Приостановление налоговым органом операций по счетам налогоплательщика






С.В.Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер воздействия на налогоплательщика. С 2016 года оснований для использования такой меры, обеспечивающей исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем своих обязанностей, стало больше. Об этом – эксклюзивное интервью с экспертом.

— В чем заключается режим приостановления операций по счетам?

Приостановление операций по счету – это особый порядок совершения расходных операций по счету. Все расходные операции запрещаются, кроме прямо разрешенных статьей 76 НК РФ. Зачисление средств на счет происходит в обычном порядке.

— Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?

Платежи в бюджеты в счет уплаты налогов и страховых взносов по обязательному социальному страхованию и платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога. Очередность исполнения платежей установлена статьей 855 ГК РФ в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 345-ФЗ.

К третьей очереди отнесено списание средств:

  • в оплату труда (исключение из общего правила о приоритете исполнительных документов);
  • по поручениям налоговых органов и органов ПФР и ФСС по уплате налогов и страховых взносов (в данном случае имеется в виду погашение в принудительном порядке задолженности по уплате обязательных платежей).

Требования, относящиеся к одной очереди, исполняются в порядке календарной очередности поступления платежных документов. Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счету не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений. Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.

Четвертая очередь – иные исполнительные документы.

Пятая очередь – иные добровольные платежи. Например, поручения налогоплательщика на перечисление налога отнесено к пятой очередности исполнения.

Из данных положений напрашивается вывод, что в период действия режима приостановления операций по счетам независимо от даты предъявления к счету не исполняются платежи пятой очереди – поручения налогоплательщика, за исключением его расчетов по оплате труда и налогам (страховым взносам).

— То есть, исполнительные документы, предъявленные к счету и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?

Из разъяснений Минфина, в частности, письма от 05.03.2014 № 03-02-07/1/9544, можно сделать вывод, что под словосочетанием «платежи, предшествующие исполнению обязанности по уплате налогов и сборов» понимаются платежи первой и второй очереди, указанные в пункте 2 статьи 855 ГК РФ, то есть те платежи, которые предшествуют исполнению поручений налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Возможен второй подход к толкованию этого словосочетания, основанный на том, что «поручение налогоплательщика на списание денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации» – это тоже исполнение обязанности по уплате налога, а она отнесена к пятой очереди.

В предыдущей редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ, в статьях федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, относилось к одной очереди (независимо от основания уплаты – добровольное или принудительное). Федеральный закон от 02.12.2013 № 345-ФЗ изменил правовое регулирование очередности списания денежных средств со счета.

То есть, платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов – это платежи, отнесенные к первой – четвертой очереди. Тем самым, в период действия режима приостановления операций по счетам независимо от даты предъявления к счету не исполняются платежи пятой очереди – поручения налогоплательщика, за исключением его расчетов по оплате труда и налогам (страховым взносам).

— Каким подходом руководствоваться банку?

Второй подход представляется более обоснованным, поскольку иное толкование допускает приоритет добровольных перечислений по налогам, срок уплаты которых еще не истек, перед списанием денежных средств по исполнительным документам других кредиторов должника. На неправомерность такого толкования указано в Постановлении Конституционного Суда от 23.12.1997 № 21-П.

Иными словами, если к счету налогоплательщика предъявлен исполнительный лист кредитора по хозяйственному договору и поручение самого налогоплательщика на уплату налога, то при недостаточности средств на счете они вначале должны списываться в счет погашения задолженности перед кредитором, а только потом в уплату налогов.

Встречается промежуточная позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счету налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, при отсутствии документально подтвержденной задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу (письмо Минфина России от 06.07.2015 № 03-02-07/1/38928).

Также обратим внимание на пункт 2 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов. Согласно Положению о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями, утвержденному Банком России 10.04.2006 № 285-П, на основании исполнительного документа банком составляется инкассовое поручение.

Таким образом, поскольку инкассовое поручение представляет собой другую форму безналичных расчетов, чем платежное поручение, независимо от разрешения вопроса, подлежат или не подлежат исполнению в период действия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика платежи, относящиеся к четвертой очереди, ответственность по статье 134 НК РФ за их исполнение к банку применяться не должна.

— Может ли организация открыть счет в другом банке, если ее счет в обслуживающем банке заблокирован?

Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) установлен приказом ФНС России от 20.03.2015 № ММВ-7-8/117. Согласно приказу информирование осуществляется путем обращения банка к интернет-сервису «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов».

В интернет-сервисе содержится информация из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке, в частности, номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени его размещения (по московскому времени) в интернет-сервисе.

За открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб. (пункт 1 статьи 132 НК РФ). В данном случае для привлечения банка к ответственности достаточно только самого факта существования решения о приостановлении, наличие которого банк должен был проверить, обратившись к интернет-сервису ФНС России.

Но в период приостановления операций допустимо продление (пролонгация) ранее заключенного договора вклада (депозита), если при этом не происходит открытие нового счета по вкладу (письмо Минфина России от 20.11.2015 № 03-02-07/67417).

— А вправе организация открыть депозитный или номинальный счет?

