8 800 250 73 45 Отдел продаж

Об обособленных подразделениях организации




17.04.2019

Обособленные подразделения организации

Организация нередко осуществляет свою деятельность по иному адресу, нежели адрес, указанный в уставе. Такая деятельность может приводить к созданию обособленного подразделения. Это, в свою очередь, влечет возникновение у организации новых обязанностей, связанных с постановкой на учет в налоговых органах, уплатой налогов (страховых взносов) по специальным правилам. Обособленным подразделениям организации посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса. 

  • Какие признаки характеризуют создание обособленного подразделения?
  • На основе определения в статье 11 НК РФ можно выделить три признака обособленного подразделения:
    • территориальная обособленность от самой организации,
    • наличие стационарного рабочего места,
    • создание указанного рабочего места на срок более одного месяца.
  • Что означает территориальная обособленность?
  • Территориальная обособленность – это иное местонахождение, чем местонахождение организации. Данное условие формально выполняется, если адрес местонахождения организации и адрес обособленного подразделения различаются хотя бы на номер строения при совпадении иных составляющих: улица, дом (письмо Минфина от 23.01.2013 № 03-02-07/1-15).

Отметим, что, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация состоит на учете по местонахождению, не приводит к созданию обособленных подразделений (письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534). Аналогичный подход может быть применим к определению количества создаваемых обособленных подразделений.

  • Чем отличается адрес от местонахождения?
  • Местонахождение юридического лица указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ. Если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, местонахождение указывается только в ЕГРЮЛ (пункт 4 статьи 52, пункт 5 статьи 54 ГК РФ).

В ЕГРЮЛ должен быть указан также адрес юридического лица в пределах местонахождения юридического лица (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ местонахождение юридического лица определяется не просто местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации, а указанием наименования населенного пункта (муниципального образования).

Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Адрес, указываемый в ЕГРЮЛ, — это описание местонахождения объекта, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления. Это описание включает в себя наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (статья 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Адрес включает почтовый индекс, наименование субъекта РФ, наименование района, города, улицы, номера дома, корпуса, помещения.

Детализация адреса до номера помещения требуется, если в здании помимо организации располагаются иные юридические лица (решение ФНС от 28.11.2017 № СА-4-9/24046@).

Иными словами, местонахождение, указываемое в учредительных документах, и адрес юридического лица (адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах местонахождения юридического лица), указываемый в ЕГРЮЛ, различаются.

  • Как разница между местонахождением и адресом влияет на признание подразделения обособленным?
  • Местонахождение может обозначаться в уставе наименованием населенного пункта – например, город Москва. Изменение сведений в ЕГРЮЛ в части адреса организации в рамках населенного пункта не потребует внесения изменений в устав. 

Минфин считает, что речь о создании обособленного подразделения может идти при осуществлении деятельности не по адресу юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ (письмо от 06.09.2018 № 03-12-13/63812).

Вместе с тем статья 55 ГК РФ определяет представительство и филиал как обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне его местонахождения. 

Тем самым можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет возникать только в случае его создания в ином населенном пункте (муниципальном образовании), чем в том, в котором зарегистрирована организация. 

Реализация данного подхода возможна, если в уставе местонахождение организации указано как населенный пункт. Соответствующие изменения могут быть внесены в устав по желанию руководства организации.

  • Как осуществляется проверка достоверности сведений в ЕГРЮЛ?
  • Регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку посредством проведения осмотра объектов недвижимости и других действий, предусмотренных пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Например, если в документах указан адрес, который заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее).

Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра (приказ ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@).

  • В каких случаях регистрирующий орган может отказать в регистрации по причине недостоверности адреса?
  • Вид и номер помещения, в котором будет располагаться организация, должны быть определены ею до обращения в регистрирующий орган с целью указания сведений при регистрации и внесении в ЕГРЮЛ (постановление АС Поволжского округа от 29.06.2015 № Ф06-25466/2015).

Разъяснения по спорам о достоверности адресов юридических лиц даны в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61.

Отказ в государственной регистрации регистрирующий орган должен мотивировать не только указанием соответствующей нормы закона, но и конкретными обстоятельствами, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе.

Например, в конкретном деле суд установил, что имелся акт проверки, в котором зафиксировано наличие офисного помещения и возможность его использования заявителем. В регистрирующий орган было представлено гарантийное письмо собственника о предоставлении офисного помещения. Регистрирующий орган сослался на случаи возврата корреспонденции от других организаций, зарегистрированных по этому же адресу. Однако суд отметил, что общество в указанном доме предполагает использовать конкретный офис. Доказательств, что другие организации находятся в этом офисе, суду не представлено. Решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации признано недействительным (постановление АС Поволжского округа от 01.04.2016 № Ф06-6947/2016).

