Об изменениях в Налоговый кодекс, направленных на реализацию Основных направлений налоговой политики






С.В.Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Данный закон предусматривает изменения в отношении практически всех налогов (страховых взносов), а также затрагивает порядок исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налога. Содержанию внесенных изменений посвящено интервью с экспертом.

— Теперь обязанность по уплате налога за налогоплательщика может быть исполнена третьим лицом?

С 30 ноября 2016 года — со дня опубликования поправок в пункт 1 статьи 45 НК РФ уплата налога (взноса) может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. При этом иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.

Перечень расходов налогоплательщиков специальных налоговых режимов расширен за счет отнесения к таким расходам сумм денежных средств, иного имущества, имущественных прав, переданных в счет погашения задолженности перед иным лицом, возникшей вследствие уплаты этим лицом за налогоплательщика сумм налогов, сборов, страховых взносов (подпункт 23.1 пункта 2 статьи 346.5, подпункт 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ).

Доходами физлица не будут признаваться доходы в виде сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, уплаченных за налогоплательщика иным физическим лицом (пункт 5 статьи 208 НК РФ).

Обратим внимание, что запрет производить уплату НДФЛ за счет средств налоговых агентов сохранен (пункт 9 статьи 226 НК РФ). При этом налоговый орган получает право взыскания задолженности, правда в судебном порядке, не только со взаимозависимой организации, но и с любого взаимозависимого лица при перечислении ему выручки налогоплательщиком (подпункт 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ).

— Еще одним заметным изменением стало расширение случаев использования поручительства в отношениях, связанных с уплатой налога, заявительным порядком возмещения налога.

Да. Право на заявительный порядок возмещения НДС получают налогоплательщики, обязанность которых по уплате налога обеспечена поручительством в соответствии со статьей 74 НК РФ. Поручительство должно предусматривать обязательство поручителя на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму налога, излишне полученную им (зачтенную ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично (подпункт 5 пункта 2 статьи 176.1 НК РФ).

Также с 1 июля 2017 года право на освобождение от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ, будут иметь налогоплательщики — организации, обязанность которых по уплате акциза обеспечена поручительством (пункт 2.2 статьи 184 НК РФ). Сумма, на которую заключен договор поручительства, должна обеспечивать исполнение обязательства по уплате в бюджет в полном объеме суммы акциза, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 202 НК РФ по реализованным подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта или ввозимым в портовую особую экономическую зону в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны.

Поручитель должен являться российской организацией, не находиться в процессе реорганизации или ликвидации, не иметь задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. В отношении него не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Кроме того, поручитель должен соответствовать требованиям по совокупной сумме уплаченных НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ (не менее 7 млрд рублей или 10 млрд для поручительства по уплате акциза). Сумма обязательств поручителя по действующим договорам поручительства не должна превышать 20% стоимости чистых активов поручителя, определенной по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства.

Согласно новой редакции пункта 3 статьи 74 НК РФ взыскание с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспечена поручительством, будет производиться налоговым органом не в судебном порядке, а в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46—48 НК РФ, то есть, аналогично взысканию налога с налогоплательщика.

Поправки увеличивают минимальный срок действия обеспечения (банковской гарантии и договора поручительства) — он должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению. А срок действия договора поручительства должен быть не более одного года со дня заключения договора поручительства.

Новые положения начнут применяться к договорам поручительства, обеспечивающих исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.

— Изменился ли порядок налогообложения услуг поручителя?

С 2017 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль не будут учитываться доходы в виде стоимости услуг по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки — российские организации, не являющиеся банками (подпункт 55 пункта 1 статьи 251 НК РФ).

Операции по выдаче поручительств (гарантий) налогоплательщиком, не являющимся банком, не будут подлежать налогообложению НДС (подпункт 15.3 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

Кроме того, с 2017 года (без дополнительных условий, например, по сумме доходов) не будут признаваться контролируемыми сделки по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки российские организации, не являющиеся банками. Об этом сказано в новом подпункте 6 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ.

— Не будут подлежать ценовому контролю и сделки по беспроцентному займу?

Да, с 2017 года сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, не признаются контролируемыми (подпункт 7 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ). ФНС проверять данные сделки на предмет рыночности цен не сможет.

— Насколько увеличена ставка пени за несвоевременную уплату налога?