Согласно статье 11 НК РФ счетом признается расчетный (текущий) и иной счет в банках, открытый на основании договора банковского счета.

При наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам банки не вправе открывать организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

В соответствии со статьей 860.1 ГК РФ номинальный счет открывается владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другому лицу – бенефициару. Регулирование номинального счета осуществляется на основании положений главы 45 «Банковский счет» ГК РФ. Таким образом, номинальный счет является разновидностью банковского счета (пункт 2.8 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»).

Следовательно, если операции по счетам организации приостановлены, банк не вправе открыть организации номинальный счет (счет, владельцем которого заявлена такая организация).

Но при этом ответственность банка за открытие вклада, депозита при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика НК РФ не установлена.

— При каких условиях налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?

Операции приостанавливаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по нескольким основаниям, которые, в свою очередь, возможно объединить в две группы. К первой могут быть отнесены решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей взыскание налоговой задолженности. Ко второй группе – решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей представление отдельных документов.

К первой группе относится решение о приостановлении операций, принимаемое в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом налогоплательщику также должно быть направлено требование об уплате налога. Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций может направляться к разным счетам налогоплательщика.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам, если налоговым органом нарушена процедура взыскания. Например, не было вынесено решение о взыскании налога или был пропущен срок его вынесения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 № 09АП-31156/2013).

Если решение арбитражного суда о признании незаконным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности вступило в законную силу, налоговый орган обязан отменить решение о взыскании налогов, а также решение о приостановлении операций по счетам. Налогоплательщику следует обжаловать незаконное бездействие налогового органа, которое выражается в непринятии решения об отмене приостановления операций по счетам (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2014 № Ф05-14131/2014).

К данной группе оснований также относится решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).

Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены.

Согласно статье 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Налогоплательщик может добиться отмены решения о приостановлении операций по счетам, заявив в арбитражном суде по спору с налоговым органом ходатайство о принятии обеспечительных мер.

После принятия судом обеспечительных мер инспекция должна отменить решение о приостановлении операций по счету применительно к положениям статьи 76 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 № 10765/12).

Но каждое из оснований для приостановления операций по счетам является самостоятельным и может применяться независимо друг от друга. Это означает, что если операции по счетам налогоплательщика в банке были приостановлены по двум основаниям, одно из которых прекратило свое действие, то это не влечет отмены или неисполнения обеспечительных мер инспекции, принятых по другому основанию.

Факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности, при наличии неотмененного налоговым органом решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ, не служит основанием возобновления расходных операций по счетам налогоплательщика.

— Какие основания приостановления операций условно можно отнести ко второй группе?

Прежде всего, это непредставление налоговой декларации.

Срок принятия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации с 2015 года составляет 3 года и 10 рабочих дней со дня, установленного НК РФ срока представления декларации. Данное ограничение по сроку принятия решения распространяется и на декларации, не представленные в налоговый орган до 2015 года.

С 2015 года за непредставление декларации могут быть приостановлены операции по счетам у любого лица, которое в соответствии с НК РФ должно представлять налоговые декларации, а не только у налогоплательщика.

— Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода?

Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определенный документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.

За непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода приостановление операций применяться не должно, так как указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьей 80 НК РФ.

— Непредставление каких еще документов может повлечь приостановление операций по счетам?

С 1 января 2015 года еще одним основанием блокировки счета стало неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается в отношении лиц, обязанных представлять налоговые декларации в электронной форме, которые в нарушение пункта 5.1 статьи 23 НК РФ не передали квитанцию о приеме следующих документов:

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о вызове в налоговый орган.
  • Квитанция подлежит направлению не позднее шести дней со дня отправки документов налоговым органом. Решение о приостановлении операций по счетам может быть принято в течение десяти дней после истечения установленного для отправки квитанции срока.

Следовательно, решение о приостановлении операций по данному основанию должно приниматься не ранее седьмого дня и не позднее шестнадцатого дня после отправки документов налоговым органом. Указанные сроки исчисляются в рабочих днях.

Операции не могут быть приостановлены, если налогоплательщиком исполнено полученное требование (уведомление) по существу: представлены документы, пояснения, осуществлена явка вызванного лица в налоговый орган.

Кроме того, налоговый орган не вправе принять решение о приостановлении операций по счетам при неполучении от налогоплательщика квитанции о приеме иных направленных в электронной форме документов, не являющихся требованием о представлении документов, требованием о представлении пояснений или уведомлением о вызове в налоговый орган.

— Что изменилось в перечне оснований для приостановления операций по счетам?

С 2016 года Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ закреплен новый вид отчетности налоговых агентов – расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (пункт 1 статьи 80 НК РФ).

Представлять указанный расчет налоговый агент будет за первый квартал, полугодие, девять месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом. За год (налоговый период) – не позднее 1 апреля следующего года (пункт 2 статьи 230 НК РФ). Расчет по форме 6-НДФЛ должен быть представлен в налоговый орган, в котором налоговый агент состоит на учете, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока не получит от налогового агента расчет, то руководитель (заместитель руководителя) этого налогового органа может принять решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств (новый пункт 32 статьи 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам не применяется, если расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представлен в установленный срок на бумажном носителе (независимо от численности физических лиц, получивших доходы от налогового агента).

