Ваш регион Москва?
Офисы
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден

Электронная подпись и закон 63-ФЗ

34390 просмотров
06.08.2020 08:42
Рейтинг: 5

244-основа.png

Документооборот предприятия бывает, как в бумажном, так и электронном варианте. Все, кто знаком с ним в безбумажном формате, знают, что одна из составляющих, без которой он невозможен или не имеет юридической силы — это подпись. Однако не каждый бухгалтер и предприниматель может разобраться, как работает обмен документами с применением ЭП, так как в этой теме много юридических и технических сложностей. Более того, в июле этого года в силу вступили некоторые поправки в законодательстве, которые меняют ряд процедур и процессов в ЭДО.

Разбираемся с особенностями в законе № 63-ФЗ

Законодательное регулирование применения электронной подписи осуществляется Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ. В закон входят: терминология, виды ЭП, функционал удостоверяющих центров и другие разделы.

Электронная подпись придаёт юридическую силу документам в ЭДО, обеспечивает безопасность такого документооборота. Чтобы её создать, криптографические алгоритмы преобразуют информацию, используя закрытый ключ. Благодаря этому идентифицируется владелец сертификата и устанавливается неизменность информации в документе после заверения.

ЭП нужна для совершения различных сделок, гос- и муниципальных услуг, b2b и b2g документооборота и в иных случаях, предусмотренных законом, если они могут повлечь юридические последствия.

Что такое электронная подпись

Под цифровой подписью согласно закону № 63-ФЗ понимается информация, соединённая с заверяемыми данными. Ещё такая подпись вязана с данными о создателе документа.

Говоря простым языком, ЭП — то же самое, что и подпись от руки, но в цифровом виде.

Она должна облегчать работу организациям и ИП, а также физическим лицам. С её помощью можно без труда, например, зарегистрировать онлайн-кассу или отправить отчётность по налогам, осуществить подписание договоров ГПХ, взаимодействовать с госорганами.

Рассмотрим и другие определения, которые даёт закон.

Основные понятия в законе № 63-ФЗ

Квалифицированный сертификат — нужен, чтобы подтвердить соответствие ключа, проверить подпись и владельца сертификата. А сертификат ключа проверки ЭП — это документ, полученный клиентом от удостоверяющего центра (УЦ).

Правом выпускать такой сертификат обладают только аккредитованные УЦ или уполномоченные на то органы федеральной власти. Владельцем КС законом признаётся тот, на чьё имя он выдан. Удостоверяющий центр создаёт, выдаёт и поддерживает работу КС.

Ключ ЭП — это уникальный порядок символов, а ключ проверки — последовательность знаков, подтверждающая подлинность ЭП.

Средства ЭП — набор криптографических устройств для создания и проверки ЭП и ключей ЭП.

Участники электронного взаимодействия — физ- и юрлица, госорганы, производящие обмен информацией, данными.

Виды электронных подписей

Согласно статье 5 закона № 63-ФЗ их три.

Простая электронная подпись. Это логин и пароль для входа на сайт или код в смс. Создаётся в информационной системе. Применяется, как правило, в банковских операциях, для аутентификации в ИС, получения госуслуг, иногда — во внутрикорпоративном ЭДО.

Простая подпись имеет аналогичную значимость с собственноручной, если это прописано в отдельном НПА, или если между участниками ЭДО соглашение. В последнем прописываются правила идентификации владельца простой ЭП и соблюдения конфиденциальности.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись. Такая подпись, согласно закону № 63-ФЗ, обладает уже гораздо большим спектром возможностей. Она создаётся программами криптошифрования с использованием закрытого ключа. С её применением идентифицируется личность обладателя и обнаруживается факт внесения в файл изменений. Для использования усиленной неквалифицированной ЭП между участниками ЭДО должно быть соответствующее соглашение.

Клиент получает в УЦ два ключа ЭП:

  • Закрытый
    Он хранится на ключевом носителе с ПИН-кодом или в ПК владельца и известен только ему. С ним пользователь создаёт ЭП для её дальнейшего проставления.
  • Открытый
    Такой ключ доступен всем сторонам ЭДО. Он связан с закрытым и позволяет получателям документа узнать, подлинна ли подпись.
    Эту ЭП можно использовать в любом виде ЭДО, но во внешнем – стороны заключают соглашение о правилах использования и обоюдном признании юридической силы.

Усиленная квалифицированная электронная подпись. Как и предыдущий вид, эта подпись создаётся при помощи криптографии и открытых ключей. Но отличается КЭП тем, что она имеет квалифицированный сертификат. ПО для работы с ней должно быть сертифицировано ФСБ России. Также, согласно закону № 63-ФЗ, КЭП выдаётся только УЦ, аккредитованным Минцифры России.

Исходя из закона № 63-ФЗ, усиленная квалифицированная электронная подпись требует дополнительных условий. КЭП по закону применима для:

  • отчётности в госорганы;
  • электронных торгов;
  • работы с ИС любого органа государственной власти;
  • внутрикорпоративного и внешнего ЭДО.

Таким образом, если организации и ИП используют КЭП, электронный документооборот законом автоматически признаётся юридически значимым.

