БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР: узнайте все о новых правилах работы с ККТ!

Записаться

Единое администрирование взносов ФНС

Шестакова Е.В.

Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук

Специально для компании «Такском»

Единообразие в уплате налоговых и неналоговых платежей существует во многих странах. Для государства и для налогоплательщиков единство управления платежами хорошо, поскольку государство может сразу увидеть поступление денежных средств и аккумулировать все платежи в одном месте, а налогоплательщики могут осуществлять платежи в один орган, проводить сверки одновременно по всем видам платежей, производить зачет переплаты в рамках налоговых правоотношений.

Администрирование налоговых платежей

Традиционно налоговые платежи находятся в ведении Федеральной налоговой службы. Особенностью администрирования налоговых платежей является постепенный переход на электронное налоговое администрирование. Так, компании и предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, обязаны сдавать в электронном виде декларации по НДС. Аналогичная обязанность предусмотрена и для налоговых агентов. Согласно официальной позиции Минфина, налогоплательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (Письмо ФНС России от 20.08.2015 № ПА-3-17/3169@). А с 2017 года кроме самой декларации пояснения к декларациям также необходимо будет представлять в электронном виде. Поданные на бумажных носителях пояснения не будут считаться поданными.

Другие декларации могут представляться  на бумажном носителе или в электронном виде в зависимости от численности персонала компании. В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики со среднесписочной численностью работников за предшествующий год более 100 человек, вновь созданные налогоплательщики с такой же численностью и крупнейшие налогоплательщики подают декларации в электронном виде. Но из этого правила есть и исключения. Например, в отношении введенной в 2016 году новой отчетности по налогу на доходы физических лиц по форме 6-НДФЛ, такая отчетность может подаваться в бумажном виде, если численность работников не превышает 25 человек. Если численность превышает 25 человек, то отчетность нужно сдать в электронном виде.

Таким образом, администрирование налоговых платежей в 2017 году будет осуществляться, как и прежде, налоговым органом, при этом можно наблюдать тенденцию электронного налогового администрирования.

Администрирование таможенных платежей

В 2017 году полной передачи полномочий таможенной службы налоговому органу не произойдет. Однако Минфин и ФТС планируют совершенствование администрирования таможенных сборов. Такое совершенствование должно, с одной стороны, быть удобным для бизнеса, а с другой стороны, повысить собираемость налогов в бюджет. И по официальным данным, рост собираемости таможенных платежей действительно налицо. Но вот вопрос удобства уплаты таможенных платежей и НДС в бюджет остается открытым. В начале 2016 года обсуждался вопрос полной передачи функций таможенного администрирования в налоговый орган. Однако этого не произошло. Но все-таки нельзя говорить о том, что таможенное администрирование не получило развития.

В абзаце 1 п. 15 ст. 165 НК РФ говорится о том, что налогоплательщик может представить реестры вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных документов. Фактически новые реестры начали действовать с 2016 года. Реестры были введены Приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 «Об утверждении форм и порядка заполнения реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка представления реестров в электронной форме». Данные реестры представляются исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Это следует из п. 15 ст. 165 НК РФ.

Налогоплательщик в обоснование применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров (за исключением случаев, указанных в п. 2 и 3 ст. 165 НК РФ) вправе представить по своему выбору:

  • документы, указанные в подп. 1, 3, 4 п. 1 ст. 165 НК РФ;
  • реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) в электронной форме и документы, предусмотренные подп. 1, 4 п. 1 ст. 165 НК РФ;
  • реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, в электронной форме и документ, предусмотренный подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ.

Но представление документов в виде реестров, безусловно, экономит время, ведь не нужно копировать подтверждающие документы и представлять их на бумажном носителе. В этой связи возможно сделать вывод о том, что администрирование таможенных деклараций и товаросопроводительных документов также развивается по пути перехода на электронный документооборот и более простой обмен документами.


Для подтверждения ставки НДС 0% компания «Такском» разработала специальный сервис «Картотека документов». Он служит для подбора, комплектации и направления документов, хранящихся в различных информационных системах, в налоговые органы через оператора «Такском».