НК РФ не установлен пресекательный срок для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам за непредставление формы 6-НДФЛ.

До введения в НК РФ пресекательных сроков для принятия решения о приостановлении операций за непредставление декларации, в судебной практике встречались примеры признания недействительным решения налогового органа, принятого спустя более чем 3 года после возникновения оснований для его принятия. Суд исходил из того, что превышение разумного срока принятия решения может означать его недействительность (Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2007, 08.08.2007 № КА-А40/7460-07).

Налоговому агенту можно рекомендовать использовать данный аргумент в споре в том случае, когда налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам не сразу (по истечении 10 дней со дня установленного срока для представления расчета), а спустя какое-то время.

— Каким образом организация узнает о принятых в отношении нее решениях, связанных с блокировкой счета?

От налогового органа. Копии всех принятых налоговым органом решений направляются организации не позднее дня, следующего за днем их принятия. О поступившем решении организацию-клиента также известит банк.

— Налоги уплачиваются в рублях. Допускается ли приостановка операций по валютному счету?

Налоговый орган вправе приостановить операции по всем счетам, которые открыты на основании договора банковского счета. То есть, приостановить операции по депозитному счету налоговый орган не вправе. А по расчетному (текущему) счету, включая валютный счет – вправе.

Если приостановление операций обеспечивает взыскание налога, то сумма на валютном счете, в пределах которой операции приостанавливаются, рассчитывается как деление задолженности, указанной в решении, на курс рубля к искомой валюте, установленный Центральным банком на день получения банком решения.

— А если в течение срока действия решения изменились реквизиты счета?

Ранее принятое решение продолжает действовать и автоматически применяется к счету с новыми (измененными) реквизитами, в том числе при изменении наименования организации.

— Что делать, когда налоговым органом приняты решения о приостановлении операций в отношении всех счетов налогоплательщика?

Действия налогоплательщика зависят от основания, в соответствии с которым принято решение о приостановлении операций.

За непредставление декларации НК РФ допускает принятие решения о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.

С 2015 года в таком же объеме могут быть приостановлены операции за не передачу налогоплательщиком квитанции о приеме направленных налоговым органом в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган, а с 2016 года – за непредставление налоговым агентом формы 6-НДФЛ.

Приостановление операций в случае взыскания задолженности ограничено суммой взыскиваемых средств. Если операции приостановлены для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, то заблокированная сумма определяется как разница между задолженностью и стоимостью имущества налогоплательщика, на которое уже наложен запрет на отчуждение (передачу в залог).

Поэтому превышение суммы на счетах, операции по которым приостановлены, над взыскиваемой суммой, может быть по обращению налогоплательщика устранено отменой налоговым органом действия решения о приостановлении в соответствующей части.

Налогоплательщик вправе оспаривать расчет суммы, в отношении которой принято решение об ограничении расходных операций.

— Предположим, налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счетам без достаточных оснований, например, при неполучении от налогоплательщика расчета по авансовым платежам по налогу на имущество или квитанции о приеме направленного в электронной форме решения о продлении проверки…

Основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам определены НК РФ исчерпывающим образом.

Принятое налоговым органом решение о приостановлении операций при отсутствии надлежащих оснований является неправомерным. В этом случае на всю сумму денежных средств, в отношении которых действовало решение, за каждый календарный день действия решения начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального банка. Напомню, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки и составляет 11%.

Аналогичные последствия наступают:

  • при принятии решения о приостановлении операций после установленного срока;
  • при несвоевременном принятии налоговым органом решения об отмене решения о приостановлении операций, в том числе при поступлении заявления налогоплательщика о превышении общей суммы заблокированных средств над суммой задолженности;
  • при несвоевременном направлении в банк решения об отмене решения о приостановлении. Налоговый орган должен отменить решение о приостановлении операций не позднее дня, следующего за днем устранения причин, вызвавших его принятие (погашение недоимки, представление декларации и т.п.). Не позднее следующего дня решение об отмене должно быть направлено в банк.
  • Во всех указанных случаях налогоплательщик вправе заявить требования об уплате процентов.

    — Как налогоплательщику получить проценты?

    Проценты подлежат уплате налогоплательщику по его заявлению. При отказе налогового органа в уплате процентов рекомендуется обращаться в суд.

    Проценты рассчитываются исходя из периода, который начинается со дня поступления в банк решения о приостановлении и заканчивается днем поступления в банк решения о его отмене или наступления иных обстоятельств, предусмотренных федеральными законами (в таких ситуациях принятие налоговым органом специального решения об отмене приостановления операций по счетам не требуется).

    НК РФ предусмотрено начисление процентов на сумму, в отношении которой действовало фактическое приостановление, а не на сумму, указанную в решении о приостановлении (Определение ВАС РФ от 15.05.2013 № ВАС-5501/13). Поэтому при фактическом отсутствии денежных средств на счетах в течение всего периода действия приостановления операций по счетам оснований для начисления процентов не имеется.

    Дата публикации: 15.01.2016
Приостановление налоговым органом операций по счетам налогоплательщика