Обособленные подразделения организации в 2016 году






С.В.Разгулин
действительный государственный советник РФ 3 класса

На практике распространены ситуации, когда организация осуществляет свою деятельность по иному адресу, чем адрес, указанный в уставе. Такая деятельность может приводить к созданию обособленного подразделения. Это, в свою очередь, влечет возникновение у организации новых обязанностей, связанных с постановкой на учет в налоговых органах и уплатой налогов (страховых взносов) по специальным правилам. Вопросам, связанным с созданием обособленных подразделений, посвящено интервью с экспертом.

Какие признаки характеризуют создание обособленного подразделения?

На основе определения в статье 11 НК РФ можно выделить три признака обособленного подразделения:

  • территориальная обособленность от места нахождения самой организации;
  • наличие стационарного рабочего места;
  • создание (использование) указанного рабочего места на срок более одного месяца.

Что означает территориальная обособленность?

Территориальная обособленность — это иное место нахождения, чем место нахождение организации. Данное условие формально выполняется, если адрес места нахождения организации и обособленного подразделения различается хотя бы на номер строения при совпадении иных составляющих: улица, дом (письмо Минфина России от 23.01.2013 № 03-02-07/1-15).
Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ. Если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, место нахождения указывается только в ЕГРЮЛ (пункт 4 статьи 52, пункт 5 статьи 54 ГК РФ).
В ЕГРЮЛ должен быть указан также адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Чем отличается адрес от места нахождения?

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется не просто местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации, а указанием наименования населенного пункта (муниципального образования).
Муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Адрес, указываемый в ЕГРЮЛ, — это описание места нахождения объекта, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации. Это описание включает в себя наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (статья 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»).
Иными словами, адрес включает почтовый индекс, наименование субъекта РФ, наименование района, города, улицы, номера дома, корпуса, помещения.

Как разница между местом нахождения и адресом влияет на признание подразделения обособленным?

Еще раз обратим внимание на различие места нахождения, указываемого в учредительных документах, и адреса юридического лица (адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах места нахождения юридического лица), указываемого в ЕГРЮЛ.
Место нахождения может обозначаться в уставе наименованием населенного пункта — например, город Москва. Изменение сведений в ЕГРЮЛ в части адреса организации в рамках населенного пункта не потребует внесения изменений в устав.
Статья 55 ГК РФ определяет представительство и филиал как обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения.
Тем самым, можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет возникать только в случае его создания в ином населенном пункте (муниципальном образовании), чем тот, в котором зарегистрирована организация.
Реализация данного подхода возможна, если в уставе место нахождение организации указано как населенный пункт. Соответствующие изменения могут быть внесены в устав по желанию организации.

Какие риски несет организация, если она не находится по адресу, указанному в учредительных документах (когда так называемый «юридический» адрес не совпадает с фактическим)?

Подобная ситуация достаточно распространена.
Организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными.
По адресу фактического нахождения у организации может возникать обособленное подразделение. Помимо этого, выявление налоговым (регистрирующим) органом недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, повлечет привлечение к административной ответственности по статье 14.25 КоАП РФ, а также проведение иных мероприятий, вплоть до ликвидации организации (письмо ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088).

Как изменить сведения в ЕГРЮЛ о месте нахождения организации (адресе, влекущем изменение места нахождения)?

С 1 января 2016 года смена адреса стала более длительной процедурой.
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения.
Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются не ранее двадцать первого дня после дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения юридического лица.
Причем необходимо документально подтвердить наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Документов не требуется, если новым адресом юридического лица будет являться:

  • адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью;
  • либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (письмо ФНС России от 11.01.2016 № ГД-4-14/52@).

Возможна ли проверка достоверности заявленных сведений?

Регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку посредством проведения осмотра объектов недвижимости и других действий, предусмотренных пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Например, в документах указан адрес, который заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и т.д.).
Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра (приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@).

В каких случаях регистрирующий орган может отказать в регистрации по причине недостоверности адреса?

Вид и номер помещения, в котором будет располагаться организация, должны быть определены ею до обращения в регистрирующий орган с целью указания сведений при регистрации и внесении в ЕГРЮЛ (Постановление АС Поволжского округа от 29.06.2015 № Ф06-25466/2015).
Разъяснения по спорам о достоверности адресов юридических лиц даны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61.
Отказ в государственной регистрации регистрирующий орган должен мотивировать не только указанием соответствующей нормы закона, но и конкретными обстоятельствами, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе.
Например, в конкретном деле суд установил, что имелся акт проверки, в котором зафиксировано наличие офисного помещения и возможность его использования заявителем. В регистрирующий орган было представлено гарантийное письмо собственника помещения о предоставлении офисного помещения.
Регистрирующий орган сослался на случаи возврата корреспонденции от других организаций, зарегистрированных по этому же адресу. Однако суд отметил, что общество в указанном доме предполагает использовать конкретный офис. Доказательств, что другие организации находятся в этом офисе, суду не представлено. Решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации признано недействительным (Постановление АС Поволжского округа от 01.04.2016 № Ф06-6947/2016).

Что еще указывает на создание обособленного подразделения?

