Об изменениях, внесенных в часть первую Налогового кодекса






С.В. Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3 класса.

Федеральными законами от 01.05.2016 № 130-ФЗ и от 01.05.2016 № 134-ФЗ в часть первую Налогового кодекса РФ были внесены важные поправки, затрагивающие вопросы представления налогоплательщиками пояснений и документов, оформления результатов налоговых проверок, налоговой тайны. Об этих изменениях читайте в интервью с экспертом.

Для определенных категорий налогоплательщиков установлена обязанность получать документы от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Как поправки обеспечивают исполнение данной обязанности?
С 1 июля 2016 года новой редакцией пункта 5.1 статьи 23 НК РФ вводится 10-дневный срок, в течение которого необходимо подключиться к электронному документообороту с налоговым органом (заключить договор с оператором электронного документооборота и получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи). 
Эта обязанность касается крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, численность работников которых превышает 100 человек, налогоплательщиков НДС (пункт 3 статьи 80 НК РФ).

Получается, что контроль налоговых органов за владельцами квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи усиливается?
Да. Если электронное взаимодействие с налоговым органом осуществляется через уполномоченного представителя (например, бухгалтера или иного сотрудника, которому предоставлены полномочия на получение документов от налогового органа), то в налоговый орган должны быть представлены документы о полномочиях представителя физического лица — владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (доверенность).
Если уполномоченным представителем налогоплательщика выступает организация, то в налоговый орган следует представить еще и документы о полномочиях физического лица — владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, когда он выступает уполномоченным представителем такой организации.
Срок направления в налоговый орган доверенностей на представителя — 3 дня со дня выдачи доверенности.

Какие последствия наступят при неисполнении налогоплательщиком указанных обязанностей?
Отсутствие подключения к электронному документообороту повлечет приостановление операций по счетам (подпункт 1.1 пункта 3 статьи 76 НК РФ).
Непредставление (несвоевременное представление) документов об уполномоченных представителях — владельцах квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи может повлечь ответственность по статье 126 НК РФ (штраф 200 рублей за документ).

Затронули ли изменения срок вступления в силу новых форм деклараций?
Поправки в статью 5 НК РФ закрепили особый срок вступления в силу приказов ФНС, устанавливающих или изменяющих формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов).
Согласно изменениям новые формы (форматы) вступают в силу не ранее чем по истечении 2-х месяцев со дня их официального опубликования. При этом срок вступления может быть и более поздним.
Вместе с тем, данное изменение можно рассматривать как ухудшающее положение налогоплательщика (налогового агента), так как срок введения в действие новых форм отчетности может стать более коротким по сравнению с правилами, установленными предыдущей редакцией: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следует отметить, что требования к сроку вступления в силу приказов ФНС нередко нарушались (в ряде случаев ФНС выпускались специальные разъяснения о порядке применения новых форм отчетности, в которых наряду с рекомендацией применять новую форму поручалось нижестоящим налоговым органам обеспечивать прием отчетности и по «старой», и по «новой» форме).
Из новой редакции статьи 5 НК РФ неясно, как применять новую форму декларации, если вступление ее в силу приходится на период сдачи отчетности. Есть решение ВАС РФ от 28.07.2011 № ВАС-8096/11, в котором указано, что действие нормативного правового акта, которым утверждается новая форма налоговой декларации, распространяется на декларирование, представляемое за отчётные (налоговый) периоды, окончившиеся после вступления данного нормативного правового акта в силу.

Что меняется в процедуре истребования пояснений в рамках камеральных проверок?
С 1 января 2017 года поправками в пункт 3 статьи 88 НК РФ вводятся обязанности для лиц, представляющих налоговую декларацию по НДС в электронной форме:

  • представлять пояснения по декларации по НДС;
  • представлять пояснения только по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • представлять такие пояснения по формату, утвержденному ФНС. Представление пояснений на бумажном носителе не будет считаться исполнением обязанности.

До 1 января 2017 года представление пояснений о декларации по НДС является правом налогоплательщика (пп. 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ). При этом форма и способ представления пояснений — произвольные.

Какие обстоятельства могут явиться поводом для направления требования о представлении пояснений при проверке декларации по НДС?
Истребуемые пояснения могут касаться:

  • ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных в налоговый орган документах; 
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля; 
  • изменений показателей налоговой декларации при представлении уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.

С 1 января 2017 года поправками в пункт 1 статьи 129.1 НК РФ вводится ответственность за непредставление в пятидневный срок пояснений по декларации по НДС (штраф составит 5000 рублей). Штраф будет взыскиваться за непредставление пояснений по требованиям, направленным налоговым органом после 31 декабря 2016 года.

А какие еще есть изменения в основаниях для истребования пояснений?
Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы.

