Электронный документооборот: перспективы развития






23 июля в Торгово-промышленной палате РФ состоялась итоговая летняя сессия Рабочей группы по вопросам электронного документооборота при ТПП России.

Тема: «Ключевые события в сфере электронного документооборота. Новые принципы взаимодействия субъектов российского бизнеса и фискальных органов: переход на электронный документооборот».

На заседании Рабочей группы обсуждались итоги отчетной кампании I квартала и вопросы ЭДО В2В.

Перед аудиторией выступили: Катяев А.С., заместитель начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю; Зудин В.Ю., заместитель руководителя Рабочей группы по вопросам электронного документооборота при ТПП России; Головкин К.В., руководитель коммерческого департамента компании «Такском»; Плетнева Е.И., главный бухгалтер Группы компаний НeadНunter; Барвицкая Е.В., руководитель Санкт-Петербургского филиала компании «Такском»; Танан А.А., руководитель проектов «Обмен электронными документами» фирмы «1С»; Монамс М.Г., исполнительный директор BAUER MEDIA GROUP RUSSIA; Ускова А.А., начальник Отдела РМиУП ОАО «Новая Перевозочная компания». В дискуссии также участвовали: представители «СИБУР», «Самсунг Электроникс», «Мечел», «Евросеть», «Проктер энд Гэмбл», «Вимм-Билль-Данн» и других ведущих компаний.

Участники обсудили современные тенденции развития электронного документооборота (ЭДО) в России и Европе. По данным исследования Ricoh и Billentis, 73% руководителей европейских компаний уверены, что внедрение ЭДО приведет к увеличению прибыли, а 62% считают, что это позволит привлечь новых инвесторов. По прогнозам экспертов, к 2018 году рынок электронного документооборота в России вырастет в 3 раза. Драйвером ЭДО является ФНС.

По словам представителя ФНС России, избежать камеральной проверки по НДС в 2015 году – невозможно. Проверки коснутся всех, включая и тех налогоплательщиков, которые сдают нулевые декларации по НДС. Вот почему сегодня очень важно оперативно реагировать на требования, которые приходят от ФНС, и в 10-дневный срок представлять в налоговый орган необходимые документы.

Эксперты обратили внимание на то, что в настоящее время любая компания должна избегать внешних и внутренних рисков. Некомпетенция отдельных сотрудников, допускающих ошибки в заполнении бухгалтерских документов, может привести к излишнему вниманию со стороны ФНС, и к увеличению количества истребуемых документов.

Итоги декларационной кампании по НДС показали, что из 1,5 млн деклараций по НДС большинство содержали ошибки. Наибольшее количество ошибок допустили налогоплательщики, указавшие неверный ИНН. Много ошибок было также допущено в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Представитель ФНС дал 6 практических рекомендаций для организаций в целях минимизации рисков при сдаче декларации по НДС:

1. Проверьте протокол контрольных соотношений декларации по НДС.

2. Настройте уведомления по СМС по поступающим автотребованиям.

3. Введите материальную ответственность сотрудников за ошибки в декларации.

4. Не работайте с контрагентами, которые представляют ошибочные декларации.

5. Внесите в договор с компаниями ответственность за неисполнение налоговых обязательств.

«Новые условия требуют от оператора ЭДО обеспечения максимального уровня комфорта при взаимодействии с контролирующими органами», – акцентировал внимание аудитории руководитель коммерческого департамента компании «Такском» Константин Головкин. Эксперт рассказал о новых сервисах компании, которые помогают бухгалтерам при сдаче отчетности.

Преобразовать декларацию в необходимый формат поможет «Такском-Конвертер», а обменяться информацией с контрагентами – сервис «Сверься!». С помощью сервиса «Досье» можно получить информацию о контрагенте, а сформируют ответы на запросы ФНС – сервисы «Картотека документов» и «Требования ФНС».

«Оператор ЭДО сегодня успешно передает даже самые большие декларации по НДС. Он становится организатором комфортной среды для электронного взаимодействия всех субъектов документооборота», – отметил спикер.

Выступающие констатировали, что количество организаций и их контрагентов, которые активно переходят на электронный документооборот, растет. Во многом к этому их «подстегнула» расширенная декларация по НДС.

Участники говорили о повышении привлекательности электронного документооборота в России и комплексном переходе на ЭДО.

«При ЭДО необходимо ответственное, дисциплинированное исполнение обязательств всех его участников», – заострила внимание Елена Плетнева, главный бухгалтер Группы компаний НeadНunter.

Переход на ЭДО – это и создание рабочей группы, и назначение ответственных лиц, и тестирование бизнес-процессов, и техническое подключение контрагентов, и мотивационные мероприятия.

Представитель фирмы «1С» Артем Танан рассказал про основные модели проектов по переходу на электронный документооборот, из которых выделил самостоятельную, партнерскую и отстраненную. Каждую из моделей рекомендуется применять исходя из поставленных целей. Например, если Вам нужно вовлечь ограниченный список контрагентов в короткий срок – выбирайте самостоятельную модель, если контрагентов много и Вы не справляетесь с их привлечением – выбирайте партнерскую модель, где «партнером» может быть оператор ЭДО или, например, франчайзи «1С», если Вы используете решения «1С».

«ЭДО – это новая схема агрегации документов. Главное – ЭДО сокращает риски несвоевременного представления документов. Хороший результат при внедрении ЭДО дают документальные площадки. А помогает собрать и обработать электронные и бумажные документы решения «Картотека» и «ДокПорт», – отметила Елена Барвицкая, руководитель Санкт-Петербургского филиала компании «Такском». В качестве примера эксперт привела компанию «Петролеспорт», которая начала подтверждать ставку 0% по НДС еще 3 года назад. И теперь вместо 10 человек отчетность готовит 1.

Опытом подтверждения ставки по НДС 0% в электронном виде поделилась и начальник Отдела РМиУП ОАО «Новая Перевозочная компания» Анастасия Ускова. Она сообщила, что благодаря методологической поддержке и передаче данных в ФНС, которую обеспечивает «Такском», компания теперь мгновенно реагирует на требования налогового органа.

О том, как изменился документооборот по НДС по схеме «Агент – Принципал» рассказала исполнительный директор BAUER MEDIA GROUP RUSSIA Муза Монамс. Компания решила внедрить ЭДО, так как возрос документооборот с принципалом.

Участники круглого стола подчеркнули, что бизнес сегодня сдает отчетность в ФНС, ФСС, ПФР, Росстат, Росалкогольрегулирование, обменивается электронными счетами-фактурами, актами, накладными, активно участвует в госзакупках, подтверждает ставку НДС 0% в электронном виде. И это – не предел…

В настоящее время разрабатывается проект электронной железнодорожной накладной. Совсем скоро будут применяться реестры таможенных деклараций, представляемых в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС. Они будут передаваться в налоговый орган в электронном виде по ТКС через оператора ЭДО, также как и сведения, содержащиеся в указанных реестрах, в случае истребования ФНС.

Так что с каждым днем электронный документооборот открывает всё новые горизонты. А интерес к электронному взаимодействию неуклонно растет.

В завершение были озвучены предложения бизнес-сообщества в адрес ФНС по совершенствованию и изменению нормативно-правовой базы регулирования сферы ЭДО. Среди них – изменение формулировки пункта 1.1 статьи 172 НК РФ по вычетам НДС; отказ от проверки КПП при формировании и сдаче декларации по НДС; утверждение единого формата электронной подписи, сопровождающих работу на электронных площадках; разработка регламента для синхронизации счетов-фактур Агента и Принципала и другие.


Дата публикации: 05.08.2015
Электронный документооборот: перспективы развития