Рабочая группа по ЭДО при Торгово-промышленной палате РФ подвела итоги года






Если речь идет об электронном документообороте, то всегда можно найти готовые рецепты от экспертов и практиков, посетив Торгово-промышленную палату Российской Федерации.

Именно здесь вот уже 4-й год собирается Рабочая группа по вопросам электронного документооборота (ЭДО) при ТПП России, которая регулярно обсуждает актуальные вопросы, помогая решать бизнесу вопросы внедрения ЭДО в российских компаниях.

Итоговое заседание Рабочей группы в рамках круглого стола состоялось 3 декабря, в первый день работы ХI Всероссийского налогового форума 2015 «Налоговая политика: итоги года и перспективы». Тема: «Ключевые нормативные изменения в сфере электронного документооборота. Перспективы развития электронного взаимодействия B2G, В2В, B2C на средне и долгосрочную перспективы».

Перед собравшимися выступили: представители Центрального аппарата ФНС России – Сатин Д.С., заместитель руководителя ФНС России, государственный советник Российской Федерации 3 класса; Новиков Ф.В., заместитель начальника отдела обеспечения электронного взаимодействия с внешними организациями в электронном виде Управления информационных технологий ФНС России; Зудин В.Ю., руководитель департамента маркетинга и рекламы компании «Такском», заместитель руководителя Рабочей группы по ЭДО при ТПП России; Плетнева Е.И., главный бухгалтер группы компаний HeadHunter; Храмцовская Н.А., ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные Офисные Системы» и другие ведущие эксперты. В обсуждении приняли участие представители крупнейших компаний: «МегаФон», «Лукойл», «Яндекс», ЕВРАЗ, «Сибур», «Комацу СНГ», «Татнефть», «РЖД», «Аэрофлот», Vi, Bauer Media Group и т.д.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился Председатель Совета директоров компании «Такском», руководитель Рабочей группы по ЭДО при ТПП России Александр Рубенович Меликджанян. Спикер отметил, что с каждым годом интерес к электронному документообороту растет, и большая заслуга в этом принадлежит ФНС России, которая была пионером во внедрении современных технологий и активно продолжает этот процесс.

«Сегодня 40% клиентов «Такском» обмениваются с компанией документами в электронном виде», – сказал он. Первичный процесс автоматизации уже пройден, сейчас нас ждет более радикальная перестройка бизнес-процессов, которая предусматривает ведение и электронного документооборота, и бумажного.

«Взаимоотношения с государственными органами невозможны без электронного документооборота», – отметил Сатин Д.С., заместитель руководителя ФНС России, государственный советник Российской Федерации 3 класса. Эксперт сообщил, что в целях сокращения нагрузки и на налоговый орган, и на налогоплательщиков ФНС России также разработан формат ответа на требование о представлении пояснений к декларации по НДС, который направляется по ТКС с применением описи документов. Это позволит налогоплательщикам максимально автоматизированно отвечать на требование с использованием своих ERP-систем.

Участники круглого стола узнали об итогах декларационной кампании по НДС за III квартал 2015 года, а также о том, что в течение 2015 года в электронной форме было представлено уже более 26 млн. налоговых деклараций. Об этом сообщил Новиков Ф.В., заместитель начальника отдела обеспечения электронного взаимодействия с внешними организациями в электронном виде Управления информационных технологий ФНС России.

Выступающие отмечали, что ЭДО интересен, когда он полный, то есть, когда он обеспечивает максимально широкий обмен электронными документами: счетами-фактурами, актами, накладными, реестрами, а не только сдачу отчетности.

Лейтмотивом всех выступлений было одно – создание комфортной среды для бизнеса невозможно без внедрения современных технологий и электронного документооборота. Именно ЭДО является удобным форматом общения, который обеспечивает успешную предпринимательскую деятельность. ЭДО экономит человеческие ресурсы, минимизирует ошибки ввода данных, намного ускоряет бизнес-процессы в компаниях.

На это акцентировала внимание присутствующих Николаева И.А., главный бухгалтер ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии», которая рассказала об особенностях внедрения юридически значимого ЭДО в своей компании. Эксперт отметила, что установление единых требований к передаваемой информации и формализации данных является ключевым шагом к внедрению системы ЭДО как на внутреннем, так и на внешнем уровне.

Опытом проведения в компании эксперимента по подтверждению ставки НДС 0% в электронном виде (электронные реестры, декларации на товар, транспортные, перевозочные документы) поделился Полехин Д.М., заместитель начальника Департамента налоговой политики и методологии налогового учета ОАО «РЖД».

Спикер отметил, что для этого используется ЭТРАН – единая централизованная автоматизированная система, которая в режиме реального времени обеспечивает ЭДО с использованием электронной подписи по всем основным документам, возникающим при организации и осуществлении железнодорожных перевозок грузов.

Участникам круглого стола рассказали, что важно проводить аудит бизнес-процессов, и посчитать, насколько эффективно организация тратит деньги на ЭДО. Например, в результате одного такого исследования выяснилось, что организация сдает электронную отчетность и почему-то продолжает дублировать её на бумаге. А это «сизифов труд» и лишние затраты…

Ведущие эксперты охотно отвечали на вопросы из зала, давали ценные советы и практические рекомендации.
2015-й стал годом, в котором вступили в действие практически все пожелания бизнеса, обсуждаемые в 2014 году на заседаниях Рабочей группы по ЭДО. Это и право заявить вычет по НДС в течение 3-х лет; включение в счет-фактуру параметров первичного документа; закрепление права налогоплательщика на принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, полученным до срока сдачи декларации; упрощение порядка выставления счета-фактуры при посреднических операциях; возможность не выставлять счет-фактуру не плательщикам НДС.

Текущий год показал, что вопросы, обсуждавшиеся на Рабочей группе по ЭДО, существенно изменились. Большинство участников интересуют вопросы, как и что необходимо сделать, чтобы внедрение ЭДО стало масштабным.

По результатам работы круглого стола были определены основные направления по совершенствованию налогового администрирования, которые будут способствовать дальнейшему внедрению ЭДО и снижению затрат налогоплательщиков на налоговое администрирование. В частности:

    1. Утверждение формата счета-фактуры и первичного учетного документа о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав), включающий в себя счет-фактуру.
    2. Обеспечение налогоплательщикам возможности представлять в налоговые органы в электронной форме все подтверждающие первичные документы, в том числе и документы, форматы которых утверждены иными органами власти или международными организациями.
    3. Предоставить налогоплательщикам, которые являются добросовестными налогоплательщиками и представляют в налоговые органы необходимые подтверждающие документы только в электронной форме, преференцию в части сокращения сроков проведения камеральной проверки, особенно в части НДС, до 2-х месяцев.
    4. Обеспечить прозрачность налогового учета, как на стороне перевозчиков, так и на стороне их контрагентов.
    5. Обеспечить налогоплательщикам возможность внесения изменений в журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Цель – не ограничивать бизнес, который стремится к более полному применению электронных документов.

Подводя итоги мероприятия, Александр Рубенович Меликджанян подчеркнул, что ЭДО все больше набирает обороты, а заседания Рабочей группы являются уникальным форматом общения, в котором принимают участие все стороны электронного взаимодействия. 

Дата публикации: 11.12.2015
Рабочая группа по ЭДО при Торгово-промышленной палате РФ подвела итоги года