8 800 250 73 45 Отдел продаж

За пропущенное электронное истребование будут блокировать счета




01.07.2014

За 14 лет работы компания «Такском» проложила немало новых путей в развитии электронного документооборота. Не стоит она на месте и сейчас. О том, какие полезные новинки оператор приготовил клиентам и каким ЭДО станет в ближайшие годы, корреспонденту Клерк.Ру Сергею Васильеву рассказывают заместитель генерального директора «Такском» Артем Меликджанян и руководитель коммерческого департамента компании Константин Головкин.

- Господа, прежде чем заглядывать в будущее, давайте поговорим о текущих делах «Такском». О чем клиентам нужно знать уже сегодня?

А.М.:
- Думаю, не стоит забывать о том, что с 2015 года ФНС вводит для налогоплательщиков новые меры ответственности за соблюдение порядка электронного обмена документами.

ФНС и сегодня присылает свои запросы в электронном виде. Установлен срок, в течение которого организация должна на этот запрос отреагировать, но фактической ответственности за его несоблюдение пока что нет.

А вот с 1 января 2015 года вступают в силу поправки в ст. 23 и 76 НК РФ, и компании, по закону сдающие декларации через интернет, обязаны будут в течение шести рабочих дней с даты отправки инспекцией электронных требований передавать налоговикам квитанции о приеме этих требований. В противном случае ИФНС имеет право заблокировать расчетный счет налогоплательщика.

Согласитесь, неприятная ситуация. Чтобы подстраховать клиентов от того, чтобы поступившее требование ФНС по недоразумению осталось незамеченным, мы еще в прошлом году предложили им бесплатное приложение для смартфонов, которое практически моментально сообщает о приходе важных документов. Пока что оно действует для устройств на Android, но до конца года мы запустим его и под iOS.

- ФНС - давний и хорошо знакомый клиентам «адресат». Планируете ли вы расширять круг госведомств, отчетность в которые можно отправлять электронным способом?

А.М.:
- Скоро наладим полноценное взаимодействие с Федеральной таможенной службой. С конца 2013 года при информационном обмене с таможенными органами можно использовать электронные подписи, выпущенные нашим удостоверяющим центром. Тогда же 
«Такском» получил статус Информационного оператора ФТС.

Сейчас мы проводим пилоты с компаниями, использующими электронное декларирование, и в этом году введем услугу информационного обмена с ФТС в коммерческую эксплуатацию.

Работаем над предоставлением электронной отчетности в Росприроднадзор. К предстоящей июльской отчетной компании предоставим всем абонентам программное средство для отправки отчетности на веб-портал Росприроднадзора. А к следующей отчетной компании предложим уже полноценную услугу по сдаче отчетности - аналогичную тем, которые действуют в отношении ФНС, ПФР, Росстата и т.д.

- Ваша компания видит перспективу в развитии так называемого единого комплексного сервиса Такском Доклайнз. А что это такое?

К.Г.:
- Сочетание «Такском Доклайнз» нашим клиентам известно и сейчас. Но сегодня под ним понимается лишь облачный сервис по обмену счетами-фактурами и иными документами предприятий. В будущем мы хотим объединить под этим названием все направления работы «Такском» - отчетность через интернет, электронный документооборот, управления сертификатами электронной подписи, интеграцию с учетными системами и отдельно 1С.

- Ну допустим. И что это даст клиентам?

К.Г.:
- Слияние сервисов будет означать появление единой системы электронного документооборота между любыми участниками экономических отношений.

Вместо нескольких сред, нескольких приложений появится одно окно, одна точка входа для любой потребности клиента в ЭДО. Клиент выбирает нужно направление обмена документами (тот или иной госорган, контрагент или группа контрагентов) – и на экран выводится нужные опции, ничего лишнего.