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени сохраняется равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Для организаций за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) ставка пени не меняется. Но за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней ставка возрастает до одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Законодатель продолжил использование понятия «ставка рефинансирования» хотя согласно Указанию Банка России от 11.12.2015 № 3894-У с 1 января 2016 года самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается, а значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С 19 сентября 2016 года значение ключевой ставки составляет 10% годовых.

Положения новой редакции пункта 4 статьи 75 НК РФ подлежат применению в отношении недоимки, образовавшейся с 1 октября 2017 года.

Таким образом, с 1 ноября 2017 года для организаций-налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов в отношении новой задолженности пени уже могут начать начисляться по ставке, увеличенной в 2 раза.

— В чем содержание изменений, характеризующих исчисление НДС?

С 1 июля 2017 года восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий на возмещение затрат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а не только из федерального бюджета.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий (подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ).

— Как реализованы положения Основных направлений налоговой политики в главе «Акцизы»?

С 2017 года перечень подакцизных товаров расширен (подпункты 15—17 пункта 1 статьи 181 НК РФ). К подакцизным отнесены электронные системы доставки никотина, жидкости для электронных систем доставки никотина, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

Согласно новому пункту 2.1 статьи 187 НК РФ, если налоговая база по алкогольной и спиртосодержащей продукции, определенная налогоплательщиком, меньше объема реализованных указанных подакцизных товаров за соответствующий налоговый период, отраженного в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), налоговая база по таким подакцизным товарам определяется на основе данных ЕГАИС.

Повышены ставки акцизов, в частности, для вина, за некоторым исключением, сидра, пуаре, медовухи, табака, автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.), мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильного бензина, дизельного топлива (пункт 1 статьи 193 НК РФ).

Для налогоплательщиков, осуществляющих на территории Российской Федерации производство сигарет, уплата акциза за последние 4 налоговые периода года (сентябрь—декабрь) может производиться с повышающим коэффициентом (пункт 9 статьи 194 НК РФ). Коэффициент 1,3 будет применяться, если совокупный объем реализованных за налоговый период подакцизных товаров превышает среднемесячный совокупный объем реализованных таких подакцизных товаров в предыдущем календарном году (пункт 9 статьи 194 НК РФ). Правовая и экономическая обоснованность такого коэффициента может стать предметом конституционного разбирательства.

В случае использования налогоплательщиком в налоговом периоде приобретенного подакцизного товара для производства одновременно подакцизных и неподакцизных товаров порядок определения суммы вычета, относящегося к подакцизному товару, использованному для производства подакцизных товаров, должен быть установлен учетной политикой налогоплательщика для целей налогообложения. Указанный порядок может быть изменен в случае изменения применяемой технологии производства либо с начала нового налогового периода, но не ранее чем по истечении 24 следующих подряд налоговых периодов (пункт 2 статьи 200 НК РФ).

— Есть ли изменения в уплате НДФЛ?

Можно отметить предусмотренное новым пунктом 70 статьи 217 НК РФ освобождение от налогообложения выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:

  • по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
  • по репетиторству;
  • по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения.

Эти вознаграждения не включаются в базу для начисления страховых взносов.

Но освобождение будет:

  • распространяться на физических лиц, уведомивших налоговый орган в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 НК РФ об оказываемых услугах, не привлекающих наемных работников;
  • применяться в отношении доходов, полученных в налоговых периодах 2017 и 2018 годов.

Налоговые органы с июля 2017 года будут представлять налогоплательщику (его представителю) по заявлению документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утвердит ФНС (подпункт 16 пункта 1 статьи 32 НК РФ). Впрочем, эта норма затрагивает не только физических лиц, но и организаций, признаваемых налоговыми резидентами (статья 246.2 НК РФ).

— Наиболее значительны изменения по налогу на прибыль. Изменилась ставка налога?

Точнее сказать, на период 2017—2020 годов перераспределяется от бюджетов субъектов РФ в пользу федерального бюджета 1% ставки налога (статья 284 НК РФ).

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъекта, может быть понижена законом субъекта на период 2017—2020 годов до 12,5%. То есть, для понижения ставки налога необходимо принятие соответствующего закона. Если его положениям не будет придана обратная сила, то он сможет применяться только с 2018 года.

— Ограничен перенос убытков?

В отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со статьей 274 НК РФ, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50% (пункт 2.1 статьи 283 НК РФ).

В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы.

