Применение ключей электронной подписи физическими лицами






Екатерина Колесникова,
Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Специально для компании «Такском»

Невозможно не заметить как новые технологии, давно сделавшие нашу жизнь более комфортной и технологичной, продолжают осваивать все новые сферы своего применения. В настоящее время граждане РФ имеют уйму возможностей в различных сферах своей жизни для удаленного взаимодействия с работодателями, с налоговыми органами, иными органами государственной власти и многими другими организациями и ведомствами. Сейчас все больше повседневных вопросов можно решить, не выходя из дома, существенно экономя при этом время и силы, для чего можно просто воспользоваться электронными ресурсами соответствующих организаций в сети Интернет. Ну а для того, чтобы стать полноправным участником электронного делового оборота и осуществлять свои полномочия в сети Интернет в полном объеме физическому лицу необходимо обзавестись собственной электронной подписью.

Что такое электронная подпись физического лица

Любое физическое лицо может получить собственную электронную подпись, которая представляет собой средство идентификации личности подписчика, полученное посредством шифровального изменения набора данных. Именно возможность произвести идентификацию собственной личности в сети Интернет и обеспечивает её владельцу право пользоваться государственными услугами в полной мере, обращаться в государственные органы и ведомства и решать широкий перечень вопросов. Кроме того, средствами криптографии электронная подпись защищает подписанный документ от несанкционированных изменений. Квалифицированная электронная подпись признается равнозначной традиционной подписи, поставленной Вами собственноручно на бумаге.

Электронная подпись (усиленная квалифицированная или неквалифицированная электронная подпись), наделяющая физическое лицо правом совершать конкретные действия посредством сети Интернет, может быть получена только в специальном аккредитованном учреждении. Сертификат ключа электронной подписи является специфическим «удостоверением личности» участника документооборота. Электронная подпись кодируется только при наличии такого сертификата. Сертификат выдается сроком на один год, по истечении этого времени он становится недействительным, и подпись теряет свою достоверность. Соответственно для дальнейшей работы с документами сертификат необходимо продлить.

Процедура получения сертификата и ключей электронной подписи достаточно проста, для её прохождения физическому лицу нужны только оригинал паспорта, СНИЛС и подтверждение оплаты данной услуги. Для получения счета на оплату услуг требуется заполнить заявку на сайте удостоверяющего центра, к примеру компании «Такском».

Возможности физического лица с электронной подписью

Получение электронной подписи открывает для её владельца полный доступ к сервисам государственных услуг, наиболее широко представленным на сайте Единого портала государственных услуг (далее — ЕПГУ) по адресу в сети Интернет: www.gosuslugi.ru.

Система ЕПГУ включает в себя практически все сферы жизни человека, так в портале представлены в электронном виде многие востребованные сейчас услуги, представляемые как федеральными, так и региональными органами власти. Имея усиленную квалифицированную электронную подпись, Вы сможете посредством сети Интернет решать следующие вопросы в удобное для Вас время:

  1. повторно получить паспорт гражданина РФ;
  2. получить ИНН;
  3. получить загранпаспорт;
  4. получить гражданство и визу;
  5. зарегистрироваться по месту жительства;
  6. получить и произвести пересчет пенсии;
  7. получить информацию по своему счету в Пенсионном Фонде РФ;
  8. оформить пособие и/или получение льготы в соответствующих органах;
  9. зарегистрировать транспортные средства;
  10. получить необходимые выписки и справки из соответствующих органов и ведомств;
  11. и многое другое.

С помощью электронной подписи Вы также сможете отправить письмо или запрос в интересующий орган власти в электронной форме, в том числе по установленному формату. Так, например, благодаря электронной подписи подать заявление о регистрации (или прекращении) лицом статуса индивидуального предпринимателя в налоговый орган можно совместно со всеми документами в электронном виде посредством официального сайта ФНС России, не теряя при этом драгоценного времени.

Более того, с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи можно организовать работу на удаленной системе, а главное сделать подобное взаимодействие с работодателем безопасным и надежным в своём правовом аспекте. В настоящее время удаленная работа — это норма для развитых стран, которая позволяет сделать рабочий процесс более эффективным и гибким, ведь в данном случае сотрудник сам организует свое рабочее пространство и время. При этом электронная подпись позволит сотруднику соблюсти все формальности: заключить трудовой или гражданско-правовой договор, подписывать иные необходимые документы, обмениваться результатами выполненных работ (оказанных услуг). Электронная подпись придает документу юридическую силу, такой документ будет служить гарантией для оплаты работодателем результата работ, выполненных «на расстоянии».

Кроме того, электронная подпись придаёт любому документу юридическую силу и служит отличным средством защиты от несанкционированного изменения. В случае, когда отправляются оригинальные материалы, электронная подпись, поставленная автором на документе, обеспечивает сохранность документа в том виде, в каком он был подписан (ведь электронная подпись содержит дату и время подписания документа уполномоченным лицом).

