Штрафы за просроченную отчетность, существенные ошибки в отчетности: на что обратить внимание работодателю (часть 2)

Екатерина Колесникова,

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Специально для компании «Такском»

Настоящая статья является продолжением темы «Штрафы за просроченную отчетность, существенные ошибки в отчетности» где будут рассмотрены нюансы, связанные с отчетностью налоговых агентов по НДФЛ, а также отчетностью страхователей по страховым взносам.
Как всем уже известно, с начала 2016 года у налоговых агентов по НДФЛ появилась новая «отчетная» обязанность – ежеквартальное представление сведений по форме 6-НДФЛ. Одновременно с этим была усилена и ответственность налоговых агентов. Введение ежеквартальной отчетности было направлено на формирование возможности для налоговых органов контролировать уплату налога внутри налогового периода.
Кроме того, с 1 января 2017 года положения о мерах ответственности, предусмотренные НК РФ распространяют свое действие и на страховые взносы, которые вновь переходят под администрирование налоговыми органами. Так, с 01.01.2017г. исчисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ регулируются НК РФ, одновременно с этим утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации».

Что касается НДФЛ

С 1 января 2016г. в НК РФ появилась не только новая отчетность (сведения по форме 6-НДФЛ), но и новые нормы ответственности налоговых агентов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими обязанностей, связанных с представлением налоговому органу информации, а именно:

  • за непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), в налоговый орган по месту учета (см. п. 1.2 ст. 126 НК РФ). По таким случаям также появилась возможность для налогового органа приостановить операции налогового агента по его счетам в банке и переводы его электронных денежных средств (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  • за представление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения (см. ст. 126.1 НК РФ).

При этом никто не отменял для налоговых агентов меру ответственности за несоблюдение порядка представления расчета, установленную ст. 119.1 НК РФ (принципы ответственности данной статьи рассмотрены в предыдущей части настоящей темы). Но давайте подробнее остановимся на новых требованиях.

Непредставление формы 6-НДФЛ

За такое нарушение с налогового агента взыскивается штраф в размере 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления формы 6-НДФЛ (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). При этом срок сдачи формы установлен следующий: за первый квартал, полугодие, девять месяцев - последний день месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).
Выявить недостоверные сведения в представленной форме 6-НДФЛ налоговый орган может как в рамках проведения камеральной проверки (ст. 88 НК РФ) или выездной проверки за соответствующий период, так и вне рамок таких проверок (например, при получении информации от внебюджетных фондов и пр.).
Моментом обнаружения налогового правонарушения считается дата представления формы 6-НДФЛ (лично или через представителя), дата ее отправки почтовым отправлением или дата, зафиксированная в подтверждении оператора электронного документооборота при отправке в электронной форме по ТКС.
В целях исчисления размера штрафа налоговые органы учитывают срок от вышеназванной даты представления формы 6-НДФЛ до фактической даты ее представления. В течение 10 дней со дня выявления нарушения составляется акт в порядке, предусмотренном ст.101.4 НК РФ, по утвержденной форме. При этом составление акта не зависит от сроков завершения камеральной проверки по представленной форме 6-НДФЛ.
Кроме того, хочу напомнить, что тот факт, что налоговым органом организация привлечена к налоговой ответственности за несвоевременное представление расчета, вовсе не освобождает ее должностных лиц от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.6 КоАП. Данной нормой установлены штрафные санкции в размере от 300 руб. до 500 руб., которые налагаются, в частности, на должностных лиц организаций за непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Приостановление операций по счетам

При непредставлении в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (по форме 6-НДФЛ), в налоговый орган по месту учета, НК РФ предусмотрено право налогового органа приостановить операции налогового агента по его счетам в банке и переводы его электронных денежных средств (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
Решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней по истечении срока сдачи формы 6-НДФЛ.
При выявлении факта непредставления в срок расчета по форме 6-НДФЛ налоговый орган должен учитывать различные аспекты деятельности налогового агента:

  • факты перечисления налоговым агентом НДФЛ в отчетном периоде;
  • порядок представления налоговым агентом справок по форме 2-НДФЛ за предыдущий налоговый период;
  • иные сведения, имеющиеся в налоговом органе, свидетельствующие о наличии у налогового агента обязанности представлять форму 6-НДФЛ.

