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью.

– Как в связи с этим изменится порядок представления налоговых деклараций?
Налоговая декларация будет определяться как письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика (новая редакция пункта 1 статьи 80 НК РФ). Повторю, передача деклараций в электронной форме через личный кабинет касается налогоплательщиков НДФЛ, не занимающихся предпринимательской деятельностью и частной практикой.

Как будет обеспечиваться исполнение налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой декларации в электронной форме?
Если налоговым органом не получена декларация в течение 10 рабочих дней после установленного законодательством срока ее представления, то согласно НК РФ может быть принято решение о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.
С 2015 года налогоплательщики НДС, а также иные лица, обязанные представлять декларации по НДС, исполнить обязанность по представлению декларации на бумажном носителе не смогут. За ними в любом случае сохраняется обязанность представления такой декларации в электронной форме.
Налоговая декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не будет считаться представленной (пункт 5 статьи 174 НК РФ). В том числе и уточненная декларация с 2015 года должна представляться в электронной форме.
До внесения поправок лица, обязанные представлять декларации по НДС в электронной форме, не могли быть оштрафованы за несвоевременное представление декларации, если она была подана на бумажном носителе в установленный срок.
Таким образом, с 2015 года пропуск срока представления декларации по НДС влечет:

 взыскание штрафа по статье 119 НК РФ в зависимости от продолжительности пропущенного срока представления, но не менее 1000 руб. (пункт 1 статьи 119 НК РФ);
 применение меры обеспечения в виде приостановления операций по счетам.

– Вправе ли организация открыть счет в другом банке, если ее счет в обслуживающем банке заблокирован?
Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).
С учетом поправок, с 5 декабря 2014 года банкам, при наличии у них соответствующей информации, запрещено отрывать также вклады (депозиты) тем лицам, в отношении которых имеется решение о приостановлении операций.

– Еще одна поправка касается электронной подписи налогового органа…
Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, НК РФ признает равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа (пункт 4 статьи 31 НК РФ). Владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи признается налоговый орган. То есть, любой документ в электронной форме, исходящий от налогового органа, который подписан электронной подписью, должен приниматься налогоплательщиком без проверки принадлежности ее конкретному должностному лицу налогового органа.

– Какие изменения затронули процедуру взыскания недоимки?
Налоговый орган во внесудебном порядке сможет взыскивать недоимку с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает 5 млн руб. (подпункт 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ). Лицевые счета открываются в органах федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации или муниципального образования) для учета операций с бюджетными средствами. До указанных изменений с организаций, которым открыт лицевой счет, налоги взыскивались только в судебном порядке.
Расширены основания для признания задолженности по налогам безнадежной, которая числится за недействующими юридическими лицами или взыскание которой экономически неэффективно. К основаниям признания задолженности безнадежной, размер которой достаточен для возбуждения производства по делу о банкротстве, и при этом с даты ее образования прошло более пяти лет, отнесено возвращение судом заявления о признании должника банкротом или прекращение судом производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (новая редакция подпункта 4.1 пункта 1 статьи 59 НК РФ). Кроме того, налоговая задолженность недействующих юридических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, взыскание которой судебным приставом – исполнителем оказалось невозможным, также признана безнадежной. Задолженность, признанная безнадежной, подлежит списанию.

– Внесены изменения в статью об ответственности за непредставление документов.
Действительно, состав налогового правонарушения за неисполнение налогоплательщиком направленных в рамках статьи 93.1 НК РФ требований о представлении документов изменен.
Статья 93.1 НК РФ предусматривает несколько оснований для истребования у налогоплательщика документов о его контрагенте или о конкретной сделке: как в рамках налоговой проверки, так и вне её. Вне рамок проведения налоговых проверок должностное лицо налогового органа вправе истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки у сторон этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. Право истребования документов вне связи с налоговой проверкой включено в пункт 2 статьи 93.1 НК РФ с 30 июля 2013 года Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ.
При этом с 24 августа 2013 года пункт 6 статьи 93.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ) признает:

 неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации налоговым правонарушением, которое влечет ответственность по статье 129.1 НК РФ;
 отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки налоговым правонарушением, которое влечет ответственность по статье 126 НК РФ.

