8 800 250 73 45 Отдел продаж 8 (800) 250 73 45 Техподдержка

Изменения в обязанностях налогоплательщиков представлять отчетность по налогам на имущество




25.04.2019

Одна из главных обязанностей налогоплательщика — обязанность представлять налоговые декларации. Изменениям, которые ожидают с 2020 года процедуру декларирования по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

— Налогоплательщик по каждому налогу, подлежащему уплате, должен представлять налоговую декларацию?

— По общему правилу, да. Причем это означает, что декларация представляется независимо от результатов деятельности.

Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Например, не представляют декларацию налогоплательщики патентной системы налогообложения.

Участники консолидированной группы налогоплательщиков представляют в налоговые органы по месту своего учета декларации по налогу на прибыль, только если получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, и только в части исчисления налога в отношении таких доходов.

Налогоплательщики специальных налоговых режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД) представляют декларации по налогам в части доходов и имущества, не подпадающих под применение специальных налоговых режимов. В частности, по доходам в виде дивидендов или по объектам недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (независимо от того, в какой деятельности это имущество используется).

И, напротив, НК РФ предусмотрено представление налоговой декларации по НДС лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими счетов-фактур с выделенной суммой налога.

Должна ли организация представлять налоговую декларацию, если она не имеет объектов налогообложения?

— Ответ зависит от того, признается ли организация налогоплательщиком или нет.

Организация может признаваться плательщиком налога по факту государственной регистрации или регистрации в качестве плательщика соответствующего налога. Так, плательщик ЕНВД обязан представлять налоговую декларацию по ЕНВД даже в случае неосуществления в течение определенного налогового периода предпринимательской деятельности (информационное письмо Президиума ВАС от 05.03.2013 № 157).

Организация, которая не имеет имущества, признаваемого объектом обложения налогом на имущество (с 2019 года обладает только движимым имуществом), плательщиком данного налога не признается. Следовательно, она не несет связанных с этим обязанностей, в том числе по представлению деклараций (статья 373 НК РФ).

Аналогичный подход к определению плательщика транспортного налога (статья 357 НК РФ), земельного налога (статья 388 НК РФ), акцизов (пункт 2 статьи 179 НК РФ).

Что меняется в декларировании по налогам на имущество?

— Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ в НК РФ внесены изменения.

Обязанность организаций по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество отменяется (пункт 1 статьи 386 НК РФ). В тех случаях, когда субъект РФ не воспользовался предусмотренным пунктом 3 статьи 379 НК РФ правом не устанавливать отчетные периоды по налогу, организации представят налоговые расчеты последний раз по итогам 9 месяцев (третьего квартала) 2019 года.

В главах части второй НК РФ о транспортном, земельном налогах статьи о налоговых декларациях признаются с 2021 года утратившими силу.

Строго говоря, только в отношении таких форм налоговой отчетности, как расчет авансового платежа, расчет сбора или налоговый расчет для налогового агента, обязанность по их представлению должна быть специально введена. Поэтому исключение из глав части второй НК РФ статей о декларации (статьи 363.1, 398 НК РФ) формально не отменяет обязанности налогоплательщика представлять декларации. Собственно отмена декларирования по транспортному, земельному налогам за 2020 год и последующие налоговые периоды закреплена в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ.

Уточненные декларации (расчеты) за периоды до 2020 года сдаются в прежнем порядке.

Сроки уплаты транспортного и земельного налогов, авансовых платежей по этим налогам устанавливаются субъектами РФ (срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим).

Вместе с тем, с 2021 года появятся особенности контроля в отношении организаций-налогоплательщиков транспортного и земельного налогов.

В чем состоят эти особенности?

— Налоговый контроль за уплатой транспортного, земельного налогов станет производиться на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) об объектах налогообложения — так называемой «камеральной проверки при отсутствии декларации».

Процедура проведения такого контроля предусмотрена в пунктах 4-7 статьи 363 НК РФ. Она будет применяться как в отношении транспортного, так и земельного налога (пункт 5 статьи 397 НК РФ).

Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации. Также они обязаны ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (пункт 4 статьи 85 НК РФ).

По итогам сопоставления имеющейся информации об объектах налогообложения с суммой налога, поступившей от организации по итогам года, налоговый орган может составить свой расчет суммы налога и направить в адрес организации сообщение об исчисленной сумме налога (пункты 4, 5 статьи 363 НК РФ).

