Что делать, если в Налоговом кодексе нет подходящей нормы — найти ее

Компания «Такском» провела в Торгово-Промышленной Палате России круглый стол, посвященный переходу энергетических компаний на электронный документооборот (ЭДО).

В обсуждении актуальных вопросов приняли участие исполнительный директор Методологического совета по бухгалтерскому и налоговому учету при Наблюдательном совете Ассоциации «НП Совет рынка» О.В.Забродина, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России И.Р.Сухарев, начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России О.Д.Хороший, эксперты компании «Такском» В.Ю.Зудин и И.И.Пальчиков, а также представители оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ).

Рынок электроэнергии и мощности – сфера обращения особого товара. Его невозможно увидеть или потрогать. Он не подлежит складированию, передается и потребляется одномоментно. Однако для такого товара, как и любого другого, необходим учет.

Первичным учетным документом здесь является акт приемки-передачи электроэнергии и мощности, составляемый ежемесячно на основе объема и стоимости реализованного товара, рассчитанных специализированной организацией. В соответствии с правовыми нормами об электроэнергетике первичный учетный документ должен быть оформлен только после завершения всех установленных процедур, то есть фактически за границами периода, в котором товар поставлен.

Но, как известно, для применения вычета по НДС необходимо соблюдение следующих условий: наличие первичного учетного документа, счета-фактуры, полученного до даты подачи налоговой декларации, и подтвержденный факт принятия к учету товара в расчетном месяце. Третье условие вызывает сложности в использовании ЭДО, поскольку период поставки товара и дата оформления первичного учетного документа в электроэнергетике могут относиться к разным отчетным периодам. Для разрешения проблемы, полагает О.В. Забродина, «следовало бы руководствоваться нормой статьи 272 НК РФ «расходы признаются в периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок», иными словами, период признания расходов по приобретенному и реализованному товару должен быть равен периоду его поставки, указанному в первичном учетном документе, независимо от даты его оформления».

Но, ведь, именно такое положение уже отражено в письме Минфина России от 27.07. 2015 № 03-03-05/42971. Точнее в нем разъяснен порядок учета длящихся услуг. Заметим, в письме говорится об услугах, но ничего не сказано про товар. Может ли это послужить помехой в его использовании в электроэнергетике?

По мнению О.Д.Хорошего, применение упомянутого письма электроэнергетическими компаниями не противоречит Налоговому кодексу. Поскольку согласно статье 38 НК РФ «услуга потребляется в процессе ее оказания». А ведь с электричеством именно это и происходит. Получается, что разъясненный Минфином порядок можно использовать и в электроэнергетике.

И, тем не менее, для исключения всевозможных рисков целесообразно было бы обратиться с официальным вопросом о возможности применения письма Минфина от 27.07.2015 № 03-03-05/42971 в целях учета электроэнергии и мощности в само ведомство.

Действительно, правовых пробелов в документообороте пока хватает. Для того чтобы их заполнить разрабатывается, в том числе и Федеральный стандарт «Документы и документооборот в бухучете». Его целостного проекта пока нет, но есть рабочие решения по определенным вопросам, которые уже можно озвучивать. В частности, стандарт установит вид допустимой электронной подписи на первичных учетных документах.

Помимо подписи обязательным реквизитом первичного учетного документа будет дата его составления. Планируется приравнять дату его составления к дате подписания, исходя из основного посыла, что документ не может считаться подготовленным, пока он не подписан. Согласно будущему стандарту дата совершения факта хозяйственной жизни не является обязательным реквизитом. Однако, если она будет отличаться от даты составления первичного учетного документа, ее необходимо включать в описание факта хозяйственной жизни.

По окончании разработки проект стандарта «Документы и документооборот в бухучете» будет представлен на общественное обсуждение, а далее в Совет по стандартам бухучета (Совет).

Совет заработал в этом году, и его основной функцией является проведение экспертизы проектов стандартов, по результатам которой в Минфин направляются рекомендации по одобрению документов или же они возвращаются на доработку. Совет уже утвердил Программу принятия федеральных стандартов бухучёта на 3 года. В соответствии с этим документом, в первую очередь, должны быть приняты стандарты «Запасы», «Основные средства», а также «Документы и документооборот в бухучете». Первые два уже размещены на едином портале для общественного обсуждения.

Утвержденные стандарты планируется вводить в два этапа: сначала — для добровольного применения, затем — для обязательного. Разница между ними будет составлять минимум 1,5 года.

Также важно знать, что если в стандартах по бухучету есть нормы, подходящие для отражения хозяйственной операции, их нужно использовать. Если нет, то следует обращаться к МСФО.

В результате обсуждения за круглым столом проблем в сфере электроэнергетики решили, что Ассоциация «НП Совет рынка» подготовит обращение, содержащее вопрос — можно ли использовать порядок, разъясненный в письме Минфина от 27.07.2015 № 03-03-05/42971 для учета электроэнергии и мощности — и направит его в Минфин России.

Компания «Такском» поможет разработать проекты электронных форматов документов с рабочими названиями «Торг-2» и «Бухгалтерская справка».

Дата публикации: 17.08.2016