В свою очередь, редакция пункта 2 статьи 126 НК РФ, действующая до 5 декабря 2014 года, устанавливает ответственность за непредставление сведений, совершенное следующими способами:

 отказ от представления документов;
 уклонение от представления документов;
 представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

С учетом применения в совокупности норм статьи 93.1 и пункта 2 статьи 126 НК РФ лицо подлежало привлечению к ответственности за непредставление в установленные сроки истребуемых при проведении налоговой проверки документов о деятельности его проверяемого контрагента.
Статья 93.1 НК РФ не определяет, какая ответственность подлежит применению за отказ лица от представления документов или непредставление их в установленные сроки, когда документы истребованы вне рамок проведения налоговой проверки.
Таким образом, если организацией был несвоевременно, но до вынесения решения налогового органа о привлечении к ответственности, представлен документ, истребованный налоговым органом в порядке статьи 93.1 НК РФ вне рамок налоговой проверки, основания для применения ответственности по статье 126 НК РФ или по статье 129.1 НК РФ отсутствуют.
Статья 126 НК РФ в редакции, действующей с 5 декабря 2014 года, предусматривает ответственность за:

 непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике;
 отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа;
— представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

Новая редакция пункта 2 статьи 126 НК РФ будет применяться как в отношении требований о представлении документов, направленных после вступления в силу поправок, так и в отношении ранее направленных требований, срок исполнения которых наступил после дня вступления в силу новой редакции.

– Что получилось в результате?
Внесенные изменения привели к тому, что, с одной стороны, ответственность за несообщение сведений предусмотрена и пунктом 2 статьи 126 и пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
С другой стороны, НК РФ разделяет понятия «сведения», «документы», «информация». Используется также словосочетание «документы со сведениями».
В силу прямого указания в статье 93.1 НК РФ лицо подлежит привлечению к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленные сроки истребуемых документов о деятельности его контрагента при проведении в отношении контрагента налоговой проверки.
При буквальном толковании новой редакции пункта 2 статьи 126 НК РФ применение ответственности за непредставление истребуемых в порядке статьи 93.1 НК РФ вне рамок проведении налоговой проверки документов вызывает сомнение.
Если согласно требованию налоговому органу вне рамок налоговой проверки необходима информация относительно конкретной сделки, или в требовании, направленном вне рамок налоговой проверки, указано, что необходимо представить документы (информацию) относительно конкретной сделки, то на основании указания в статье 93.1 НК РФ за несообщение (несвоевременное сообщение) такой информации лицо может быть привлечено к ответственности по статье 129.1 НК РФ.

– В очередной раз в этом году изменились правила по региональным и местным налогам. Как будут уплачиваться транспортный налог, налог на имущество, земельный налог?
Налогоплательщиками транспортного налога по общему правилу признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Одним из оснований для постановки на учет налогоплательщика является наличие у него транспортных средств. Соответственно постановка на учет осуществляется по месту их нахождения. С 1 января 2015 года для целей налогообложения новая редакция пункта 5 статьи 83 НК РФ разделяет место нахождения водных и воздушных транспортных средств. Местом нахождения признается:

 для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации транспортного средства;
 для воздушных транспортных средств – место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица – собственника транспортного средства;
 для иных транспортных средств – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

С 2015 года не только налог, но и авансовые платежи по транспортному налогу по дорогостоящим транспортным средствам (средней стоимостью от 3 млн руб.), должны будут исчисляться с учетом повышающих коэффициентов (пункт 2.1 статьи 362 НК РФ). В 2014 году авансовые платежи исчислялись без учета повышающих коэффициентов, указанные коэффициенты учитывались при расчете суммы налога по итогам налогового периода.

– Как меняется налог на имущество организаций?
Поправки в статью 378.2 НК РФ исключают способ избежать налогообложения имущества по кадастровой стоимости за счет использования нежилого здания одновременно и в целях торгового центра и административно-делового центра, если площадь использования для той и другой цели не превышает 20% его общей площади. В 2014 году такое здание облагалось исходя из остаточной стоимости по бухгалтерскому учету.
В связи с поправками для перехода к налогообложению по кадастровой стоимости размер целевого использования площади здания в 20% будет включать и площади делового, административного или коммерческого назначения, и площади торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Такое здание, исходя из своего предназначения или фактического использования, по сути, признается административно-деловым торговым центром.

– Как изменится земельный налог?
Изменения в земельном налоге исключили особенности исчисления налога, ранее предусмотренные для индивидуальных предпринимателей в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.
За налоговые периоды, начиная с 2015 года, независимо от цели использования земельных участков индивидуальные предприниматели станут уплачивать налог в порядке, предусмотренном для физических лиц. Определение налоговой базы, исчисление суммы налога будет производиться налоговыми органами по итогу налогового периода. Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанность представления налоговой декларации по земельному налогу для индивидуальных предпринимателей исключается.


Дата публикации: 18.11.2014