Об изменениях в порядке уплаты имущественных налогов и других поправках, внесенных в Налоговый кодекс РФ

Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ внес в Налоговый кодекс РФ поправки, касающиеся налогового контроля, порядка уплаты транспортного налога, земельного налога и налогов на имущество. Этим изменениям посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

 Начнем с хороших для налогоплательщика изменений. Правда ли, что теперь не надо сообщать в налоговые органы об открытии счета в российском банке?
Да, с 3 мая 2014 года обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей по направлению в налоговый орган сообщений об открытии или о закрытии счетов отменена. Сообщения об указанных фактах следовало направлять в течение семи дней со дня открытия (закрытия) счетов. Просрочка исполнения в представлении информации влекла ответственность по статье 118 НК РФ в размере 5 тысяч рублей.
Поправками статья 118 НК РФ также отмена. Напомню, что нормы, устраняющие ответственность, имеют обратную силу. Это означает, что решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, совершенное до вступления в силу поправок, не может быть принято после вступления их в силу. Штраф за допущенное до вступления в силу поправок нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке, взысканию не подлежит. 

 Каким образом налоговые органы будут получать информацию об открытии налогоплательщиками счетов в банках?
Такую информацию, как и прежде, налоговые органы будут получать от банков в рамках пункта 1 статьи 86 НК РФ. Причем обратите внимание, что с учетом Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ с 1 июля 2014 года банки обязаны будут сообщать о счетах, открываемых всем лицам, включая физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Более того, информация будет предоставляться и в отношении открытия, закрытия, изменения реквизитов вклада (депозита). 

Статья 11 НК РФ определяет счета (счет) как расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Согласно статье 834 ГК РФ размещение денежных средств во вклад производится на основании договора банковского вклада (депозита). Таким образом, понятия «счет» и «депозит» в НК РФ различаются. 

Поправки в пункт 2 статьи 132 НК РФ устанавливают ответственность банка за несообщение в установленный срок налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, или адвокатом, учредившим адвокатский кабинет. Нарушение этих обязанностей влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей. 

Данные изменения вступают в силу с 1 июля 2014 года, так как именно с этой даты вводится корреспондирующая обязанность банков по направлению в налоговый орган сообщений о счетах этой категории клиентов. 

Одновременно новой редакцией пункта 2 статьи 132 НК РФ установлена ответственность за несообщение налоговому органу сведений об открытии или закрытии вкладов (депозитов), изменении их реквизитов независимо от того, какой категории лиц они открыты. 

Но нормы об ответственности за несообщение налоговому органу сведений об открытии или закрытии вкладов (депозитов), изменении их реквизитов не учитывают, что обязанность по направлению таких сообщений вводится только с 1 июля 2014 года. Учитывая, что ответственность не может применяться ранее начала действия обязанности, положения статьи 132 НК РФ должны применяться в случае, если соответствующая обязанность не исполнена банком начиная с 1 июля 2014 года. 

 А будет ли банк привлекаться к ответственности, если им не представлена справка по счетам физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем?
У налоговых органов есть возможность получения информация о счетах физических лиц. 

До 1 июля 2014 года налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. 

С 1 июля 2014 года справки могут быть запрошены также при согласии руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России в случаях проведения налоговых проверок в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ. 

Ответственность банка за непредставление справок (выписок) по операциям и счетам, в том числе в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установлена статьей 135.1 НК РФ. Штраф за это нарушение составляет 20 тысяч рублей. 

В статью 135.1 НК РФ также внесены изменения в части штрафа за непредставление справок о вкладах (депозитах). Поскольку обязанность банков представлять сведения по запросам налоговых органов установлена действующей редакцией пункта 2 статьи 86 НК РФ, ответственность банков за непредставление в случаях, установленных пунктом 2 статьи 86 НК РФ, сведений о вкладах (депозитах) будет наступать с 3 мая 2014 года. 

 Статьей 129.4 НК РФ установлена ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения. Получается, что если налогоплательщик желает уточнить представленное уведомление о контролируемых сделках, то он привлекается к ответственности?

Сведения о контролируемых сделках указываются налогоплательщиком в уведомлениях о контролируемых сделках. Если после 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки, обнаружена неполнота сведений, неточности либо ошибки в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках, налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.
Специальных правил освобождения от ответственности за представление недостоверных сведений в подобной ситуации не было. Поэтому как в случае обнаружения налоговым органом недостоверности сведений, так и в случае представления уточнений в результате исправления ошибок самим налогоплательщиком, наступала ответственность по статье 129.4 НК РФ. 

