Новые возможности применения электронных документов в суде






Екатерина Колесникова
Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
Специально для компании «Такском» 

С 1 января 2017 года вступит в силу Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти», который внесет долгожданные поправки в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ), касающиеся использования в судах электронных документов.

После вступления этих изменений в силу у нас с вами появится возможность направлять исковые заявления, заявления, жалобы, представления, ходатайства и иные процессуальные документы в суд в электронном виде с электронной подписью посредством заполнения специальной формы на официальном сайте соответствующего суда в сети Интернет. Важно отметить, что вносимые в законодательство изменения также предусматривают представление в качестве письменных доказательств в суде электронных документов.

Более того, электронными станут и сами судебные решения (при наличии у суда такой технической возможности). Но при этом решение суда все равно будет еще дополнительно оформляться в бумажном виде.

Электронный документ как письменное доказательство в суде

Существенным изменением, внесенным Федеральным законом от 23.06.2016 № 220-ФЗ в АПК РФ, является обновление редакции статьи 41 в той части, согласно которой лица, участвующие в деле, теперь имеют полное право представлять в арбитражный суд не просто документы в электронном виде (т.е. сканированные копии бумажных документов), а именно электронные документы в своем первоначальном формате, которые должны быть подписаны электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как известно, решающее значение в ходе судебных разбирательств приобретают письменные доказательства, представляемые участниками дела в виде различных документов, содержащих сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела (в том числе договоры, акты, справки, деловая корреспонденция и другое). В соответствии с п. 1 ст. 75 АПК РФ такие документы должны быть выполнены в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить их достоверность.

Как и в старой редакции п. 3 ст. 75 АПК РФ в качестве письменных доказательств допускаются документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также электронные документы, подписанные электронной подписью. При этом новая редакция указанной статьи уточнила, что электронный документ может быть подписан только в том порядке, который установлен для него соответствующим нормативно-правовым актом Российской Федерации. Понятие же аналога собственноручной подписи, которое раньше могло вызывать сомнения при прочтении этой нормы, исключено из статьи.

Напомню, что на настоящий момент на законодательном уровне утверждены следующие форматы электронных документов:

  • Для первичного учетного документа, которым оформляется приемка-передача товаров при исполнении договоров в рамках отношений, регулируемых главой 30 ГК РФ «Купля-продажа», электронный формат утвержден Приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@. Такой электронной «накладной» можно оформлять передачу любых видов ценностей от одного хозяйствующего субъекта к другому.
  • Для первичного учетного документа, оформляющего приемку-передачу результатов выполненных работ (оказанных услуг) электронный формат утвержден Приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@.
  • Для «универсального» передаточного документа, которым оформляется как первичный документ со счетом-фактурой одновременно, так и в отдельности каждый из этих документов, электронный формат утвержден Приказом ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@.
  • Для счета-фактуры (в том числе корректировочного), журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж, а также дополнительных листов к ним Приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@ утверждены электронные форматы, которые они действительны до 1 июля 2017 года.
  • Для товарной накладной (ТОРГ-12) и Акта приемки-сдачи работ (услуг) Приказом ФНС России от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@ также были утверждены электронные форматы согласно (в ред. от 02.02.2015 г.).

Таким образом, к настоящему моменту в распоряжении каждой организации имеется полный набор законодательно утвержденных форматов для оформления в электронном виде любых документов, касающихся фактов ее финансово-хозяйственной деятельности, связанной с передачей товаров, работ, услуг, имущественных прав от одного хозяйствующего субъекта другому. При этом все указанные форматы только рекомендованы для нас законодателем к применению их в работе, таким образом, их использование не является обязательным. Так, организации имеют право обмениваться документами в любом формате, в том числе и разработанном ими самостоятельно. Однако, позволю себе отметить, что использовать рекомендованные ФНС России форматы для организации будет выгоднее, ведь надлежаще оформленные электронные документы можно будет передавать в налоговую инспекцию в ответ на требование о предоставлении документов без лишних трудозатрат, а также предоставлять их в суде в качестве письменных доказательств.

Подписывать электронные документы, а также документы, подтверждающие отправку и получение этих файлов (подтверждений и извещений), следует усиленной квалифицированной электронной подписью организации. Данное требование закреплено в п. 2 ст. 93 НК РФ, согласно которому в случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица (руководителя организации) или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Целесообразно подписывать электронные документы данным видом электронной подписи и для представления их в суде, ведь усиленную квалифицированную электронную подпись отличает большая степень защищенности документа, достигаемая использованием сертификата ключей проверки электронной подписи, созданных аккредитованным удостоверяющим центром. Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью (кроме случаев, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе).

