Об отдельных вопросах представления налоговых деклараций

В 2014 году вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, которые повлияли на одну из главных обязанностей налогоплательщиков – обязанность по представлению налоговых деклараций. Данной обязанности и ответственности за ее неисполнение посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В чем отличие декларации от расчетов по авансовым платежам и других документов налоговой отчетности?

Можно сказать, что налоговая декларация – это итоговый документ, который содержит сведения о сумме налога.
Принимая во внимание определения, содержащиеся в пункте 1 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация, представляемая по итогам налогового периода, и расчет авансового платежа, представляемый по итогам отчетного периода, являются различными документами, имеющими самостоятельное значение.
Правильная квалификация документа необходима, поскольку, к сожалению, в НК РФ отсутствует единообразное использование наименований представляемых в налоговые органы документов, корреспондирующих определениям, указанным в статье 80 НК РФ.
При этом последствия, например, в виде ответственности за пропуск срока представления документа, зависят от того, не представлена налоговая декларация или иной документ.
За несвоевременное представление налоговой декларации ответственность установлена статьей 119 НК РФ – штраф не менее 1000 рублей.
За исключением прямо предусмотренных НК РФ случаев, непредставление либо несвоевременное представление иных документов, включая расчеты авансовых платежей, наказывается по статье 126 НК РФ штрафом в 200 рублей.
Ответственность наступает в зависимости от содержания документа, а не от того, как поименован документ в той или иной главе части второй НК РФ. Таким образом, за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода ответственность должна наступать по статье 126 НК РФ.

– Различие между декларацией и другими документами должно учитываться налоговыми органами и при принятии решений о приостановлении операций по счетам?

Совершенно верно. Непредставление декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации является основанием для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (пункт 3 статьи 76 НК РФ).
Соответственно за непредставление иных документов такая мера как приостановление операций по счетам не применяется.
Но с 2015 года операции могут быть приостановлены, если в налоговый орган не передана в электронной форме квитанция о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

– Могут ли приостанавливаться операции по счетам налогового агента при непредставлении им отчетности?

Отчетность налогоплательщика и налогового агента статьей 80 НК РФ разграничивается. При этом в главах части второй НК РФ форма отчетности налогового агента может именоваться по-разному: не только расчет, но и декларация, сведения и т.д.
Пунктом 11 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что правила приостановления операций по счетам в банках применяются также в отношении налоговых агентов.
Здесь действует тот же принцип: если налоговый агент не представил в налоговый орган документ, не являющийся налоговой декларацией, то приостановление операций по его счетам в качестве обеспечительной меры применено быть не может (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Приостановление операций по счетам по такому основанию как непредставление декларации помимо налогоплательщиков возможно в отношении тех лиц, которые, не являясь налогоплательщиками, должны в соответствии с НК РФ представлять налоговые декларации. Например, глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ в установленных случаях обязывает представлять налоговые декларации налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками или являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
Также с 2014 года не только налогоплательщик, но любое другое лицо, на которое возложена обязанность по представлению налоговой декларации, может быть привлечено к ответственности по статье 119 НК РФ.

– Должна ли организация представлять налоговую декларацию, если она не имеет объектов налогообложения по соответствующим налогам?

Ответ зависит от того, признается ли организация в принципе налогоплательщиком соответствующего налога. Например, организация, которая не имеет имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество, не признается налогоплательщиком данного налога и не несет связанных с этим обязанностей, в том числе по представлению деклараций (статья 373 НК РФ). Аналогичный подход применяется для определения налогоплательщика земельного налога (статья 388 НК РФ).
Налогоплательщики специальных налоговых режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД) представляют декларации по налогам в части доходов и имущества, не подпадающих под применение специальных налоговых режимов. В частности, по доходам в виде дивидендов, или – с 2015 года по объектам недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (причем независимо от того, в какой деятельности это имущество используется).
С другой стороны, организация может признаваться налогоплательщиком налога по факту государственной регистрации или регистрации в качестве налогоплательщика соответствующего налога. Более того, неосуществление плательщиком ЕНВД в течение определенного налогового периода предпринимательской деятельности соответствующего вида не является основанием для освобождения его от обязанностей представлять налоговую декларацию по этому налогу (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 157).
По общему правилу, налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, представляется налоговая декларация. Это означает, что представляться декларации должны независимо от результатов деятельности. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Например, не представляют декларацию налогоплательщики патентной системы налогообложения.
Участники консолидированной группы налогоплательщиков представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только если получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, и только в части исчисления налога в отношении таких доходов.
И, напротив, НК РФ предусмотрено представление налоговой декларации по НДС лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими счетов-фактур с выделенной суммой налога.

– Предположим, что лицо, признаваемое налогоплательщиком в силу регистрации, не имеет дохода или не осуществляет деятельность. Должно ли оно представлять налоговую декларацию, и какая это будет декларация?