В другом деле недостоверность сведений об адресе была установлена на основании фактической невозможности расположения общества в арендуемом помещении, поскольку расчетная площадь рабочего места сотрудника, использующего компьютер, оказывалась меньше минимальной площади в 4,5 кв.м., предусмотренной «Гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утвержденным Главным государственным санитарным врачом 30.05.2003 (решение ФНС от 24.05.2018 № СА-4-9/9911@).

  • Что еще указывает на создание обособленного подразделения?
  • Второй признак обособленного подразделения — наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

Понятие «рабочее место» неравнозначно понятию «место работы». Место работы в трудовом договоре может быть определено указанием населенного пункта, в котором расположена организация или ее обособленное подразделение. Это еще одно подтверждение вывода о том, что обособленное подразделение может возникать только за пределами местонахождения организации.

Рабочее место – это место, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 Трудового кодекса).

Таким образом, у организации должны быть заключены трудовые договоры с физическими лицами. Заключение гражданско-правовых договоров не создает рабочего места. Вне трудовых отношений, то есть при отсутствии сотрудников, обособленное подразделение не возникает.

Согласно правоприменительной практике для возникновения обособленного подразделения достаточно оборудования (использования) даже одного стационарного рабочего места.

  • Рабочее место должно быть оборудованным. Что это значит?
  • Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий, необходимых для исполнения трудовых обязанностей, а также исполнение сотрудником таких обязанностей (письмо Минфина от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 № Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу А26-11293/2005).
  • Создание стационарного рабочего места не зависит:
    • от способа организации работ (вахтовый метод или командировка),
    • от режима рабочего времени (продолжительности рабочей недели, работы (смены) и т.п.),
    • от срока нахождения конкретного сотрудника на стационарном рабочем месте,
    • от места приема на работу и выплаты заработной платы (постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015),
    • от наличия у организации права собственности или пользования помещением, в котором рабочее место создается.
  • Как продолжительность работы влияет на факт создания обособленного подразделения?
  • Третий признак, характеризующий наличие обособленного подразделения – временной: рабочее место должно быть создано на срок более одного месяца.

При этом фактическое время нахождения конкретного сотрудника на рабочем месте, которое создано или используется организацией вне ее местонахождения, для признания обособленного подразделения значения не имеет (письмо Минфина от 18.02.2010 № 03-02-07/1-67).

Итак, наличие одновременно территориальной обособленности, стационарных рабочих мест, сроком более месяца, означает, что организация осуществляет деятельность через свое обособленное подразделение. Для целей налогового контроля российская организация по месту такой деятельности (местонахождению обособленного подразделения) должна быть поставлена на учет в налоговом органе (статья 83 НК РФ).

Иные признаки (отдельный баланс, расчетный счет и т.п.) на признание обособленного подразделения не влияют.

  • Какие документы подтверждают создание обособленного подразделения?
  • Локальные акты организации, в которых указываются полномочия обособленного подразделения, принципиальной роли не играют. Представлять их в налоговые органы для целей постановки на учет не нужно. Документы могут потребоваться только в случае налогового спора о дате возникновения обособленного подразделения.
  • Создание стационарного рабочего места может подтверждаться:
    • договором аренды помещения;
    • трудовым договором с сотрудником, в котором рабочее место определено по местонахождению обособленного подразделения;
    • первичными документами, свидетельствующими о ведении деятельности по местонахождению обособленного подразделения (накладные, акты приемки–передачи и т.д.).

Само по себе право пользования помещением не всегда подтверждает факт наличия оборудованных стационарных рабочих мест.

Если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности, лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты может осуществляться деятельность.

Самый ранний из документов, фиксирующих наличие всех признаков обособленного подразделения, и будет определять дату его создания.

  • Если организация приняла решение открыть филиал или представительство?
  • В случае регистрации изменений в ЕГРЮЛ, связанных с созданием филиалов и представительств, постановка на учет по месту их нахождения будет происходить автоматически – на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Наличие или отсутствие стационарных мест по местонахождению обособленного подразделения, оформленного как филиал или представительство, для целей постановки на учет в налоговых органах роли не играет.

