«Теперь процесс камеральной проверки по НДС централизован на федеральном уровне»






Совсем скоро налогоплательщикам  предстоит в очередной раз отчитаться по НДС. В связи с этим очень актуальными представляются итоги первой декларационной кампании, в ходе которой налогоплательщики передали в налоговые органы сведения в расширенном составе — из книги покупок и книги продаж, а в случае осуществления посреднической деятельности и из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Об этом редакция журнала «Налоговая политика и практика» решила побеседовать с начальником отдела методологии автоматизации камерального контроля Управления камерального контроля ФНС России Алексеем Александровичем Касянюком.

 Алексей Александрович, насколько успешной была первая декларационная кампания по НДС, прошедшая по новым правилам. Можно ли уже подвести какие-то итоги? 
Могу сказать, что в целом декларационная кампания прошла успешно. Мы приняли 1,5 млн деклараций. Процент отказов в приеме деклараций остался на уровне прошлого года. Это означает, что все участники процесса — не только налоговые органы и налогоплательщики, но и разработчики бухгалтерских учетных систем, операторы ЭДО — хорошо к нему подготовились. 
Мы планировали получить порядка 4,5 млрд счетов- фактур в рамках I квартала, но в результате количество заявленных операций оказалось порядка 700 млн, что объясняется возможностью агрегации счетов-фактур, выставленных в адрес физических лиц. 
Количество налогоплательщиков, принявших участие в электронном декларировании, не изменилось, хотя были опасения, что многие экономические субъекты захотят перейти на другие системы налогообложения. Этого не произошло. Те же самые 1,4 млн налогоплательщиков, которые применяли общую систему налогообложения и отчитывались по НДС, успешно сдали декларации.  

 Расскажите, пожалуйста, о процессе камеральной проверки по НДС. Как он изменился по сравнению, например, с действовавшим в 2014 году? 
Теперь процесс камеральной проверки по НДС централизован на федеральном уровне: декларации со всей страны поступают в Федеральный центр обработки данных (ФЦОД), где консолидируются все данные о налогоплательщиках. 
Прежде всего проверяются контрольные соотношения показателей декларации по НДС, и на их основе налоговые органы проводят камеральную проверку правильности, полноты и достоверности заполнения налоговой отчетности. Контрольные соотношения были пересмотрены: из них исключены логические проверки заполнения декларации и оставлены только математические. Письмо ФНС России от 23.03.2015 № ЕД-4-3/4550@ «О направлении контрольных соотношений показателей  налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость» размещено на нашем сайте (http://www.nalog. ru) и находится в открытом доступе, так что желающие могут самостоятельно проверить свои декларации по НДС по методике налоговой службы. 
Проверка контрольных соотношений осуществляется в автоматическом режиме, поэтому влияние человеческого фактора на ее результаты полностью исключено. 
Как показали тестовые испытания системы, все налогоплательщики получили от налоговых органов по ТКС требования о представлении пояснений по контрольным соотношениям в электронной форме и смогли передать квитанции о получении требований. 
Могу добавить, что в 47 тыс. деклараций из 1,5 млн принятых найдены расхождения в контрольных соотношениях и идет рассылка автотребований о представлении соответствующих пояснений. 
Напомню, что с этого года налогоплательщики, на которых возложена обязанность электронного декларирования (не только по НДС), должны обеспечить электронное взаимодействие с налоговыми органами и направлять квитанции о приеме документов в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). То есть налогоплательщик должен в течение 6 рабочих дней со дня отправки налоговым органом требования в электронной форме через оператора ЭДО передать в ответ квитанцию о его получении. 
Подчеркну, что при невыполнении обязанности по направлению квитанции налоговый орган вправе приостановить операции налогоплательщика по счетам в банке (пункты 3, 3.1 ст. 76 НК РФ). Речь идет о трех документах: требовании о представлении пояснений, требовании о предоставлении документов и уведомлении о явке в налоговый орган. 

