Изменения в налоговых проверках

Шестакова Е.В.
Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук
Cпециально для компании «Такском»

Налоговая проверка как камеральная, так и выездная всегда доставляют много хлопот налогоплательщику. Необходимо представлять дополнительные документы По результатам налоговой проверки могут быть назначены допмероприятия. И часто налогоплательщику приходится обжаловать действия ИФНС в вышестоящем налоговом органе или суде. Недавно в порядок проведения налоговых проверок были внесены поправки (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»). О том, какие конкретно поправки внесены, мы поговорим в данном материале.

Изменение №1: представление документов по результатам камеральной проверки

Уточнен порядок представления документов, которые истребует ИФНС. Документы могут быть представлены:

  • по почте заказным письмом;
  • лично или через представителя;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Конечно, в электронном виде представить документы проще, поскольку это экономит время.
Представление документов, составленных в электронной форме, производится по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти. Если документ у компании имеется в бумажном виде, то его также можно представить и в виде электронного документа в электронной форме (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»), и в виде электронного образа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов).

Обратите внимание!
В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.
Если налогоплательщик все-таки решил представить документы на бумажном носителе, то:

  • документы представляются в виде заверенных копий;
  • не допускается нотариальное заверение, если это не предусмотрено законодательством;
  • листы документов должны быть пронумерованы
  • листы документов должны быть прошиты.

Изменение №2: уточнение порядка рассмотрения возражений на акт налоговой проверки и назначения дополнительных мероприятий контроля

Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления.
Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам в течение 10 дней выносится решение. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Напомним, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • при проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Также налоговый орган может принять решение о проведении дополнительных мероприятий.
В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Изменение №3: уточнение в порядок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган

Очень важным изменением в обжаловании решений ИФНС является изменение, связанное с введением обязательного досудебного порядка обжалования действий (бездействия), а также ненормативных актов налоговых органов (за исключением актов, принятых ФНС России, и актов, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб и апелляционных жалоб). Для кого-то из налогоплательщиков досудебный порядок позволяет быстрее решить спор с налоговым органом и указать на конкретные ошибки ИФНС, а для кого-то затягивает решение вопроса, поскольку налогоплательщик не может своевременно вернуть переплату, возместить НДС. Такой порядок был введен с 1 января 2014 года и практически не менялся. Но в 2016 году в него внесены некоторые корректировки.
Также как и ранее вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).
В случае наличия противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, привлекая лицо, подавшее жалобу.

Изменение №4: уточнение порядка налогового мониторинга как отдельного вида налогового контроля

4 ноября 2014 года был принят Федеральный закон № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который ввел в действующее налоговое законодательство новое понятие «налоговый мониторинг».
Напомним, что налоговый мониторинг могут применять организации, у которых:

  • совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

При введении налогового мониторинга выездные налоговые проверки не проводятся.
Основные изменения, касающиеся проведения налогового мониторинга, связаны с подачей заявления на проведение мониторинга.  В ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга, в отношении которого налоговым органом может быть принято решение.
Запрос о предоставлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.
В запросе необходимо указать:

  • описание деловой цели, основных условий, в том числе прав и обязанностей сторон, сроков и условий осуществления платежей по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
  • информацию о деятельности контрагентов, иных лиц и выполняемых ими функциях по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются;
  • позицию организации по вопросам порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов в отношении совершенной или планируемой сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.

Обратите внимание!
Мотивированное мнение является обязательным для исполнения налоговыми органами и организацией в ходе проведения налогового мониторинга, за исключением случаев, если указанное мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией.
Возникает вопрос об обязательности исполнения мнения налогового органа.
Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах) (уточненных налоговых декларациях (расчетах) или иным способом. Таким образом, учет мотивированного мнения обязателен.

В заключение необходимо отметить, что порядок налоговых проверок не претерпел существенных изменений. Но к основным поправкам, на которые нужно обратить внимание, относятся поправки в порядок представления документов в налоговый орган в электронном виде, а также подписания данных документов, порядок назначения мероприятий дополнительного контроля, а также отстаивания интересов в вышестоящем налоговом органе.


Предоставлять отчетность через Интернет в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат легко и удобно с помощью продуктов компании «Такском». Выберите свой способ сдачи отчетности.

Дата публикации: 15.08.2016