С учетом данного ограничения убытки от операций с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций с такими ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, определенной в отчетном (налоговом) периоде (пункт 22 статьи 280 НК РФ).

Ограничение по сумме переносимого убытка, безусловно, ухудшает положение налогоплательщика. Причем в этой части нормам, ухудшающим положение налогоплательщика, придана обратная сила, поскольку предусмотрено, что новые положения статьи 283 НК РФ о переносе убытков применяются с 2017 года в отношении убытков, полученных налогоплательщиками за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.

При этом 10-летний срок переноса убытка отменяется. Иными словами, с 2017 года срок переноса убытка неограничен, в том числе и после 2020 года. С учетом переходных положений 10-летнее ограничение на перенос убытка не применяется и в отношении убытков, полученных с 2007 года и не учтенных к 2017 году.

Процентное ограничение по учету убытков не действует для организаций — участников (резидентов) экономических зон, участников региональных инвестиционных проектов.

Также отметим, что во изменение судебной практики закрепляется правило о признании сомнительном долгом только той задолженности перед налогоплательщиком, которая превышает встречное обязательство (кредиторскую задолженность) налогоплательщика перед контрагентом (пункт 1 статьи 266 НК РФ).

— Что можно отметить среди поправок по специальным налоговым режимам?

Повторно в этом году повышены размеры доходов, соблюдение которых позволяет:

  • перейти на УСН — до 112,5 млн руб. (абзац первый пункта 2 статьи 346.12 НК РФ);
  • применять УСН — до 150 млн руб. (пункты 4, 4.1 статьи 346.13 НК РФ).

Доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяются системы налогообложения в виде ЕНВД и ПСН, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН (пункт 8 статьи 346.18 НК РФ).

Непосредственно законом на 2017 год установлен коэффициент-дефлятор в целях применения ЕНВД, равный 1,798.

— Предполагается отмена налоговых льгот по налогу на имущество организаций?

Согласно статье 381.1 НК РФ с 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в пункте 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и пункте 25 статьи 381 НК РФ (в отношении движимого имущества), применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что положения об освобождении от налогообложения движимого имущества не являются налоговой льготой в смысле статьи 56 НК РФ, поскольку касаются всех налогоплательщиков, а не какой-то определенной категории. Указанное освобождение с 2013 года первоначально было сформулировано как исключение из объекта налогообложения. Желая ограничить действие освобождения, законодатель переформулировал его с 2015 года в форму налоговой льготы, но сделано это было без учета положений части первой Налогового кодекса.

Представляется, что отмена данной льготы на федеральном уровне свидетельствует об отсутствии налоговой политики в отношении объекта налогообложения налогом на имущество.

Также отметим фактическую отмену особенностей применения кадастровой стоимости недвижимого имущества в период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года, которая предусматривалась статьей 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ. Предполагалось, что в этот период должна применяться наименьшая кадастровая стоимость объекта недвижимости, полученная с 1 января 2014 года или с 1 января года, в котором впервые кадастровая стоимость начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения.

С учетом поправок указанное правило будет работать только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ не позднее 20 декабря 2016 года соответствующего решения.

— Уточняется ли порядок уплаты страховых взносов организациями, в состав которых входят обособленные подразделения?

Согласно пункту 11 статьи 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Новая редакция подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ обязывает плательщика страховых взносов сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о наделении обособленного подразделения полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам.

На основании указанных сообщений налоговыми органами будут учтены обособленные подразделения (включая филиалы, представительства) российской организации, созданные на территории Российской Федерации, уполномоченные (или лишенные полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (пункт 3.1 статьи 84 НК РФ).

— На что нужно обратить внимание при выплате доходов физическим лицам?

Следует актуализировать персональные данные физических лиц.

На основании новой редакции пункта 7 статьи 431 НК РФ в случае, если в представляемом расчете по страховым взносам указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено выявленное несоответствие. В таком случае датой представления расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным.

Уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не сможет быть произведено, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно пункту 8.6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган будет вправе истребовать у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. Вводимая норма, хотя и предоставляет налоговому органу дополнительные основания для истребования документов, все же предусматривает конкретные случаи для такого истребования. Кроме того, подчеркнем, что законодатель данной поправкой разделяет налоговые льготы и иные формы преференций.

Дата публикации: 06.12.2016
Об изменениях в Налоговый кодекс, направленных на реализацию Основных направлений налоговой политики