Кроме того, использование усиленной квалифицированной электронной подписи при взаимодействии с контрагентами может обезопасить вашу организацию от возможных претензий со стороны налоговых органов к некоторым вашим контрагентам, которых сочтут «сомнительными». Ведь при электронном документообороте одна сторона сделки не может фактически присутствовать в момент подписания документа другой стороной, соответственно не может и отвечать (более того, знать), кто в действительности поставил электронную подпись со стороны контрагента. Даже если в дальнейшем будет установлена подмена лица, подписавшего документ, получатель такого документа не может за это отвечать (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 № 17АП-1366/2013-ГК).

Особое внимание при электронном взаимодействии со своими контрагентами следует уделять полномочиям лиц, поставившим свою электронную подпись на документе. Подписывать электронный документ от имени организации может либо руководитель этой организации своей электронной подписью, либо иное лицо, обладающее своей электронной подписью и уполномоченное подписывать соответствующие электронные документы в соответствии с приказом и/или доверенностью.

Поэтому в первую очередь при получении электронного документа от своего контрагента необходимо проверять подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи, поставленной на этом документе. А именно, вам следует сопоставить электронную подпись подписанта электронного документа с фамилией и инициалами владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.


Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. Одним из уполномоченных представителей в данной сфере является компания «Такском», которая уже давно зарекомендовала себя на российском рынке как надежный и эффективный оператор электронного документооборота, занимающийся обеспечением защиты при обмене конфиденциальной информацией по электронным каналам связи.


Как показывает арбитражная практика, представление правильно оформленных электронных документов в качестве письменных доказательств является гарантией победы в судебном разбирательстве, ведь в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрено более надежного средства идентификации и аутентификации документа, как его составление в электронной форме с подписанием электронной подписью. И в тех многочисленных случаях, когда стороны надлежащим образом предусмотрели использование электронных документов в их взаимоотношениях, суды, в том числе и высшие судебные органы, признавали доказательственное значение за электронными документами, подписанными в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

При использовании электронных документов как доказательства в суде стоит помнить, что электронный документ, подписанный электронный подписью, имеет ряд отличительных особенностей, связанных со своей спецификой. Так, оригиналом электронного документа является именно его первоначальный формат, тогда как распечатка электронного документа на бумаге в данной ситуации будет признаваться уже его копией.

Кроме того, для большей уверенности в правомерности своих финансово-хозяйственных отношений с контрагентом и отсутствии возможности предъявления претензий к этим взаимоотношениям можно запастись соглашением об использовании электронного документооборота в дополнение к основному договору. Такое соглашение сможет придать электронному взаимодействию с вашими контрагентами дополнительную юридическую значимость. В самом соглашении, заключенном еще до начала самого обмена документами, следует предусмотреть, какие документы и какие действия разрешены при обмене в электронном формате. В результате проведения подобных действий переписка с контрагентом будет восприниматься судом как надлежащее доказательство ведения работ (услуг), а не просто как обмен информацией в электронном виде.

Если в будущем реальность взаимоотношений с кем-либо из контрагентов будет поставлена под сомнение, дополнительным доводом, подтверждающим правомерность ваших действий при электронном взаимодействии с таким контрагентом, в судебных разбирательствах могут быть пояснения свидетеля (в том числе в письменном виде), являющегося сотрудником организации, от имени которой изготовлен электронный документ, либо сотрудником, получавшим такой документ в организации, а также подтверждение, полученное от оператора электронного документооборота об отправке/получении соответствующего файла электронного документа.

Судебные акты в электронном виде

После вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2016 № 220-ФЗ в АПК РФ, с 1 января 2017 года судебные акты, за исключением тех, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если дело рассмотрено в закрытом судебном заседании, могут быть выполнены в форме электронных документов, которые будут подписываться судьей его усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если судебный акт принимается судом коллегиально, он будет подписываться всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью каждого. Для чего в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» были внесены соответствующие поправки. Согласно новой редакции ст. 6 указанного Федерального закона, если федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами предусмотрено, что документ должен подписываться несколькими лицами, электронный документ должен быть подписан лицами (уполномоченными должностными лицами органа, организации), изготовившими этот документ, тем видом подписи, который установлен законодательством РФ для подписания изготовленного электронного документа электронной подписью.

При выполнении судебного акта в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр данного судебного акта на бумажном носителе.

Таким образом, все судебные акты: решения, вынесенные судом первой инстанции, постановления, принятые арбитражными судами апелляционной инстанции и судами кассационной инстанции, определения Верховного Суда РФ и постановления Президиума Верховного Суда РФ, могут быть выполнены с 1 января 2017 года в форме электронного документа, который будет направлен лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. При этом по ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Если у суда не будет технической возможности вынести судебный акт в электронном виде, он будет выполнен только на бумажном носителе, а его копии направятся лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия решения заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Дата публикации: 31.08.2016
Новые возможности применения электронных документов в суде