Современные технологии в помощь добросовестному налогоплательщику

Уходящий 2015-ый стал годом больших перемен в законодательстве о налогах. Все его правовые новеллы направлены на совершенствование налогового администрирования и создание благоприятных условий для развития бизнеса. Такой лейтмотив  прозвучал на Пленарном заседании ХI Всероссийского налогового форума «Итоги года и перспективы реформ», состоявшемся 4 декабря в Торгово-промышленной палате РФ. В мероприятии приняли участие президент ТПП С.Н.  Катырин, руководитель ФНС России М.В.Мишустин, заместитель председателя Банка России А.П.Торшин, председатель Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства при Комитете Госдумы по бюджету и налогам М.Ю.Орлов,  аудитор Счетной палаты РФ С.И.Штогрин, председатель Совета директоров компании «Такском» А.Р Меликджанян и другие.

Открыл заседание С.Н.Катырин. В своем выступлении он отметил, что позиция России в рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing business-2015 переместилась вверх на десятки пунктов в сравнении с предыдущим годом. Однако работу по созданию благоприятной бизнес-среды в России нужно продолжать. Для промышленных предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты необходимо предоставить налоговые льготы, а именно, снизить налог на прибыль. Также следует законодательно ввести институт  индивидуального налогового разъяснения. Процедура предполагает, что предприниматель, обращаясь в налоговый орган и предоставляя всю информацию по сделке, получает разъяснение, каким образом и в каком размере он будет платить налог. Это позволяет прогнозировать риски на этапе заключения контракта. И зарубежный опыт подтверждает действенность этой меры. Кроме того, очень важно совершенствовать налогообложение малого и среднего бизнеса, в частности, расширить перечень видов предпринимательской деятельности с правом применения патентной системы  налогообложения.

Очевидно, что прозрачность налоговых сборов в стране за последние годы стала значительно выше, а также поднялся уровень собираемости налогов, среди которых безусловный лидер – НДС. Этого удалось достичь благодаря качественным изменениям работы Федеральной налоговой службы России. Глава этого ведомства М.В.Мишустин напомнил, что налоговые органы изменили стратегию контрольной работы. Теперь она строится исключительно на экономическом анализе налогоплательщиков и риск-ориентированном подходе. И эта стратегия оправдывает себя. Как результат, сократилось  число налоговых проверок (для сравнения – в девяностые проверяли каждого третьего предпринимателя). Естественно, это добавило   оптимизма бизнес-сообществу, как и то, что отменена обязанность для юридического лица иметь печать и сокращен срок его регистрации до трех дней.

Снизить давление на добросовестных предпринимателей позволила и внедренная в этом году  автоматизированная система АСК НДС-2 с использованием технологии Big Data. Она автоматически выявляет и пресекает случаи уклонения от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога. За 9 месяцев 2015 года в систему загружено 5,2 млн деклараций по НДС с приложением книг покупок и продаж. По результатам сопоставления выявленных расхождений налогоплательщикам направлено 360 тыс. требований о представлении пояснений.

Сегодня в стране действует экстерриториальная  модель обслуживания налогоплательщиков, работает Федеральный центр обработки данных. И роль ФНС в деле внедрения современных технологий переоценить очень трудно. По словам председателя Совета директоров компании «Такском» А.Р.Меликджаняна, «ФНС выступает драйвером электронного взаимодействия бизнеса и государства и содействует внедрению электронного документооборота (ЭДО) между участниками бизнеса». Современные механизмы налогового администрирования служат катализатором автоматизации процессов. Вот один из таких примеров. В этом году введена расширенная форма декларации по НДС и обязательность ее представления в электронном виде. Требования о пояснениях налоговые органы, в свою очередь, выставляют тоже в электронной форме. И налогоплательщики обязаны на них реагировать в определенный срок во избежание блокировки счета.

Однако участнику ЭДО должно быть удобно в работе. Именно таким принципом руководствуются ИТ-компании. Разработчики учетных систем и операторы ЭДО предоставляют возможность, как полного встраивания этих систем, так и отдельных их модулей. Кроме того, создаются электронные сервисы, предназначенные для разных целей, привносящие удобство в хозяйственную деятельность. Одни до заключения сделки позволяют оценить благонадежность партнера, другие перед отправкой декларации по НДС в налоговый орган – сверить свои данные с информацией контрагента. Автоматизация процессов – это не только снижение налоговых рисков, но и повышение эффективности бизнеса как такового, сокращение его издержек.

 Инициаторами внедрения электронного документооборота являются, как правило, крупные компании, имеющие большое количество контрагентов. Но, как показывает мировая практика, массово вводит ЭДО малый и средний бизнес. При этом государство выступает регулятором  процесса и вправе определять способ внедрения ЭДО в стране. Согласно международному опыту,  если в экономике применяется традиционная модель, основанная на принципах договоренности, то в течение 5 лет едва ли можно будет превысить уровень 5-10 % электронных документов от их оборота в целом, а через 10 лет –  25%.

Другие модели, в которых законодательно закреплен принцип обязательности полного или частичного ЭДО между хозяйствующими субъектами, позволяют за 2-3 года выйти на уровень 60-80% и даже 90 % электронных документов в их общем объеме. В российскую экономику запущена традиционная модель. А это значит, что у нас будет долгий период перехода на ЭДО, на протяжении которого хозяйствующим субъектам придется поддерживать бумажный и новый электронный бизнес-процессы одновременно. Все это не просто и затратно.

Как сказал А.Р.Меликджанян, в настоящее время Рабочая группа по ЭДО при ТПП РФ в результате обмена мнениями с ведущими экспертами Минфина, ФНС и представителями бизнеса выработала основные направления по совершенствованию налогового администрирования. Одно из них – это утверждение электронного формата документа о передаче товара ( работ и услуг), включающего счет-фактуру. Его введение в хозяйственную практику позволит сократить число используемых документов и упростить отношения между контрагентами. Кроме того, в ближайшее время необходимо обеспечить налогоплательщикам возможность представлять в налоговые органы все подтверждающие первичные документы в электронном виде. Сегодня же их перечень  ограничен только 15 типами. И еще не менее важно предоставить налогоплательщикам, направляющим в налоговый орган подтверждающие документы только в электронной форме, преференции в виде сокращенных сроков до 2 месяцев камеральной проверки, особенно по НДС. Это все послужит стимулом для внедрения ЭДО и повысит комфортность бизнес-процессов.

Также участники Пленарного заседания обсудили уровень налоговой нагрузки (сегодня, по данным Минфина, она составляет порядка 34.4%) и проблемы неналоговых платежей. Все эксперты озвучили свои пожелания по  совершенствованию налоговой политики на среднесрочную перспективу.

Видео Пленарного заседания XI Всероссийского налогового форума от 04.12.2015  в рамках телепроекта ТПП РФ и «Россия 24».

Дата публикации: 17.12.2015