Налогоплательщик в любом случае должен представить декларацию. В случаях, о которых вы упомянули, как правило, представляется «нулевая декларация» – декларация, в которой отсутствуют показатели, влияющие на формирование налоговой базы, и отсутствует сумма налога, подлежащая уплате.
Нужно различать представление нулевой и упрощенной декларации.
Лицо, признаваемое налогоплательщиком НДС и налога на прибыль, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, может представить по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Эта декларация по выбору налогоплательщика представляется на бумажном носителе или в электронной форме.

– Какие предусмотрены способы представления декларации?

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган тремя способами:

  • лично или через представителя;
  • направлена в виде почтового отправления с описью вложения;
  • передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
При представлении налоговой декларации непосредственно в налоговый орган днем ее представления является дата отметки налогового органа о принятии декларации.
При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем представления считается дата ее отправки.
Некоторые категории налогоплательщиков обязаны представлять декларации в электронной форме.

– Напомните категории лиц, которые должны представлять декларации в электронной форме.

Представлять декларации в электронной форме обязаны следующие категории налогоплательщиков:

  • налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;
  • крупнейшие налогоплательщики;
  • налогоплательщики НДС (с 2015 года и другие лица, для которых такая обязанность предусмотрена главой 21 НК РФ).

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей по статье 119.1 НК РФ.
Обратите внимание на то, что лица, обязанные представлять отчетность в электронном виде, не могут быть оштрафованы за несвоевременное представление декларации, если она была подана на бумажном носителе в установленный срок. Им грозит лишь вышеназванный штраф 200 руб. Кроме того, за несоблюдение способа представления декларации мера обеспечения – приостановление операций по счетам не применяется.

– Организация не относится к категориям налогоплательщиков, для которых установлена обязательность представления налоговой декларации в электронной форме. Может ли такая организация представлять декларацию в электронной форме посредством магнитных носителей?

C 1 января 2014 года вступили в силу поправки в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
Согласно новой редакции статьи 80 НК РФ налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Оператором электронного документооборота признается российская организация, соответствующая требованиям, утверждаемым ФНС России.
Таким образом, непосредственно в НК РФ закреплен единственный способ представления деклараций в электронной форме – через оператора электронного документооборота. Иные способы НК РФ не предусмотрены, а, следовательно, не могут быть установлены и подзаконными актами ФНС России.
Учитывая изложенное, налоговые декларации в электронной форме должны представляться через оператора электронного документооборота независимо от того, является ли представление деклараций в электронной форме обязанностью или правом налогоплательщика.

– Как рассчитывается штраф за нарушение срока представления декларации?

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Минимальный размер штрафа за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета составляет 1000 рублей.
Штраф может быть взыскан исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации: 5% за каждый полный или не полный месяц нарушения срока представления. Максимальное процентное соотношение составляет 30% от неуплаченной суммы, но не менее 1000 рублей, включая ситуацию, когда неуплаченная сумма меньше 1000 рублей.
Отсутствие у налогоплательщика суммы налога к уплате по соответствующей декларации (пропуск срока представления «нулевой» декларации) либо уплата подлежащего декларированию налога, не освобождает от ответственности за пропуск срока представления декларации. В таких обстоятельствах установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере – 1000 рублей.
При применении данной нормы также следует учитывать, что размер «неуплаченной суммы налога» надлежит определять на момент истечения срока, установленного НК РФ для уплаты соответствующего налога. Таким образом, последующее погашение недоимки размер штрафа, исчисленного за нарушение срока представления декларации, не изменяет.
С 1 января 2014 года привязка расчета штрафа к сумме налога, неуплаченной в установленный срок, прямо закреплена в статье 119 НК РФ.
Напомню, что срок давности привлечения к ответственности за непредставление декларации составляет три года. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за установленным законодательством последним днем срока представления декларации.

– Если налогоплательщик пропустил срок представления декларации и срок уплаты налога. А впоследствии представил первоначальную декларацию, затем уточненную. В каком размере будет применен штраф, если суммы налога, указанные в декларациях, различаются?

При подаче уточненной декларации инспекция в силу пункта 9.1 статьи 88 НК РФ не может провести камеральную проверку первичной декларации. Но это не означает, что ответственность за несвоевременную подачу первичной декларации не наступает.
В данном случае штраф будет рассчитан исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате в бюджет. То есть, суммы, указанной в той декларации, в которой отражены верные данные, или на основе суммы налога, установленной налоговым органом по результатам камеральной проверки.
Налогоплательщику рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (их перечень не носит исчерпывающего характера). Налоговый орган, суд, определяя конкретную сумму подлежащего взысканию штрафа, должны применять нормы статей 112 и 114 НК РФ, на основании которых возможно снижение штрафа, в том числе и по сравнению с установленным статьей 119 НК РФ минимальным размером. К смягчающим ответственность обстоятельствам может быть отнесен небольшой срок пропуска представления декларации, сбой компьютерной программы и т.п.

Дата публикации: 30.05.2014