Второй признак обособленного подразделения — наличие оборудованных стационарных рабочих мест. Согласно правоприменительной практике для возникновения обособленного подразделения достаточно оборудования (использования) даже одного стационарного рабочего места.
Рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 ТК РФ).
Рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 ТК РФ).
Таким образом, у организации должны быть заключены трудовые договоры с физическими лицами.
Заключение гражданско-правовых договоров не создает рабочего места. Вне трудовых отношений, т.е. при отсутствии работников, обособленное подразделение не возникает.
Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также исполнение работником таких обязанностей (письмо Минфина России от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 № Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу А26-11293/2005).
Создание стационарного рабочего места не зависит:

  • от наличия у организации права собственности или пользования помещением, в котором рабочее место создается;
  • способа организации работ (вахтовый метод или командировка);
  • режима рабочего времени (продолжительности рабочей недели, работы (смены) и т.п.);
  • срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте, месте приема на работу и выплаты заработной платы (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015).

Наличие трудового договора с работником, который трудится вне офиса, означает создание обособленного подразделения?

Не всегда. Важно содержание трудового договора. Согласно статье 57 ТК РФ обязательными условиями для включения в трудовой договор являются, в том числе, место работы, трудовая функция, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).
Например, работа может носить разъездной характер, когда работники посещают различные организации с целью продвижения товара и установления сотрудничества. Указанные работники не осуществляют деятельность в офисе организации (собственном или арендованном). При осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности не возникают (письма Минфина России от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50, от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265).
Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (статья 310 ТК РФ).
Если организация осуществляет деятельность с использованием труда надомника без стационарных рабочих мест, нет оснований для постановки на учет организации в налоговом органе по месту жительства работника-надомника.
Между сторонами может быть заключен договор о дистанционной работе, когда для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, используется сеть Интернет.
Согласно статье 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне стационарного рабочего места. Тем самым, дистанционная работа не предполагает оборудования стационарного рабочего места. Следовательно, вне зависимости от того, на какой срок привлекается дистанционный работник, обособленное подразделение не образуется (письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25829).
Не создает обособленное подразделение организация, которая заключает договор на выполнение работ силами работников, привлеченных третьей организацией (статья 341.1 ТК РФ). Обособленное подразделение возникает у организации, предоставивший персонал.
Кроме того, даже в случаях осуществления деятельности на территории заказчика, когда работники организации, предположим, консультируют заказчика, настраивают программное обеспечение, производят уборку помещений заказчика, но эта работа происходит при отсутствии стационарного рабочего места, обособленное подразделение не создается.

А как поступить, если деятельность организации связана, например, со строительством линий электропередач, дорог, или в иных случаях, когда стационарные места территориально обособлены от места нахождения организации, но и само рабочее место не имеет постоянного адреса?

В случае «передвижного» характера работ постановка на учет может быть произведена по согласованию с налоговым органом. Такая возможность предусмотрена пунктом 9 статьи 83 НК РФ. Соответствующий запрос может быть направлен организацией как в налоговый орган по месту нахождения организации, так и по месту осуществления деятельности.
В подобных ситуациях некоторые организации специально арендуют помещение, адрес которого используется для целей постановки на учет обособленного подразделения.

Какое значение имеет продолжительность работы по месту нахождения обособленного подразделения?

Третий признак, характеризующий наличие обособленного подразделения — временной: рабочее место должно быть создано на срок более одного месяца.

Обратите внимание, что фактическое время нахождения конкретного работника на рабочем месте, которое создано или используется организацией вне места ее нахождения, для признания обособленного подразделения значения не имеет (письмо Минфина России от 18.02.2010 № 03-02-07/1-67).

Итак, наличие одновременно территориальной обособленности, стационарных рабочих мест, сроком более месяца означает, что организация осуществляет деятельность через свое обособленное подразделение. Для целей налогового контроля российская организация по месту такой деятельности (месту нахождения обособленного подразделения) должна быть поставлена на учет в налоговом органе (статья 83 НК РФ).

Какие документы подтверждают создание обособленного подразделения?

Локальные акты организации, в которых указывается на создание обособленного подразделения, полномочия этого подразделения, характеризуются иные признаки обособленного подразделения (отдельный баланс и т.п.), принципиального значения не имеют. Представлять их в налоговые органы для целей постановки на учет не нужно. Документы могут потребоваться только в случае возникновения налогового спора о дате создания обособленного подразделения.
Создание стационарного рабочего места может подтверждаться:

  • договором аренды помещения;
  • трудовым договором с работником, в котором рабочее место определено по месту нахождения обособленного подразделения;
  • первичными документами, свидетельствующими о ведении деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (накладные, акты приемки-передачи и т.д.).

Само по себе право пользования помещением не всегда подтверждает факт наличия оборудованных стационарных рабочих мест.
Если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности, лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты может осуществляться деятельность.
Самый ранний из документов, фиксирующих наличие всех признаков обособленного подразделения, и будет определять дату его создания.

А если организация приняла решение открыть филиал или представительство?