В чем значение данного документа?

— Это предварительный документ об обнаружении недоимки. Его направление является обязательным, миновать эту стадию налоговый орган не вправе.

В целом, как первоначальное, так и уточненное сообщение, носят информационный характер и сами по себе не являются документами, нарушающими права организации. В случае несогласия с недоимкой, выявленной налоговым органом в ходе такого контроля, целесообразно оспаривать непосредственно акт налогового органа по взысканию задолженности — требование об уплате налога.

Кому будет направляться сообщение?

— Сообщение будет направляться налоговым органом по месту учета организации или ее обособленного подразделения (в зависимости от места нахождения транспортных средств, земельных участков).

Кстати, одной из причин направления сообщения может стать расчет инспекцией налога в случае снятия организацией транспортного средства с учета и регистрации его на обособленное подразделение в другом регионе.

В течение каких сроков может быть направлено сообщение?

— Срок направления сообщения поставлен в зависимость от обстоятельств, в которых налоговым органом произведено исчисление налога: за истекший налоговый период, за предыдущие периоды или при нахождении организации в процессе ликвидации.

Последствия пропуска этих сроков статья 363 НК РФ не устанавливает. По всей видимости, будет применяться выработанный судебной практикой подход: пропуск срока направления сообщения не приводит к увеличению других сроков, установленных для принудительного взыскания налога. Пресекательные сроки взыскания будут рассчитываться таким образом, как если бы указанное сообщение было направлено своевременно.

Срок направления сообщения за последний истекший налоговый период ограничен шестью месяцами, которые исчисляются со 2 февраля (1 февраля — день истечения срока уплаты налога).

При буквальном прочтении получается, что по истечении шести месяцев в налоговом периоде, следующем за истекшим налоговым периодом, то есть, после 2 августа, сообщение об исчисленной сумме налога за этот истекший период направляться не должно (подпункт 1 пункта 4 статьи 363 НК РФ).

Но подпункт 2 пункта 4 статьи 363 НК РФ устанавливает, что если налоговый орган получает документы (информацию), влекущие перерасчет налога, сообщение может быть направлено в течение двух месяцев со дня получения налоговым органом таких документов (информации).

Подпункты 1 и 2 пункта 4 статьи 363 НК РФ не разграничены между собой должным образом. Возможно толкование, при котором получение налоговым органом документов (информации), влекущих перерасчет налога, позволяет ему направлять сообщение, в том числе и за истекший период, после истечения шести месяцев со дня установленного срока уплаты налога.

При ином варианте толкования получается, что процедура направления сообщения при получении документов (информации) применима только в следующем налоговом периоде (когда истекший период станет предыдущим). Но это лишено практического смысла, поскольку вынуждает налоговый орган для целей направления сообщения ждать наступления следующего периода, при том, что срок направления такого сообщения может быть пропущен.

Обращаю внимание, что направление сообщения по подпункту 2 пункта 4 статьи 363 НК РФ требует отражения в таком сообщении дня получения инспекцией документов (информации), имеющих непосредственное отношение к исчислению суммы налога. Это создавало бы определенные гарантии от произвольного, без ограничения какими-либо сроками, составления налоговым органом сообщения и в последующем документа о выявлении недоимки.

Какое значение имеет направление сообщения в периоде нахождения организации в процессе ликвидации?

— Организации исчисляют сумму налога самостоятельно (пункт 1 статьи 362, пункт 2 статьи 396 НК РФ).

Но по смыслу подпункта 3 пункта 4 статьи 363 НК РФ, в случае внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации организации, исчисление транспортного и земельного налогов производится налоговой инспекцией.

Сообщение об исчисленной налоговой инспекцией сумме налога должно направляться в течение месяца со дня регистрации в ЕГРЮЛ подобного обстоятельства (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Подлежит ли направлению сообщение, если налоговый орган выявляет переплату налога организацией?

— Исходя из введенных в НК РФ положений, процедура направления сообщения и последующее рассмотрение пояснений направлены на выявление недоимки.

Для случаев обнаружения переплаты должны применяться положения пункта 3 статьи 78 НК РФ – сообщение об излишне уплаченной сумме налога подлежит направлению налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Как организации действовать при получении от налогового органа сообщения об исчисленной сумме налога?

