Снижение налоговых рисков при применении ККТ






Шестакова Е.В.
Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук
Cпециально для компании «Такском»

Многие компании долгое время даже не помышляли о рисках, связанных с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении расчетов или ее неиспользованием. Но дело сети ресторанов «Корчма Тарас Бульба» заставило задуматься о рисках при использовании ККТ, после того как компании были доначислены налог, пени и штрафы, в совокупности достигающие 1 миллиарда рублей по факту сокрытия реальных сведений о доходах.

Риски налогоплательщиков при использовании ККТ

Существует целый ряд рисков, связанных с неприменением или неправильным использованием контрольно-кассовой техники.

Первым видом рисков является риск штрафных санкций в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Так, согласно статье 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ влечет административный штраф:

  • на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 10 000 рублей;
  • на юридических лиц в размере от 3/4 до 1 суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 30 000 рублей.

Практика показывает, что случаи привлечения компании к административной ответственности довольно часты. При этом обжаловать в судебном порядке штрафные санкции достаточно сложно. Так, в Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 № 16АП-952/2016 по делу № А63-14649/2015 суд установил факт нарушения, связананного со временем получения денежных средств и пробивания чека по завершению обслуживания.

Заметим, отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» от 08.01.1992 № 23 (раздел 2 протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.06.2000 № 2/56-2000).

В Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу № А69-2390/2015 суд также признал правомерным привлечение компании к ответственности. за денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, документа строгой отчетности и выдачи по требованию покупателя товарного чека. В проверяемом объекте ККТ, вообще, не была установлена.

Вторым видом рисков является риск доначисления налогов, а также штрафов и пени. Дело в том, что если налогоплательщик не полностью уплачивает налоги, то ИФНС, используя расчетный метод, может их доначислить. Согласно пункту 7 статьи 31 НК РФ налоговый орган вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 № 09АП-33258/2016-АК по делу № А40-249895/15 указано, что доначисления налога, пени и штрафа, в совокупности достигающие 1 миллиарда рублей обусловлены установленными в ходе мероприятий налогового контроля фактами сокрытия реальных сведений о доходах (выручке) ресторанами сети «Корчма Тарас Бульба». При этом кассовые чеки содержат недостоверную информацию, следовательно, не могут подтверждать заявленные суммы дохода.

Значительные доначисления налогов в результате применения ИФНС расчетного метода могут привести даже к банкротству компании и ликвидации бизнеса. Поэтому очень важно снизить налоговые риски.

Снижение налоговых рисков при использовании ККТ

Прежде всего, необходимо отметить, что применение новых касс с передачей дпнных онлайн со следующего года снизит риски споров налогоплательщиков с ИФНС. Также переход на новый порядок применения ККТ позволит сократить количество налоговых проверок за счет автоматизированного риск-анализа. Таким образом, участники рынка, которые платят налоги в полном объеме, окажутся в заведомо выигрышной ситуации (Информация ФНС России «О переходе на онлайн кассы» от 30.06.2016).

Переход на новую кассовую технику позволит  сократить количество жалоб покупателей, поскольку создаст условия для повышения уровня защищенности прав потребителей. Покупатели смогут контролировать, насколько правильно отражены в отчетности продавцов произведенные ими операции (Письмо Минфина России от 21.03.2016№ 03-01-15/15736).

А, самое главное, применение новой ККТ снизит налоговые риски и сделает удобным ведение мероприятий внутреннего контроля. Напомним, что мероприятия внутреннего контроля должны  проводить все экономические субъекты на основании статьи 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». К таким мероприятиям относятся проверка наличия денежных средств в кассе организации, своевременности и правильности оформления первичных документов и учетных регистров и т.д. Кроме того, при проведении внутреннего контроля компании смогут использовать метод «контрольной закупки», позволяющий самостоятельно выявить нарушения кассовой дисциплины.

Реквизиты в чеках и других документах требуют отдельного внимания. Так, налоговики, как правило, отказывают в применении вычета, если в строке 5 счета-фактуры указаны только реквизиты «приходника» без номера чека ККТ. Следовательно, данные о чеке необходимо проверять во всех первичных документах, в которых присутствует вышеуказанная информация. Также целесообразно проверять сам чек на наличие необходимых реквизитов.

Кассовый чек и бланк строгой отчетности содержат, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • порядковый номер за смену;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях — адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах — наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети "Интернет" — адрес сайта пользователя);
  • наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя-пользователя;
  • идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход; возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода; выдача средств покупателю (клиенту) - расход; получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода);
  • наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок с указанием ставки налога на добавленную стоимость;
  • сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (за исключением случаев расчетов, осуществляемых пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению или освобождаемые от налогообложения НДС);
  • форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа;
  • должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств, применяемых в том числе при расчетах с использованием электронных средств платежа в Интернете);
  • регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • фискальный признак документа;
  • адрес сайта уполномоченного органа в Интернете, на котором можно было бы проверить факт записи этого расчета и подлинность фискального признака;
  • абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в Интернете, на котором такой документ может быть получен;
  • адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • порядковый номер фискального документа;
  • номер смены;
  • фискальный признак сообщения для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных (статья 4.7. Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).

Из выше приведенного нормативного источника видно, что перечень данных, которые должны содержаться в чеке, достаточно обширный. Поэтому очень важно проверить соответствие всех реквизитов.

Сегодня налоговые риски, связанные с использованием ККТ значительны. И в процессе их снижения не последнюю роль играет переход на инновационную ККТ.

Государство теперь будет четко контролировать те сферы деятельности, в которых контроль трудно осуществим. К таким сферам относятся розничная торговля, услуги.

Предприниматели и компании могут усилить контроль над собственными сотрудниками, занятыми на кассах.


Для того чтобы вам перейти на новый порядок применения ККТ, необходимо заключить договор с оператором фискальных данных.

ОФД «Такском» предлагает услуги надежного оператора связи, выгодные тарифы на подключение и круглосуточную техническую поддержку. С условиями подключения ознакомьтесь в разделе http://taxcom.ru/ofd/ на сайте «Такском».

Дата публикации: 11.10.2016
Снижение налоговых рисков при применении ККТ