Онлайн-ККТ – опыт внедрения в Казахстане






Екатерина Колесникова
Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
Специально для компании «Такском» 

В настоящем году в России стартовала программа по реализации нового порядка применения и регистрации контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) с использованием онлайн-технологий. Нововведения известны нам из вступившего в силу с 15 июля 2016 года Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации"», который установил новый порядок применения моделей ККТ, передающих информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа, через операторов фискальных данных (далее – ОФД) в адрес налоговых органов в электронном виде.

Аналогичные модели учета расчетов с ККТ уже успели зарекомендовать себя в мировой практике как эффективная схема реализации передачи и обработки фискальных данных. Практика внедрения подобных систем известна в Южной Корее с 2005 года, Швеции с 2008 года, Канаде с 2010 года, Хорватии с 2013 года и Казахстане с 2015 года. Проанализируем опыт Республики Казахстан по внедрению новой системы работы с онлайн-кассами и рассмотрим сходства и различия данной системы от той, которую предлагается реализовать на территории Российской Федерации в ближайшее время.

Порядок применения ККТ в Казахстане утверждён и регулируется положениями главы 90 Налогового кодекса Республики Казахстан, в который в 2013 году были внесены новые положения о применении онлайн-ККТ, действующие с июля 2015 года. Данные положения ввели в действие на территории Республики Казахстан новый тип кассовых машин, который обеспечивает передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы налоговой службы по сетям телекоммуникаций общего пользования.

При этом обязанность по применению новых моделей ККТ возникла на территории Казахстана с 1 июля 2015 года только для тех налогоплательщиков, которые осуществляют оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции. Второй этап по внедрению программы начался с 1 января 2016 года, когда такая же обязанность возникла для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих на территории Республики Казахстан определенные виды деятельности, а именно: оптовую торговлю лесоматериалами, строительными материалами и сантехническим оборудованием, металлическими изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и инвентарем, розничную торговлю компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением, аудио- и видеотехникой, электрическими бытовыми приборами, мебелью, осветительным оборудованием и прочими бытовыми принадлежностями. Кроме того, с 1 января 2016 года ККТ с онлайн-передачей должны были быть установлены в гостиницах, ресторанах, парикмахерских и салонах красоты, а также в тех местах, где производится доставка продуктов питания и показ кинофильмов.

Таким образом, на настоящий момент обязанность по применению новых моделей ККТ в Казахстане установлена еще не во всех сферах осуществления предпринимательской деятельности. В России же мы видим более широкий подход при переходе на новые правила работы. Напомним действующие переходные положения Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации"»:

  • с 15 июля 2016 года по 30 июня 2017 года – применение новой системы использования ККТ планируется только на добровольной основе налогоплательщиками;
  • с 1 февраля 2017 года – новую модель ККТ можно будет зарегистрировать уже только по новому порядку (через «Личный кабинет» налогоплательщика). При этом старую технику разрешено использовать вплоть до 1 июля 2017 года;
  • с 1 июля 2017 года – предусмотрен повсеместный переход на новые принципы работы для всех налогоплательщиков при расчетах с наличными денежными средствами, платежными картами, за исключением субъектов малого предпринимательства, использующих ПСН или ЕНВД, а также оказывающих услуги населению (для них установлен более поздний срок для перехода – 1 июля 2018 года).

Основной принцип работы с онлайн-кассой в Казахстане реализован по той же модели, что сейчас реализуется и у нас. Так, главной отличительной особенностью ККТ нового поколения является возможность передавать хранимую в них информацию в электронном виде в адрес государственных (налоговых) органов через ОФД в режиме реального времени в момент совершения расчетов с наличными денежными средствами за товар (работу, услугу). Основными звеньями цепи выступают три участника: новая модель ККТ со встроенным фискальным накопителем, оператор фискальных данных и государственный налоговый орган.

Схема работы онлайн ККТ в Казахстане выглядит следующим образом: сумма наличных денежных средств, полученная продавцом за товар, вводится им в ККТ. Данные из ККТ в онлайн-режиме направляются на сервер ОФД, где сформированному контрольному чеку присваивается уникальный номер. После поступления уникального номера на ККТ контрольный чек распечатывается и выдается покупателю. Оператор фискальных данных на периодической основе передает ежедневные суммирующие отчеты по каждой ККТ на сервер Комитета государственных доходов Республики Казахстан (налоговый орган).

В России же принцип работы будет выглядеть несколько иначе: при осуществлении наличных расчетов (в том числе при использовании платежных карт) организации и индивидуальные предприниматели обязаны в момент осуществления расчетов не только отпечатывать и передавать кассовый чек на бумажном носителе покупателю, а также одновременно формировать кассовый чек в электронном виде и направлять его в налоговый орган через ОФД. Каждый кассовый чек отличает содержащийся в нем уникальный фискальный признак документа, который формируется с использованием фискального накопителя самого ККТ с целью проверки достоверности фискальных данных (сведения о расчетах, в том числе об организации или индивидуальном предпринимателе, о ККТ и иные сведения, сформированные контрольно-кассовой техникой). Таким образом, российский законодатель предупредил возникновение проблемной ситуации при возможном техническом сбое, который мог бы привести к потере связи между продавцом и ОФД в момент совершения покупки и невозможности выдать покупателю кассовый чек, содержащий все необходимые реквизиты. Так, все данные по чеку формируются самим кассовым аппаратом продавца, в отличие от той модели, которая предложена в Казахстане, где уникальный номер присваивается кассовому чеку оператором фискальных данных. По окончании совершения расчетов с покупателем данные сформированного ККТ кассового чека отправляются в адрес ОФД с фискальным признаком, представляющим собой некий цифровой код, аналог электронной подписи, который служит для осуществления контроля правильности получения и передачи данных, а также позволяет верифицировать данные чека.