— С какого момента начинается отсчет 6 рабочих дней, отведенных для отправки квитанции о приеме документов, со дня получения требования или со следующего дня? 
Отсчет начинается со дня, следующего за днем подтверждения отправки требования оператором. 

 А какой этап камеральной проверки будет следующим? 
Это сопоставление операций контрагентов, которое проходит в закрытом режиме.  
Данные книги покупок налогоплательщика, в которой заявлены вычеты, сопоставляются с данными книги продаж его контрагента, где исчислен НДС по соответствующим счетам-фактурам. 
Если при сопоставлении операций обнаружены расхождения между заявленным вычетом и исчисленным налогом, вопросы в первую очередь будут адресованы покупателю. 
Если раньше анализ таких сведений осуществлялся вручную налоговым инспектором, то теперь этот процесс полностью автоматизирован. И потому все большее значение имеет правильное заполнение книги покупок и книги продаж*. 
В связи с тем что постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 регулирует не все возможные операции, были спроектированы и реализованы интеллектуальные алгоритмы сопоставления, которые учитывают методологию заполнения книги покупок, книги продаж и исключают риск искажения информации по техническим причинам (ошибка ввода, ошибка заполнения данных в учетной системе). 

— Будут ли опубликованы алгоритмы сопоставления? 
Изначально это не планировалось. Но сейчас мы приходим к выводу, что, скорее всего, и налогоплательщики, и разработчики бухгалтерских учетных систем должны знать, как работает система и какие показатели сопоставляются. 
Однако пока мы не исключим все риски, связанные с возможным использованием этого алгоритма недобросовестными налогоплательщиками, алгоритмы сопоставления не будут общедоступными. 

— Алексей Александрович, давайте вернемся к требованиям о представлении пояснений по НДС в электронной форме. Как правильно на них ответить? 
В письме ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» (в ред. от 07.04.2015) приводится форма требования о представлении пояснений. Это PDF-файл с приложением в виде PDF-таблицы. 
Налогоплательщики, допустившие ошибки в декларациях, получат требования о представлении пояснений по контрольным соотношениям, где в PDF-таблице будут перечислены эти ошибки. 
В случае выявления несоответствия между операциями с контрагентом документ будет содержать PDF-таблицу с указанием строк соответствующего раздела декларации по НДС, в которой заявлена такая операция, а также продублированное приложение в виде XML-файла. 
Приложение в виде XML-файла удобнее тем, что оно формализовано, легко загружается в учетную систему, а после заполнения и отправки обратно в адрес налогового органа обрабатывается автоматически. Это позволяет исключить ручную обработку информации, сократить время налогоплательщика на подготовку ответа, ведь его не нужно составлять в свободной форме. 
Для налогоплательщиков, которые не смогут или не захотят прочитать приложение к требованию в виде XML-файла, всегда доступно приложение в виде PDF-таблицы. 
Формализованное приложение к требованию о представлении пояснений от налогового органа содержит графу «Код ошибки». 
Например, налогоплательщик получил от налогового органа приложение к требованию о представлении пояснений в отношении трех строк, в которых в графе «Код ошибки» указаны «1» (означает, что допущена серьезная ошибка, не позволяющая идентифицировать операцию у контрагента, или эти сведения контрагентом не отражены); «4 (2, 3)» (ошибки, возможно, допущены в дате и ИНН контрагента, цифры 2 и 3 означают номера колонок, в которых выявлены расхождения. Когда эти сведения будут загружаться в учетную систему автоматически, такие колонки будут подсвечиваться); «4(4)» (ошибка допущена в ИНН контрагента). 
Итак, как правильно составить формализованный ответ на такое требование о представлении пояснений. 
В первом случае (ошибка с кодом «1»), допустим, налогоплательщик перепроверил свои данные и выявил, что ошибка допущена контрагентом. Тогда всю строчку целиком с такой ошибкой, полученной от налогового органа, он переносит в таблицу 1 «Данные подтверждаются» пояснения к разделу 8 «Сведения из книги покупок». Это нужно для того, чтобы налоговый орган запросил соответствующие пояснения по этой операции у контрагента. 
Предположим, что ошибки, указанные в двух других строках приложения к требованию о представлении пояснений, подтвердились. В такой ситуации налогоплательщик должен сформировать таблицу 2 «Пояснения» раздела 8 «Сведения из книги покупок», которая по каждой подтвержденной налогоплательщиком ошибке будет состоять из двух строк: «Ошибка» (повторяются данные, полученные от налогового органа) и «Пояснение» (в нужных графах соответствующей строки заполняются только те реквизиты, в которых допущена ошибка, т. е. указываются правильный номер, дата счета-фактуры, ИНН контрагента). С расшифровками кодов ошибок, требованиями к ответу на запросы налогового органа в части пояснений и порядком их представления можно ознакомиться на сайте ФНС России. 
В случае если ошибка приводит к увеличению налоговых обязательств, налогоплательщику следует подать уточненную налоговую декларацию, иначе НДС будет доначислен налоговым органом по результатам проведения более существенных контрольных мероприятий. 