Наличие электронной подписи также упростит процесс регистрации патента на изобретение или полезную модель. Вы сможете хорошо сэкономить время, если подадите комплект документов, заверив их электронной подписью через официальный сайт Федерального института промышленной собственности РФ.

Личный кабинет налогоплательщика физического лица

Отдельно стоит рассмотреть вопрос об использовании личного кабинета, расположенного на официальном сайте ФНС России, и тех возможностях, которые данный ресурс предлагает для физических лиц. Итак, личный кабинет — это информационный ресурс, который предназначен для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ. Соответствующие поправки внесены в пункт 1 статьи 11.2 НК РФ федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ и вступили в силу 1 июля 2015 года. Все лица, признаваемые налогоплательщиками на территории РФ в соответствии с требованиями НК РФ, могут пользоваться своим личным кабинетом, всем предоставлено право на вход и на ознакомление с теми сведениями, которые содержатся в информационном ресурсе.

Однако, если Вы хотите, чтобы данный ресурс работал не только на обозрение, но и служил Вам средством передачи данных в соответствии с п.2 ст.8 Приказа ФНС России от 30.06.2015г. № ММВ-7-17/260@, следует обзавестись усиленной квалифицированной электронной подписью. Согласно пункту 2 статьи 11.2 НК РФ при передаче налогоплательщиками — физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет документов в электронной форме документы, подписанные усиленной электронной подписью, сформированной в установленном порядке, и в соответствии с требованиями Федерального закона от 6.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика.

Работа с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ в личном кабинете

В личном кабинете налогоплательщику предоставлена возможность заполнить налоговую декларацию в режиме онлайн по утвержденному формату, а также направить декларацию в электронном виде в налоговый орган, предварительно подписав её своей усиленной неквалифицированной (или квалифицированной) электронной подписью. Также по электронным каналам связи можно направить документы, подтверждающие вычеты по НДФЛ, для чего документы необходимо перевести в электронный вид, отсканировав их, и заверить своей усиленной неквалифицированной (или квалифицированной) электронной подписью. При этом нет никакой необходимости дублировать данные документы на бумажном носителе, ведь затребовать оригиналы представленных документов налоговый орган может только в отдельных случаях, когда это обусловлено определенными обстоятельствами.

Кроме того, в личном кабинете налогоплательщик может получить консультацию от налогового органа, оставив свое обращение через форму обратной связи; сформировать платежные документы на оплату налога, штрафа, пени, а также оплатить образовавшуюся задолженность безналичным путем с помощью онлайн-сервисов банков, заключивших соглашение с ФНС России.

Работа с имущественными налоговыми декларациями в личном кабинете

В личном кабинете налогоплательщика представлена актуальная информация о начисленных суммах налога на имущество, транспортного и земельного налогов, пенях, штрафах, на основании которой можно проверить как полноту, так и достоверность сведений об объектах налогообложения (принадлежащем Вам недвижимом имуществе, транспортных средствах, земельных участках), которыми располагают налоговые органы.

Своевременное получение информации, имеющейся у налогового органа, позволит вам оперативно обнаружить неточности и/или недостоверности в этих сведениях. Данное обстоятельство весьма существенно для нас сейчас с учетом действующих норм законодательства об обязательном уведомлении налогового органа в случае наличия неизвестного ему имущества. Имея в своем распоряжении электронную подпись, вам не составит труда уведомить налоговый орган об имеющемся имуществе или внести изменения в уже имеющиеся данные, направив через личный кабинет налоговую декларацию или письменное обращение. Кроме того, в вашем распоряжении будет иметься набор полномочий, аналогичный тому, что описан при работе с декларацией по форме 3-НДФЛ.

Сообщение о наличии недвижимого имущества и транспортных средств

Обязанность по сообщению в налоговые органы информации о наличии объектов имущества возникла с 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 2.1 статьи 23 НК РФ только для тех граждан, которые раньше никогда не получали налоговых уведомлений и не уплачивали имущественных налогов в отношении такого имущества. При этом если физическое лицо хотя бы один раз получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении объекта имущества, либо использовало предоставленную ему льготу, то сообщать о таком объекте не нужно.

Сообщение можно заполнить как от руки, так и в электронной форме посредством своего личного кабинета налогоплательщика, при этом в электронной форме сообщение будет формироваться автоматически в нужном формате. Сообщение представляется по месту жительства налогоплательщика, либо по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на эти объекты.


Стоимость квалифицированного сертификата для физического лица относительно невысока. Приобрести сертификат для взаимодействия с государственными органами можно на сайте компании «Такском».

Дата публикации: 16.06.2016
Применение ключей электронной подписи физическими лицами