В случае регистрации изменений в ЕГРЮЛ, связанных с созданием филиалов и представительств, постановка на учет по месту их нахождения будет происходить автоматически — на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Наличие или отсутствие стационарных мест по месту нахождения обособленного подразделения, оформленного как филиал или представительство, для целей постановки на учет в налоговых органах роли не играет.
При этом НК РФ предусмотрены особенности регулирования в зависимости от формы обособленного подразделения. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений налогоплательщика, которые оформлены как филиал и представительство.
Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом, и не указала его в качестве таковых в своих учредительных документах, то она вправе применять УСН.

Как для целей применения УСН отличить филиал от обособленного подразделения?

Филиал — это обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.Филиал должен быть указан в ЕГРЮЛ.
Организация самостоятельно принимает решение о наделении или о ненаделении обособленного подразделения статусом филиала.
Организацией создано обособленное подразделение, если ей направлено в налоговый орган сообщение о создании обособленного подразделения, на основе направленного сообщения организация поставлена на учет в связи с созданием обособленного подразделения с присвоением соответствующего КПП.
В случае принятия решения о признании за обособленным подразделением статуса филиала указанное решение требует государственной регистрации: внесения в ЕГРЮЛ изменений в порядке главы VI Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Как производится постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения?

Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании обособленного подразделения. Эта обязанность не распространяется на обособленные подразделения, созданные за пределами территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ сообщение должно быть направлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.
Сообщение может быть представлено в налоговый орган лично или через представителя, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется налоговыми органами на основании сообщения в течение 5 дней со дня его получения.

Нужно ли направлять сообщение о создании обособленного подразделения, если организация уже поставлена на учет в налоговом органе по месту ведения деятельности через это обособленное подразделение?

Нужно. Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленное подразделение организации может находиться:

  • на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения (письмо ФНС России от 27.02.2014 №СА-4-14/3404);
  • на территории одного муниципального образования, подведомственного налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314);
  • на территории одного муниципального образования, подведомственного разным налоговым органам, в одном из которых организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения. При наличии несколько обособленных подразделений организации в одном муниципальном образовании, подведомственных разным налоговым органам, организация может выбрать налоговый орган для постановки на учет. Форма уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет приведена в приложении № 4 приказа ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Когда уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения получено поздно, необходимо ли пересчитывать НДФЛ за период с момента создания обособленного подразделения и пересдавать отчетность?

Нередко уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация получает спустя месяц — два после создания обособленного подразделения.
Отсутствие КПП из-за позднего получения уведомления о постановке на учет приводит к возникновению ситуации «излишнего» перечисления НДФЛ по месту нахождения одного обособленного подразделения и «недоимки» по месту нахождения другого обособленного подразделения, исправление которой возможно с помощью процедуры уточнения платежа (пункт 7 статьи 45 НК РФ) или зачета (статья 78 НК РФ). Осуществление указанных процедур потребует представления уточненных расчетов по форме 6-НДФЛ.Вместе с тем, перечисление НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения (по месту нахождения иного обособленного подразделения) не должно повлечь начисление пени и привлечение налогового агента к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ (письма ФНС России от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@, от 02.08.2013 № БС-4-11/14009). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации расчет по форме 6-НДФЛ по обособленному подразделению может заполняться с месяца получения уведомления.

А если адрес места нахождения обособленного подразделения с течением времени меняется?

Организация в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении должна направить об этом сообщение в налоговый орган (форма С-09-3-1).
При изменении места нахождения обособленного подразделения снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, в течение 5 дней со дня получения сообщения.
Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения.

Смена адреса обособленного подразделения отличается от ликвидации обособленного подразделения?

Да. В случае закрытия обособленного подразделения, включая филиал и представительство, в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения (закрытия) нужно направить в налоговый орган соответствующее сообщение.
Снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения при закрытии обособленного подразделения осуществляется не ранее составления справки о выездной налоговой проверки организации (для случаев, если решение о проведении выездной проверки было принято до составления уведомления о снятии с учета российской организации в налоговом органе).

Как налоговый орган может обнаружить, что организация создала обособленное подразделение?

В рамках мероприятий налогового контроля в отношении самой организации и (или) ее контрагентов. Например, арендодателей офисных центров или складских помещений, генподрядчиков и т.п.
Для привлечения к ответственности за нарушение порядка постановки на учет проведение выездной налоговой проверки не требуется. Производство по делу будет осуществляться в порядке статьи 101.4 НК РФ.

Какая ответственность наступает, если организация не поставлена на учет по месту нахождения обособленного подразделения?

Непредставление сообщения об обособленном подразделении влечет ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Штраф составит 200 руб. (письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).
Трехлетний срок давности по этому налоговому правонарушению исчисляется со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного для подачи сообщения.
За непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, наступает административная ответственность по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
Более существенная ответственность установлена пунктом 2 статьи 116 НК РФ. Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения наказывается штрафом в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.
Для расчета штрафа под доходом понимаются доходы от реализации. Если полученный доход не подтвержден или меньше 40 тыс., то штраф будет предъявлен исходя из минимального размера в 40 тыс. руб.

Дата публикации: 15.08.2016
Обособленные подразделения организации в 2016 году