Администрирование страховых взносов

Администрирование страховых взносов с 2017 года полностью переходит в ведение ИФНС. Страховые взносы будут уплачиваться и регулироваться на основании главы 34 НК РФ. Администрирование налоговым органом страховых взносов осуществлялось до 2009 года, тогда они носили наименование единого социального налога и были дифференцированы в зависимости от начисляемой работнику суммы. Однако в 2009 году было принято решение отдать администрирование страховых взносов в специальные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Был принят специальный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Но подобная система администрирования показала свою нерезультативность, поскольку затраты на администрирование были выше, чем собираемость взносов.

Среди важных моментов, которые связаны с администрированием страховых взносов, нужно отметить следующие.

Следует обратить внимание, что в отличие от страховых взносов, которые администрировал Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, вместо нескольких форм отчетности необходимо сдавать только одну форму. Новый расчет, который нужно будет сдавать в ФНС, будет заменять следующие формы: 4-ФСС, РСВ-1, РСВ-2.

Сдавать единый расчет в ИФНС страхователи будут не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Если численность компании менее 25 человек — отчетность можно сдавать в электронном виде или на бумажном носителе.

Если численность компании более 25 человек — отчетность необходимо сдавать в электронном виде.

В целом порядок начисления страховых взносов, применения повышенных и пониженных тарифов не изменится, однако есть и важные поправки. Так, до 2017 года не облагались полностью страховыми взносами суточные. Однако в отношении НДФЛ суточные облагались налогом в пределах норм. Такая норма установлена в размере:

  • 700 рублей для командировок по Российской Федерации за каждый день командировки;
  • 2500 рублей для зарубежных командировок.

Соответственно, с 2017 года в рамках указанных норм страховые взносы начислять не нужно.

Также нужно обратить внимание на возможные проблемы, которые могут возникнуть в связи с изменением администрирования. Первой проблемой можно считать ошибки в отношении неправильной уплаты страховых взносов. Ведь отмена ЕСН показала, что межведомственный обмен работает не очень хорошо, и переплаты по налогу вернуть достаточно сложно. В этой связи многим налогоплательщикам приходилось отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Вторая проблема связана с отчетностью. Возможны ошибки, когда по привычке налогоплательщик будет направлять отчетность в фонды, и она не будет считаться принятой.

Третья проблема связана с передачей сальдовых остатков, существует риск того, что у налогоплательщика будут выявлены недоимки.

В настоящее время предусмотрено, что соглашением ФНС России от 22.02.2011 № ММВ-27-2/5, ПФР № АД-30-33/04сог сотрудники налоговой службы передают в ПФР сведения, которые носят разовый характер: информацию о подтверждении факта направления в арбитражный суд заявления о признании плательщика страховых взносов банкротом или об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов и т.п. Ряд сведений передаются на постоянной основе:

  • ежеквартально выписки из решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов выездных налоговых проверок — о суммах доначислений по НДФЛ, о сумме доходов, на которые произведены доначисления по НДФЛ, с разбивкой по видам доходов и ставке налога;
  • ежегодно сводную информацию по каждому налоговому агенту на основании представленных в налоговые органы справок о доходах физического лица за год (форма 2-НДФЛ) — об общей сумме доходов по итогам налогового периода с разбивкой по видам дохода, о сумме налоговой базы по итогам налогового периода с разбивкой по ставке налога, о сумме начисленного НДФЛ.

Но в 2017 году регламенты работы изменились.

Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе — не позднее 10 рабочих дней представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения:

  1. сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  2. начисленные и уплаченные суммы страховых взносов;
  3. уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок;
  4. иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов (статья 11.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

Но в целом, переход на администрирование взносов ИФНС имеет положительный эффект, поскольку и налоги и взносы будут учитываться в одном месте и регулироваться одним документом — Налоговым кодексом.

В целом реформы в области налогового администрирования достаточно важны, поскольку сегодня подобные реформы проводятся во всех странах мира и должны способствовать как упрощению процедур уплаты налогов, подачи деклараций, снижению трудозатрат, так и повышению собираемости налогов.


Все программные продукты «Такском» доработаны согласно последним изменениям законодательства. Например, в многопользовательской версии программы Доклайнер реализовано разграничение по участкам отчетности, и специалисты вашей компании смогут сдавать отчетность по страховым взносам по новым правилам, не вовлекая в это сотрудников других участков. К другим преимуществам Доклайнера можно отнести интеграцию с внешними системами документооборота, легкость использования, максимальную защищенность и гарантированный результат отправки!

Сдавать отчетность в любые контролирующие органы легко и просто вместе с программной линейкой продуктов «Такском» по электронной отчетности.

Дата публикации: 14.04.2017