Новшества в законе № 63-ФЗ

Положения закона № 63-ФЗ претерпели целый ряд изменений. Актуализация ведётся уже не один год. Это связано с развитием технологий, а также форм взаимодействия между участниками торговли, бизнеса и госорганов. Не в последнюю очередь играет и безопасность данных в цифровой среде.

Самые последние изменения в закон № 63-ФЗ были внесены Федеральным законом от 04.08.2023 № 457-ФЗ, часть которых вступает в силу в 2024 году.

  • Дополнение информации, содержащейся в квалифицированном сертификате
    С 5 августа 2024 г. квалифицированный сертификат должен содержать и информацию о сроке действия ключа ЭП, соответствующем уникальному ключу проверки ЭП, содержащемуся в данном квалифицированном сертификате.
  • Полномочия третьих лиц
    Третьи лица на основании соглашения с УЦ наделяются полномочиями по приёму заявлений на выдачу сертификатов ключей проверки ЭП, а также вручению сертификатов ключей проверки электронных подписей от имени этого УЦ. При этом, при совершении порученных УЦ действий такое доверенное лицо обязано идентифицировать заявителя при его личном присутствии.
  • Законность иностранной ЭП
    При трансграничной торговле законность иностранной ЭП признают сами участники такой торговли, а именно российские и зарубежные компании (но это не распространяется на госструктуры). Для признания подписи законной участники трансграничной торговли должны подписать соглашение и привлечь аккредитованную доверенную третью сторону или аккредитованный УЦ для подтверждения, что иностранная подпись отвечает всем необходимым требованиям такого соглашения.
  • Изменение порядка подписания: ЭП физлица + МЧД
    Сертификаты ЭП сотрудников, в которых указывались данные сотрудника и организации, с 1 сентября 2024 года не будут использоваться. Вместо них будут использоваться исключительно сертификаты ЭП физлица – в них содержатся только личные данные сотрудника, без привязки к компании. Такие сертификаты обязательно должны применяться в сочетании с машиночитаемой доверенностью.
  • Обязанность участника ЭДО уничтожить ключ ЭП
    Законодательством установлено требование к участникам электронного взаимодействия обеспечивать незамедлительное уничтожение ключей ЭП по истечении сроков действия таких ключей в отношении усиленных КЭП. Для уничтожения должны применяться средства ЭП, в составе которых реализована такая функция.
  • Условия признания КЭП действительной
    С 5 августа 2024 года одним из условий для определения КЭП действительной – срок действия ключа ЭП, указанный к квалифицированном сертификате не должен быть истекшим.

Электронная подпись и машиночитаемая доверенность

Машиночитаемая доверенность (МЧД) — информационное сообщение о представительстве. То есть, это доверенность в xml-формате, подписанная усиленной квалифицированной ЭП руководителя и подтверждающая, что её обладатель имеет право действовать от имени организации или ИП.

Требования к её содержанию утверждены приказом Минцифры России от 18.08.2021 № 857, в соответствии с которыми у МЧД должны быть:

  • реквизиты — № и название;
  • срок действия;
  • информация о доверителе (ИП или юрлице);
  • сведения о том, кому доверяют и его полномочиях;
  • сведения о праве передоверия.

Руководителю компании или ИП необходимо лично получить в удостоверяющем центре ФНС России или в одном из доверенных УЦФНС России усиленную КЭП. В ней – информация о юридическом лице, его реквизиты. После этого оформить МЧД. Если это необходимо, то сотрудникам можно оформить ЭП как на обычных физлиц в любом коммерческом аккредитованном УЦ.

Вопросы использования, хранения и аннулирования МЧД зафиксированы в постановлении Правительства РФ от 21.02.2022 № 223.

ЭП и МЧД от удостоверяющего центра Такском

За более 20-ти лет работы УЦ «Такском» накоплен богатый опыт по выпуску и обслуживанию электронных подписей, а также своевременная адаптация своих продуктов и процедур.

На сегодняшний день выдано уже несколько миллионов ЭП. Представительства компании «Такском» есть в большинстве регионов России.

Компания предлагает подписи для госуслуг, отчётности, ЭДО и множества других целей. Выбрать подходящую можно здесь, в отдельном разделе сайта. При заказе компания предлагает услугу по выездному оформлению. Менеджер доставит комплект документов в удобное место и время, проведёт идентификацию клиента и оформит подпись.

Помимо оформления ЭП, «Такском» предлагает готовые решения, связанные с получением МЧД для руководителей, бухгалтеров, юристов компаний, а также для ИП.

Необходимо помнить, что поправки в закон № 63-ФЗ и частичное изменение технологии ЭП нацелено на развитие электронного обмена документами и ликвидации барьеров, мешающих этому. При этом, усиленная квалифицированная электронная подпись — это ключевая составляющая юридически значимого ЭДО. Поэтому совершенствование технологии электронных подписей будет происходить и дальше.

Оценить
Поделиться
Поделиться
Статьи по теме
Подпишитесь на рассылку
Получайте полезные статьи и актуальные новости прямо на почту
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте свой номер, если возникли вопросы. Мы перезвоним и поможем со всем разобраться
Спасибо, ваша заявка принята!
Наш менеджер свяжется с вами.
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Отдел продаж: 8 495 730-73-47
Техподдержка: 8 495 730-73-45
ОФД Техподдержка: 8 495 730-16-19