Централизованным получателем и аккумулятором всех информационных потоков в схеме, работающей в Республике Казахстан, выступает ОФД. Его информационная система осуществляет в автоматическом режиме получение всех фискальных данных от пользователей ККТ, их регистрацию и последующее хранение в неизменном виде. Для налоговых органов ОФД предоставляет авторизованный доступ через мобильный веб-интерфейс к получению фискальных отчётов по каждому предпринимателю в разрезе торговых точек и установленной в каждой из них ККТ. Это позволяет налоговым и другим государственным органам оперативно осуществлять мониторинг оборота по наличным денежным расчетам, в том числе с использованием платёжных карт.

При этом, действующий оператор фискальных данных на всей территории Республики Казахстан представлен одним лицом – АО «Казактелеком», на которое возложен весь груз ответственности за обеспечение бесперебойности функционирования всей системы и хранение всех баз данных. В России же объем работы будет делегирован между государственными налоговыми органами и операторами фискальных данных.


Компания «Такском», Оператор электронного документооборота и аккредитованный Удостоверяющий центр, уже получила от Федеральной налоговой службы разрешение на обработку фискальных данных. ОФД «Такском» внесен в реестр операторов фискальных данных ФНС России.Подключиться к ОФД «Такском» можно на сайте.


Таким образом, конкурентные условия развития рынка услуг, предоставляемых ОФД, позволят обеспечить в России высокое качество оказываемого сервиса (бесперебойное обслуживание 24×7), избежать сбоев в системе обмена данными, а также предоставить высокую степень безопасности и защиты передаваемой информации.

Отличным способом в России реализована и регистрация новых моделей ККТ. Так, в Казахстане постановка на учет ККТ производится с присвоением регистрационного номера и выдачей регистрационной карточки ККТ, причем подача заявления и выдача регистрационной карточки производится пользователем ККТ в налоговом органе в соответствии с порядком, который подобен действующему у нас ранее, с личным предоставлением налоговому инспектору самой модели ККТ и ряда заверенных документов. Далее АО «Казахтелком», как оператор фискальных данных, осуществляет подключение ККТ к программно-аппаратному комплексу (серверу) ОФД и оказывает услуги по приему, обработке и хранению сведений о денежных расчетах, осуществляемых с применением ККТ.

К одному из главных преимуществ нововведений чиновники относят легкость регистрации новых моделей ККТ. Ведь, с 1 февраля 2017 года (а по желанию – и ранее) постановка на учет ККТ будет осуществляться онлайн с помощью «Личного кабинета» налогоплательщика (при этом процедура обещает занимать всего около 10 минут времени налогоплательщика). Кроме того, электронная регистрация ККТ должна быть очень простой, все общение с налоговым органом будет происходить в электронной форме и носить оперативный характер, а заключаться будет в обмене файлами установленного образца.

При этом, в России созданы экспертные организации, специализирующиеся на проверке ККТ на соответствие установленным требованиям. Без разрешения специальной экспертной организации модели ККТ и доработки старых моделей не будут носить легитимного характера. В  России новый реестр контрольно-кассовой техники, применяемой в соответствии с новой редакцией Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», только начал пополняться новыми моделями касс. А вот в государственном реестре ККТ Республики Казахстан уже насчитывается около 20 новых моделей ККТ, утвержденных к применению (АТРОН 200Ф KZ online; Миника 1102 ФKZ (версия Online KZ); Меркурий – 115 ФKZ (версия Online KZ); Меркурий 130 ФKZ (версия Online KZ); Меркурий 180 ФKZ (версия Online KZ); ПОРТ МР-55В ФKZ версия ОФД; ПОРТ FPG-60 ФKZ; ПОРТ FPG-300 ФKZ; ПОРТ DPG-25 ФKZ; ПОРТ FPG-1000 ФKZ; ПОРТ DPG-35 ФКZ (для ломбардов и пунктов приема стеклотары); Штрих-mobile-ККТ-KZ; Штрих-MPAY-K-KZ; ЭКР 2102 ФKZ (версия Online KZ); PAX S80 NORD OnlineKZ (версия 1.1); IKKM-Light-KZ; IKKM-touch-KZ; IKKM-standart-KZ; YARUS-TK-ON-KZ; YARUS TK KZ online ОФД).

Согласно положениям Налогового кодекса Республики Казахстан, в случае использования ККТ, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах, осуществляемых при торговых операциях посредством наличных денег, в оперативном режиме в налоговые органы по сетям телекоммуникаций общего пользования тематические проверки по вопросам наличия ККТ и соблюдения порядка ее применения проводиться не будут. Российские чиновники также обещают нам минимизацию числа проведения проверок добросовестных налогоплательщиков. Благодаря тому, что информация о деятельности налогоплательщика станет известна налоговому органу в режиме реального времени, повысится эффективность проведения проверок, их акцент сместится с массовости на более точечный и результативный характер проведения, что в конечном итоге создаст условия для формирования честной конкурентной бизнес-среды за счет пресечения возможности отдельных лиц незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентные преимущества.

По мнению ФНС России, с установлением нового порядка применения ККТ ожидается легализация розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат налоговых органов за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания на зонах рисках.

К новшествам нового порядка работы в России с онлайн-ККТ также стоит отнести вовлечение покупателей в гражданский контроль над деятельностью продавцов, что приведет к реализации дополнительной защиты потребительских прав. Теперь потребитель будет иметь возможность проверить своего продавца на правильность применения ККТ и полноту отражения выручки.

Дата публикации: 21.09.2016
Онлайн-ККТ – опыт внедрения в Казахстане