Базы данных разных приложений будут объединены, приложения будут «знать» о документах друг друга. Можно будет работать в едином архиве значимых электронных документов

А.М.:
- Возвращаясь в настоящее, надо заметить, что если обмен документами с госорганами достаточно понятен (один процесс, универсальный для всех), то обмен первичкой между организациями не всегда просто поддается переводу на электронную основу. Внутренние бизнес-процессы у организаций разные, сложные и не везде автоматизированные.

Отправлять легко - принимать сложнее. К примеру, приходит акт выполненных работ - ответственный за направление должен посмотреть, все ли правильно, бухгалтерия - проверить, все ли корректно, чтобы потом этот документ в учете принять. Иногда юристы проверяют на соответствие договору, и получается целая цепочка, которая "в бумаге"-то понятно как ходит. Но если у вас не поставлен процесс согласования в электронном виде, то ценность перехода на ЭДО сокращается.

Сейчас внутренние процессы во многих компаниях автоматизируются уже с прицелом на электронный обмен с контрагентами. К примеру, у 1С есть комплексное решение - 1С Документооборот, которое «бесшовно» интегрируется с 1С Бухгалтерией или 1С Торговлей, где уже сейчас реализован совместный функционал обмена «1С-Такском». В Такскоме, внедряя документооборот с поставщиками, мы пошли именно этим путем.


- Считается, что традиционная схема перехода бизнеса на ЭДО выглядит так: первым переходит крупный поставщик или торговая сеть, и уже потом они "тянут
» за собой сеть своих контрагентов. А у вас получается наоборот: все-таки пользователи CRM от 1С - это далеко не самый крупный бизнес в России...

А.М.: 
- Схема перехода действительно такая, но тем, кто крупнее, бывает иногда сложнее. У небольших компаний внутренние бизнес-процессы не так зарегламентированы и зажаты, в этой связи проводить изменения получается быстрее. Полностью избавить себя от бумаги и перейти на ЭДО, как правило, не удается, бумажный документооборот в каких-то сферах сохраняется, и компаниям приходится в течение некоторого времени вести сразу оба направления. Мы надеемся, что это временное явление на рынке, но это необходимо принимать в расчет при старте внедрения.

К.Г.: 
Вот еще хороший пример полезности ЭДО внутри бизнеса - использование электронной подписи в работе с интернет-магазинами. «Физикам
» это не нужно, а вот с юрлицами ситуация принципиально иная. Допустим, я закупаю в интернет-магазине бумагу, и мне нужно доставить ее в пять разных точек города. У меня формируются пять разных накладных, которые мне каким-то способом нужно доставить в бухгалтерию, и ввести их в систему. Если мы используем ЭДО, то все эти бумажные перемещения уходят в прошлое. Поставщик выставил пять накладных и счетов-фактур, на пяти складах подтвердили прием товара, информация тут же пришла в ERP и отражена у меня по всем проводкам.

Первые варианты такого подхода к сервису сможем показать примерно к концу 2015 года.

- Короче, в единстве наша сила. А кстати, если уж говорить о единстве - когда клиенты разных операторов ЭДО смогут, наконец, без проблем обмениваться между собой счетами-фактурами?

К.Г.: -
Тут должна быть проявлена активность Операторами. Государство четко установило два стандарта - ЭП с ее форматами и правилами выдачи сертификатов (в законе №63-ФЗ) и формат нескольких важнейших документов - счетов-фактур, актов выполненных работ либо универсальных передаточных документов. «Большая четверка» операторов ЭДО отладила между собой технические решения в обмене документами. Тестовые испытания проведены. Дальнейшее развитие упирается в отсутствие реальной потребности у клиентов и заключение межоператорских соглашений. В области связи, например, государство очень четко прописало правила присоединения различных сетей. Кто в каком месте за что отвечает, и кто кому за что когда платит. В области ЭДО такого описания зон ответственности на данный момент нет. Операторы готовятся, «дружат» свои системы, но пока клиенты сильно не настаивают - сроки непонятны.