О блокировке счета вследствие непредставления отчетности и последующих действиях налогоплательщика можно подробнее узнать из первой части настоящей статьи.

Представление недостоверных сведений

За данное нарушение налоговых агентов ожидает штраф в сумме 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). При этом необходимо отметить, что само понятие «недостоверные сведения» на законодательном уровне не определено. Согласно разъяснениям, данным ФНС РФ, под недостоверными сведениями следует понимать следующее:

  • любые реквизиты, указанные в формах 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, которые не соответствуют действительности;
  • любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении реквизитов, например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.;
  • арифметические ошибки;
  • искажения суммовых показателей;
  • иные ошибки, влекущие неблагоприятные последствия для бюджета в виде неисчисления или неполного исчисления, неперечисления НДФЛ, нарушения прав физических лиц, например, на налоговые вычеты;
  • ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков - физических лиц (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные), которые также могут повлечь невозможность реализации в полном объеме прав физических лиц, а также прав и обязанностей налоговых органов в части администрирования налога.

При этом нужно знать, что возможность избежать штрафные санкции у налоговых агентов все же имеется, рассмотрим ее варианты: 

  1. Налоговый агент по НДФЛ может воспользоваться правом, которое предусмотрено п. 2 ст. 126.1 НК РФ. Данной нормой установлены условия, при соблюдении которых можно избежать ответственности в виде штрафа за представление недостоверных сведений: нужно самостоятельно выявить ошибки и представить в налоговую инспекцию уточненные документы до момента, когда налоговому агенту станет известно об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им ранее документах сведений.
  2. Если уточненные документы предоставить вовремя не получилось у налогоплательщика остается возможность снизить размер штрафа. Вопрос о привлечении к ответственности рассматривается с учетом всех обстоятельств дела. Так, к смягчающим обстоятельствам относится отсутствие неблагоприятных последствий для бюджета и нарушений прав физических лиц (письмо Минфина РФ от 21.04.2016. №03-04-06/23193, письмо ФНС РФ от 09.08.2016 №ГД-4-11/14515). При этом согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

О страховых взносах

Работодателю также следует внимательно отнестись к изменениям, коснувшимся страховых взносов. Ведь теперь страховые платежи находятся под юрисдикцией налоговых органов (Федеральным законом от 03.07.2016. № 243-ФЗ в НК РФ внесена новая глава 34 под названием «Страховые взносы»). При этом основные принципы налогообложения при смене администратора платежа не изменились.
С 2017 года информация о страховых взносах объединена в расчете, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Данный расчет заменил сразу несколько ранее действующих форм: РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС. Сдавать единый расчет в налоговый орган страхователи должны не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Организации и индивидуальные предприниматели со среднесписочной численностью более 25 человек обязаны представлять расчет в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.


Сдавать отчетность в любые контролирующие органы легко и просто вместе с программной линейкой продуктов «Такском» по электронной отчетности.
Все программные продукты «Такском» дорабатываются согласно последним изменениям законодательства. Например, в многопользовательской версии программы «Доклайнер».


Кроме того, важно иметь в виду, что если в едином расчете итоговая величина взносов на пенсионное страхование и сумма таких взносов по каждому работнику не равны, то такой расчет будет считаться непредставленным. Штрафных санкций в таком случае можно будет избежать, устранив несоответствие в течение пяти рабочих дней с даты получения соответствующего уведомления из налоговой инспекции.
При этом, начиная с 2017 года за нарушения, связанные со страховыми взносами (кроме взносов на страхование от несчастных случаев на производстве), взыскивать штрафные санкции начнут налоговые органы, а не внебюджетные фонды. Все санкции, предусмотренные для налоговых правонарушений, теперь будут применяться и в отношении страховых взносов. В частности, за непредставление расчета по взносам страхователя будет ожидать штраф в соответствии со ст.119 НК РФ, за грубое нарушение правил учета – штраф по ст.120 НК РФ и т.д. Исключение составляют только взносы на страхование от несчастных случаев на производстве, штраф по которым по-прежнему будет налагаться органами ФСС РФ.
Кроме того, с 2017 года введен штраф за неправильное представление сведений персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ. Так, если страхователь обязан представлять сведения персонифицированного учета в электронном виде, то невыполнение этой обязанности приведет к штрафным санкциям в размере 1000 руб.


Дата публикации: 26.06.2017