— Со дня получения сообщения у организации будет 10 рабочих дней на представление пояснений по сумме исчисленного и уплаченного налогов, несоответствующей сумме, указанной в сообщении налоговой инспекции.

Форма представления пояснений и документов (бумажная или электронная) выбирается организацией.

На этом этапе также можно представить документы, обосновывающие применение пониженных ставок, налоговых льгот, освобождений от уплаты (пункт 6 статьи 363 НК РФ).

Представление пояснений (документов) об уплаченной сумме транспортного, земельного налогов – это право организации. Ответственность за пропуск срока представления пояснений (документов) или их непредставление в ответ на полученное сообщение НК РФ не установлена.

Какова процедура рассмотрения пояснений налоговым органом?

— В случае представления организацией пояснений (документов) налоговый орган рассматривает их в течение месяца со дня получения.

Срок рассмотрения может быть продлен на один месяц при наличии в налоговом органе представленных организацией пояснений или документов.

Участие организации в процедуре рассмотрения не предусмотрено.

В эти же сроки (один или два месяца) должно быть принято решение налогового органа о сумме налога, подлежащей уплате организацией.

В случае если сумма, первоначально указанная в сообщении, не изменилась, об этом сообщается организации. Когда сумма изменилась, помимо информации об этом, организации будет направлено уточненное сообщение о сумме налога.

Какая процедура реагирования на уточненное сообщение?

— В НК РФ она никак не обозначена.

Если предположить, что в отношении уточненного сообщения, которое содержит исчисленную налоговым органом сумму налога, должна применяться та же процедура, которая установлена при получении первоначального сообщения, то направление налогоплательщиком пояснений (документов) создавало бы замкнутый круг документооборота. Поэтому после направления уточненного сообщения налоговый орган вправе перейти к взысканию недоимки.

Как организация будет привлекаться к уплате недоимки по итогам процедуры направления сообщения об исчисленной сумме налога?

— Из редакции пункта 7 статьи 363 НК РФ можно сделать следующий вывод: в случае непредставления организацией пояснений (документов), налоговый орган сразу переходит к процедуре составления документа о выявлении недоимки.

В случае представления пояснений (документов) налоговый орган может выявить недоимку по результатам их рассмотрения. Форма документа о выявлении недоимки приведена в приложении № 1 к приказу ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.

Организации будет направлено требование об уплате налога. Срок направления такого требования установлен пунктом 1 статьи 70 НК РФ: в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (не позднее одного года, если сумма недоимки менее 500 рублей).

При соблюдении налоговым органом установленных НК РФ сроков, моментом обнаружения недоимки будет считаться день окончания процедуры рассмотрения налоговым органом пояснений (документов) налогоплательщика или истечение 10-дневного срока на представление пояснений (документов).

Как организации с 2021 года заявить о применении налоговых льгот по транспортному, земельному налогам?

— Для целей получения налоговых льгот по транспортному, земельному налогам не только физические лица, но и налогоплательщики-организации должны будут направлять в налоговый орган соответствующее заявление (пункт 3 статьи 361.1, пункт 10 статьи 396 НК РФ). Срок подачи такого заявления и подтверждающих документов не установлен. Целесообразно направлять их до наступления срока уплаты налога.

Действующие формы деклараций содержат строки для отражения и расчета примененных налоговых льгот. Стоит отметить, что законы субъектов РФ предусматривают направление документов, подтверждающих соблюдение условий для применения налоговых льгот, пониженных ставок, одновременно с направлением организацией декларации.

Тем самым, в условиях отмены декларирования, подтверждение расчета сумм земельного и транспортного налогов при использовании пониженных налоговых ставок, налоговых льгот может стать для организаций, с точки зрения административной нагрузки, более затратной процедурой.




Изменения в обязанностях налогоплательщиков представлять отчетность по налогам на имущество

Уважаемые журналисты!

Мы будем рады ответить на ваши вопросы. Для нас важно каждое обращение журналиста. Мы всегда готовы предоставить актуальную и достоверную информацию о нашей компании, а также обеспечить комментарии топ-менеджеров по интересующим темам.

Звоните нам по телефону или свяжитесь через форму обратной связи!


Вверх!