— Может ли налогоплательщик в ответ на требование составить пояснения в виде документа в формате Word и в электронной форме направить его через оператора ЭДО? 
Да, такая возможность имеется. К формализованному ответу на требование налогового органа о представлении пояснений допускается прикреплять дополнительные подтверждающие документы, если налогоплательщик считает это необходимым (например, скан-копию счета-фактуры или документ в формате Word). 

— У налогоплательщиков возникает много вопросов по поводу указания КПП. Например, налогоплательщик не может найти КПП контрагента в электронном сервисе на сайте ФНС России или он не совпадает с тем, что указан контрагентом, либо не соответствует его ИНН. Что делать в этом случае? 
В целях проведения камеральной проверки самое главное — правильно указать ИНН. А КПП — вспомогательный реквизит, который позволяет более точно сопоставлять записи контрагентов, но не имеет решающего значения. 

— Можно ли считать номер таможенной декларации (ТД) таким же незначительным реквизитом? Каковы последствия неотражения в строке 150 раздела 8 налоговой декларации по НДС номера ТД при наличии данной информации в счете-фактуре поставщика? 
Многим налогоплательщикам непонятно, зачем нужно указывать номер декларации на товары. Но такая информация очень важна и нужна для выявления серых импортных схем уклонения от уплаты налогов, ведь налогоплательщики, покупая на территории Российской Федерации импортный товар, зачастую даже не подозревают, что участвуют в подобных схемах. 
Действительно, номер ТД (строка 150 раздела 8 декларации по НДС) не обязательный реквизит, но, если налогоплательщик его не отразит, когда все его поставщики по цепочке это сделали, тогда не только у налоговых органов появятся к нему вопросы, так как из дальнейших операций не будет определено движение данного товара к следующему покупателю. 

— Если налогоплательщик неверно указал номер и дату счета-фактуры, то нужно ли ему сразу сдавать – уточненную налоговую декларацию по НДС или подождать, когда придет требование о представлении пояснений из налогового органа? 
Указанные ошибки не влияют на налоговую базу по НДС. Поэтому у налогоплательщика есть выбор: он может самостоятельно подготовить пояснения, которые устранят все вопросы налогового органа в случае направления требования о представлении пояснений, либо внести исправления в книгу покупок и книгу продаж и представить уточненную декларацию. Кроме того, он может дождаться необходимости внести другие изменения в декларацию (например, в налоговую базу) и заодно исправить номер и дату счета-фактуры, тем более если налоговый орган не направил требование о представлении пояснений. Это значит, что программный комплекс АСК «НДС-2» смог с большой степенью достоверности провести сопоставление данных, даже учитывая наличие подобных ошибок. 

Беседовали Н.И. ПоповаЕ.В. Орлова

 

Дата публикации: 28.07.2015
«Теперь процесс камеральной проверки по НДС централизован на федеральном уровне»