- Когда появится возможность пользоваться для разных целей одним ключом ЭП вместо нескольких?

К.Г.:
- Теоретически такая возможность есть уже сейчас. С введением закона №63-ФЗ у нас в стране появился головной удостоверяющий центр Минкомсвязи и появилась сеть аккредитованных удостоверяющих центров. Любой из таких центров получил возможность выдавать сертификаты усиленной квалифицированной электронной подписи, которая приравнивается к бумажной подписи, и которую обязаны принимать все государственные органы и коммерческие организации. Если только в законе четко не прописано использование в каком-то случае именно документа на бумажном носителе. В этом и заключается ключевое отличие 63-ФЗ от предыдущего закона, который предусматривал разрешительный порядок – каждое ведомство самостоятельно определяло требования к ЭП.

Если госорганы в основном соглашаются с позицией закона, по которому квалифицированная подпись должна являться единым инструментом, то негосударственные коммерческие структуры зачастую предъявляют специфические требования к сертификатам. У электронных торговых площадок позиция двойственная, большинство из них работают с квалифицированными подписями, не предъявляя дополнительных требований.

В общем, движемся потихоньку в этом направлении, боремся с предубеждениями, в том числе делая более удобными наши сервисы.

- А обновлять ключи по-прежнему придется каждый год?

К.Г.:
- Рынок средств криптозащиты и электронных подписей развивается. Уже сейчас начинают появляться решения, позволяющие не заботиться о необходимости замены закрытого ключа в течении трех лет. Мы пристально следим за трендами в этой области и прорабатываем возможные варианты. Надеемся, что в будущем мы предложим нашим клиентам такие решения.

- В отличие от интернета или мобильной связи, использование электронной подписи для «обычных» людей пока что по-прежнему остается экзотикой. Изменится ли ситуация в будущем, будет ли ключ ЭП в кармане у каждого из нас, как сегодня смартфон?

К.Г.:
- Ну, не такой уж и экзотикой. По статистике портала госуслуг, 20% пользователей авторизуются на нем именно при помощи ЭП. С другой стороны, у нас в стране одних бухгалтеров больше миллиона, плюс полмиллиона активных участников электронных торгов плюс государственные служащие... Конечно, им использование ЭП более близко и знакомо, чем остальным.

Уже с июля этого года использовать в своей деятельности электронную подпись будут обязаны нотариусы: по желанию клиента они должны выдавать ему электронные копии документов, заверенные своей ЭП. Обратиться к нотариусу удаленно при помощи ЭП пока нельзя, но работа в этом направлении идет.

Электронные подписи, выданные УЦ Такском сейчас применяются в так называемом кредитовании p2p (от английского «person to person» – «от человека к человеку»). Уже действуют электронные площадки, на которых одни люди могут размещать свободные деньги под проценты, а другие люди – эти деньги под проценты же, соответственно, занимать. Для обеих видов операций нужна электронная подпись.

Сама по себе электронная подпись ценности не создает. Но в кармане у каждого ключ ЭП появится лишь тогда, когда рынок предложит достаточное количество сервисов для граждан, использующих электронную подпись. Примером такого сервиса может служить внедрение в организации электронной переписки с сотрудниками. Отправили удаленному работнику приказ о распорядке работы в выходные или праздничные дни, получили подписанное электронной подписью подтверждение о доставке, и ознакомлении с документами. Все, необходимые формальности кадрового делопроизводства соблюдены. Пригодится, например, для проверок ФСС, ПФР, трудовой инспекции.

ИА Клерк.Ру, Отдел новостей



За пропущенное электронное истребование будут блокировать счета

Уважаемые журналисты!

Мы будем рады ответить на ваши вопросы. Для нас важно каждое обращение журналиста. Мы всегда готовы предоставить актуальную и достоверную информацию о нашей компании, а также обеспечить комментарии топ-менеджеров по интересующим темам.

Звоните нам по телефону или свяжитесь через форму обратной связи!


Вверх!