В маркировке товаров используются IT-решения компании «Такском»

В начале апреля из оборота   выведены первые маркированные пачки сигарет. Компания «Такском» приняла участие в этом пилотном проекте и за три месяца осуществила весь цикл прослеживания табачной продукции, завершив его передачей первого чека с уникальным идентификационным кодом через онлайн-кассу в информационную систему маркировки и ФНС РФ. Об опыте компании в цифровой маркировке и прослеживаемости товаров рассказывает технический директор «Такскома» Александр Тупицын.

− Маркировка табака – это далеко не первый пилотный проект компании «Такском». Почему «Такском» принял участие и в этом эксперименте?

− Компетенции нашей компании, как одного из лидеров рынка операторов ЭДО и ОФД, позволили принять участие в таком масштабном федеральном проекте и отследить всю цепочку маркировки сигарет. В основе этой системы лежит электронный документооборот. «Такском» как оператор электронного документооборота с самого начала пилота создал программный продукт для передачи кодов маркировки пачек сигарет через универсальные первичные документы для всех участников проекта. Программное решение было доработано таким образом, чтобы информация с цифрового кода DataMatrix автоматически подгружалась в универсальный передаточный документ и отправлялась следующему участнику товарооборота. Таким образом, компания «Такском» провела полный цикл мониторинга движения табачной продукции от производства до розничной продажи и завершила его передачей информации из чека в систему маркировки ЦРПТ. В этом проекте мы выступили и как оператор ЭДО, который обеспечивает обмен электронными документами и кодами маркировок между участниками, а потом согласованные документы передает в систему, и как оператор фискальных данных, который подхватывает чеки с товаром и отправляет их оператору маркировки.

− Центр развития перспективных технологий является стратегическим партнером компании «Такском» в эксперименте с табачной продукцией?

− «Такском» и ЦРПТ заключили соглашение о совместной работе по внедрению системы электронного документооборота  маркировки  и прослеживанию табака. Стратегическое партнерство ЦРПТ, оператора информационной системы пилотного проекта, и нашей компании, ведущего оператора ЭДО и ОФД, позволит отработать технологию проекта и обеспечит бесшовную интеграцию систем всех его участников: производителей, дистрибьютеров и розницы. Первые результаты показали: переход на обязательную кодировку может пройти безболезненно.

− Каковы следующие этапы проекта?   

− К эксперименту уже присоединились крупнейшие производители табачной продукции, занимающие более 90% рынка, ключевые дистрибьюторы и розничные сети. Сейчас программное обеспечение компании «Такском» используют ведущие производители табачной продукции: BAT, JTI, PMI. С 1 июля предусмотрена возможность участия в проекте импортеров. В ближайшее время в эксперимент будут вовлечены и покупатели. Через мобильное приложение, отсканировав код камерой смартфона, они смогут проверять легальность сигарет, увидеть путь товара, информацию о составе, дате и месте производства. С 1 марта 2019 года вся табачная продукция подлежит обязательной маркировке.

− Правительством РФ утвержден перечень из 10 групп товаров, которые со следующего года подлежат обязательной маркировке. В России создается единая национальная система маркировки товаров, которая до 2024 года охватит основные группы продукции, начиная от одежды и обуви, заканчивая лекарствами и продуктами питания.  Будет ли компания «Такском» участвовать  в формировании этой инфраструктуры?   

− Сама технологическая составляющая системы маркировки является для нас неким вызовом, т.к. требует применения всей нашей многолетней экспертизы в области создания решений для электронного документооборота и взаимодействия с государственными информационными системами, поэтому мы, безусловно, видим себя драйвером  этого глобального и социально значимого процесса. Переход торговли на онлайн-кассы положил начало пилотным проектам по маркировке, так как, обеспечив розницу интернетом, позволил контролировать выбытие легальных товаров из оборота, тем самым создать необходимую инфраструктуру для дальнейшей реализации программы маркировки.  «Такском» занимает 20% рынка обработки и передачи фискальных данных. В числе наших клиентов основные торговые сети страны, поэтому  наши уникальные IT-решения соединяют все звенья процесса прослеживаемости товаров: от создания универсального передаточного документа до передачи данных с чеков онлайн-касс в ФНС РФ.

− Для прослеживаемости какой группы товаров  сейчас разрабатывает свои решения «Такском»?

− С 1 июля обязательна фиксация  в единой государственной информационной системе учета  каждой маркированной бутылки  алкоголя на всех этапах ее перемещения. Мы готовим решение для контроля этой продукции в ЕГАИС.

В этом же месяце все производители животноводческой продукции переходят на электронный документооборот через систему «Меркурий», что позволит защитить потребителей от фальсификата и снизить затраты производителей на оформление бумажных сертификатов. По новым правилам оформлять ветеринарно-сопроводительные документы должны не только производители молока, мяса и рыбы, но и все участники продовольственного рынка. Будучи родоначальником ЭДО в России, «Такском» предложит оптимальное решение и для этой цепочки участников электронного документооборота.  

Наконец, третья группа товаров, в прослеживаемости которой наша компания примет участие, − это маркировка лекарственных препаратов.  Пилотный проект стартовал в прошлом году в ряде регионов.  В нем участвуют производители, фармацевтические дистрибьюторы и несколько аптечных сетей. С 2020 года нанесение двухмерных кодов на упаковку лекарств станет обязательным, что позволит отследить путь препарата от завода до прилавка. При помощи специального приложения в смартфоне покупатель сможет считывать эту информацию самостоятельно.

− Для введения обязательной прослеживаемости основной группы товаров потребуется дополнительное оборудование и специальное программное обеспечение. Как это отразится на всех участниках процесса и, в конечном итоге,  что получит покупатель?

− Ценность системы цифровой маркировки и прослеживаемости заключается в противодействии ввозу в страну контрафакта, росте доли рынка и выручки у легальных производителей, а у государства – собираемости налогов. Прослеживание товаров позволит планировать объемы производства, контролировать работу посредников, оптимизировать ряд процессов. В конечном итоге выиграют покупатели.  Созданная инфраструктура контроля качества продукции позволит гражданам участвовать в этом процессе.

Являясь около двадцати лет надежным проводником интересов бизнеса в  государственных контролирующих органах, «Такском» готов предложить наработанные программные решения, которые позволят всем участникам процесса  интегрироваться в создаваемую систему. 

Дата публикации: 18.05.2018