  • Предусмотрены ли НК РФ особенности регулирования в зависимости от формы обособленного подразделения?
  • Для целей применения пониженных ставок по налогу на прибыль у организации, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, должны отсутствовать обособленные подразделения, расположенные за пределами ТОСЭР (статья 284.4 НК РФ). Аналогичные требования предъявляются к организациям-резидентам свободного порта Владивосток, к организациям, осуществляющим туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа (статья 284.6 НК РФ).

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку только тех обособленных подразделений налогоплательщика, которые оформлены как филиал и представительство.

Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом, и не указала его в качестве таковых в своих учредительных документах, то она вправе применять упрощенную систему налогообложения.

  • Как производится постановка на учет по местонахождению обособленного подразделения?
  • Организация должна сообщить в налоговый орган по своему местонахождению о создании обособленного подразделения. Эта обязанность не распространяется на обособленные подразделения, созданные за пределами территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства.

Сообщение должно быть направлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации (подпункт 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ).

Сообщение может быть представлено в налоговый орган лично или через представителя, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по ТКС.

На основании сообщения налоговым органом в течение пяти дней со дня его получения осуществляется постановка на учет в налоговых органах организации по местонахождению ее обособленного подразделения с присвоением соответствующего КПП.

Форма сообщения о создании обособленных подразделений российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях утверждена приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ (форма С-09-3-1). Но ответственность за несоблюдение формы сообщения не установлена.

  • Как налоговый орган может обнаружить, что организация создала обособленное подразделение?
  • В рамках мероприятий налогового контроля в отношении самой организации или ее контрагентов. Например, арендодателей офисных центров, складских помещений, генподрядчиков и т.п. Для привлечения к ответственности за непредставление сообщения о создании обособленного подразделения проведение налоговой проверки не требуется. Производство по делу будет осуществляться в порядке статьи 101.4 НК РФ.
  • Какая ответственность наступает, если организация не поставлена на учет по местонахождению обособленного подразделения?
  • Непредставление сообщения об обособленном подразделении влечет ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Штраф составит 200 рублей (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

Трехлетний срок давности по этому налоговому правонарушению исчисляется со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного для подачи сообщения.

За непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, наступает административная ответственность по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Более существенная ответственность установлена пунктом 2 статьи 116 НК РФ. Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения может наказываться штрафом в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

  • Когда применяется штраф по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса?
  • Согласно определению Верховного суда от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 применительно к созданию обособленного подразделения установлена обязанность организации сообщить о его создании посредством направления сообщения в установленный срок. Неисполнение данной обязанности влечет ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ, а не по пункту 2 статьи 116 НК РФ (независимо от факта ведения деятельности).

Но порядок налогообложения некоторыми налогами определяется законодательством, в том числе субъектов РФ, и нормативными актами муниципальных образований. Из этого следует, что непостановка на учет по местонахождению обособленного подразделения не отменяет обязанность организации производить расчет налогов исходя из нормативных актов по налогообложению, действующих на территории, где расположено соответствующее обособленное подразделения (пусть и не поставленное на учет в налоговой инспекции).

Можно сказать, что игнорирование обязанности по сообщению о созданном обособленном подразделении ограничивается штрафом по НК РФ в 200 рублей при одинаковых условиях налогообложения по местонахождению организации и местонахождению непоставленного на учет обособленного подразделения.

Помимо этого, существует риск привлечения к ответственности за непредставление налоговой отчетности по местонахождению такого обособленного подразделения.

  • Каким образом разграничивается ответственность по пункту 2 статьи 116 и статье 122 НК РФ?
  • Из решения Верховного суда можно сделать следующий вывод. В случае, если организация была поставлена на учет в любом налоговом органе, у последнего имелась возможность определить объем налоговой обязанности организации, в том числе от деятельности, осуществляемой через обособленные подразделения, и при этом была зафиксирована неуплата налогов, то ответственность наступает по статье 122 НК РФ.

Ответственность по пункту 2 статьи 116 НК РФ применима, когда налоговому органу по тем или иным причинам не удалось установить вид и размер налогов, подлежащих уплате по результатам сокрытой от налогообложения деятельности.

При таком понимании решения Верховного суда, привлечение к ответственности за неуплату налогов, возникшую вследствие ведения деятельности без постановки на учет, становится возможным только по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.




Об обособленных подразделениях организации

Уважаемые журналисты!

Мы будем рады ответить на ваши вопросы. Для нас важно каждое обращение журналиста. Мы всегда готовы предоставить актуальную и достоверную информацию о нашей компании, а также обеспечить комментарии топ-менеджеров по интересующим темам.

Звоните нам по телефону или свяжитесь через форму обратной связи!


Вверх!