С учетом поправок налогоплательщик будет по аналогии со статьей 81 НК РФ освобождаться от ответственности, если уточненное уведомление представлено им до обнаружения правонарушения, то есть до составления акта, в котором налоговым органом констатирован факт, свидетельствующий о недостоверности сведений в первоначально поданном уведомлении о контролируемых сделках. Несмотря на то, что в тексте проекта отсутствует специальная оговорка, положения об освобождении от ответственности имеют обратную силу. 

 Как меняется порядок уплаты физическими лицами имущественных налогов?
В отличие от ранее рассмотренной ситуации, когда обязанность налогоплательщика сообщать об открытии счета, дублирующая обязанность банка, отменена, с 2015 года предложено ввести обязанность физического лица сообщать налоговому органу информацию для расчета налога, которую должны сообщать в налоговые органы на основании статьи 85 НК РФ другие государственные органы (органы Росреестра, ГИБДД). 

Собственно порядок уплаты транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц не меняется. Как и в настоящее время, указанные налоги будут уплачиваться на основе налоговых уведомлений. 

Обязанность физического лица сообщать сведения о наличии у него объектов налогообложения исполняется в случае неполучения физическим лицом налогового уведомления. Сообщение должно быть сделано до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом, за который уплачивается налог), однократно. Указанное сообщение не представляется:

— если ранее в отношении соответствующего объекта налоговое уведомление было получено. Поскольку переходные положения в этой части законом не предусмотрены, можно сделать вывод, что достаточно наличия налогового уведомления, полученного и до вступления в силу поправок;

— если ранее в отношении указанных объектов налог уплачивался (например, за период, когда физическое лицо являлось индивидуальным предпринимателем);

— если обязанность по уплате налога не возникает в связи с использованием налоговой льготы (дело в том, что по общему правилу, для получения льгот физическое лицо должно было представлять в налоговый орган документы о праве на льготы). При этом исходя из того, как сформулирована обязанность, физическому лицу не следует направлять в налоговый орган сообщение об имуществе, которое не признается объектом налогообложения (в частности, об автомобилях легковых с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученных (приобретенных) через органы социальной защиты населения). 

К сообщению прикладываются копии правоустанавливающих документов. 

Однако ответственность применяется только за непредставление сообщения (нарушение срока его представления). Размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (пункт 3 статьи 129.1 НК РФ). То есть, если налогоплательщик не представил сообщение, но уплатил налог, штраф взыскан быть не может. 

Норма об ответственности начнет применяться с 1 января 2017 года, то есть за неисполнение обязанностей по направлению сообщения о наличии объектов налогообложения, в отношении которых физическим лицом не получено уведомление об уплате налога за 2016 год и последующие годы. 

 Для чего физическому лицу сообщать о принадлежащем ему имуществе?
Определенным стимулом выступает срок, за который лицо может быть привлечено к уплате налога. В случае, если налоговый орган исчисляет налог на основе имеющейся у него информации, физическое лицо может быть привлечено к уплате налога за период трех предшествующих лет. Если же исчисление налога производится на основе представленного физическим лицом сообщения, то в двухлетний льготный период (с 1 января 2015 года до 1 января 2017 года) исчисление налога производится только за один год – год, в котором физическое лицо сообщило налоговому органу о «необложенном» имуществе. 

 Что новый закон принес для налогоплательщиков специальных налоговых режимов?
Для организаций – новые обязанности, связанные с уплатой налогов. 

Как известно, плательщики специальных налоговых режимов освобождены от уплаты налога на имущество. Но с 2014 года начался процесс перехода к налогообложению имущества организаций от балансовой к его кадастровой стоимости. В настоящее время порядок налогообложения исходя из кадастровой стоимости применяется к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам) и помещениям в них, а также нежилым помещениям, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения названных объектов. 

Разница между новым и старым порядком налогообложения имущества оказалась достаточно существенной, что, по всей видимости, и вызвало стремление законодателя вывести из-под освобождения от налогообложения имущество, налогообложение которого может производиться исходя из кадастровой стоимости.

Таким образом, в тех субъектах РФ, где с 2015 года будет применяться порядок налогообложения имущества исходя из его кадастровой стоимости, налогоплательщики упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход будут производить уплату налога на имущество в отношении соответствующих объектов, представлять декларации и нести иные обязанности налогоплательщиков налога на имущество организаций. 

Новые правила пока не распространяются на индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков указанных специальных налоговых режимов. Данная категория по-прежнему освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности.

Дата публикации: 11.04.2014