Как изменится порядок представления документов по требованиям налоговых органов?
Поправками в пункт 2 статьи 93 НК РФ полномочием по утверждению порядка нумерации и сшива документов наделено ФНС. В настоящее время в соответствующих процедурах применяется ГОСТ, устанавливающий требования к оформлению документов.
В Налоговом кодексе закрепляется практика представления документов, составленных как на бумажном носителе, так и в электронной форме в виде скан-образов. Форматы таких документов утверждаются ФНС России.
Документы, представляемые в налоговый орган в электронной форме, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как решены вопросы, связанные с ознакомлением налогоплательщика с материалами проверок?
Изменения в статью 101 НК РФ в целом направлены на то, чтобы попытаться дополнительно урегулировать процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки.
Во-первых, материалы проверки и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (в случае их проведения) рассматриваются одним и тем же руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, проводившего проверку.
Во-вторых, установлен срок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки в ситуации, когда проводились дополнительные мероприятия налогового контроля. Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения срока на представление налогоплательщиком возражений на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
В-третьих, ознакомление налогоплательщика с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля производится по его заявлению. 

То есть, без соответствующего обращения налоговый орган не обязан предоставить материалы налогоплательщику? 
Да. Такой подход действовал и до внесения поправок. 
Можно рекомендовать налогоплательщику в любом случае использовать право на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. 
Подать в налоговый орган заявление с просьбой об ознакомлении необходимо в течение срока, установленного для представления возражений к акту проверки или к результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно, в течение одного месяца или 10 дней соответственно. 
Ознакомление с материалами проверки организуется на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи указанного  заявления. Ознакомление заключается в осмотре документов, производстве с них выписок, снятии копий и оформляется протоколом. 
Продолжительность ознакомления не установлена, но подразумевается, что ознакомление в любом случае должно быть завершено в течение срока, отведенного на представление возражений. 

Что нового в процедуре обжалования решений налоговых органов?
При обжаловании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения его исполнение может быть приостановлено при представлении банковской гарантии.
Жалоба может быть направлена в налоговый орган в электронной форме по ТКС. Формат и порядок представления жалобы в электронной форме по ТКС утвердит ФНС. 
Независимо от того, в какой форме подана жалоба, в качестве способа получения решения по жалобе можно указать электронную форму. В этом случае ответ по жалобе (по апелляционной жалобе) будет дан налогоплательщику по ТКС.

Появились ли новые основания для оставления жалобы без рассмотрения?
При подаче жалобы (не апелляционной) налоговый орган, акты, деяния которого обжалуются, должен принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. Если до принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе, по мнению нижестоящего налогового органа, нарушение прав лица, подавшего жалобу, устранено, то жалоба будет оставлена без рассмотрения. 
Указанное нововведение не предусматривает проверку восстановления нарушенных прав вышестоящим налоговым органом и (или) соответствующего подтверждения со стороны налогоплательщика. При этом повторному обращению лица с жалобой будет препятствовать наличие ранее поданной жалобой по тем же основаниям, которая была оставлена без рассмотрения. Данное обстоятельство может стать препятствием для дальнейших процедур досудебного и судебного обжалования, если, по мнению налогоплательщика, нарушение его прав нижестоящим налоговым органом не устранено. 

Допускают ли поправки право лица участвовать в рассмотрении его жалобы вышестоящим налоговым органом?
Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности может быть рассмотрена с участием лица, подавшего жалобу, если вышестоящий орган выявит противоречия в материалах или несоответствия сведений налогоплательщика и нижестоящего налогового органа. Положения пункта 2 статьи 140 НК РФ позволяют вышестоящему налоговому органу практически в любом случае приглашать налогоплательщика для участия в рассмотрении жалобы. 
Если налогоплательщик полагает свое участие в рассмотрении жалобы вышестоящим налоговым органом целесообразным, то можно рекомендовать в содержании жалобы акцентировать внимание на противоречия и несоответствия сведений и заявлять ходатайство об участии в рассмотрении жалобы.

Какое значение имеет расширение перечня сведений, не относящихся к налоговой тайне?
Действительно, объем сведений, которые не относятся к налоговой тайне, с 1 июня 2016 года увеличился. Теперь статья 102 НК РФ не считает налоговой тайной сведения о среднесписочной численности работников, об уплаченных суммах по каждому налогу и сбору, о суммах доходов и расходов (по данным бухгалтерской отчетности). Прямо указано, что не только сведения о нарушениях, но и сведения о размере недоимки, пени и штрафов относятся к сведениям о нарушениях законодательства о налогах и сборах, которые не составляют налоговую тайну. Все указанные сведения об организации будут доступны на сайте ФНС после выхода ведомственного приказа, которым будут установлены сроки и период размещения. 
Использование размещаемой информации, наряду с иными сервисами на сайте http://www.nalog.ru, при проведении проверки контрагентов на предмет наличия рисков финансово-хозяйственной деятельности может признаваться проявлением налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности. 
Обратите внимание, что публикация сведений, которые не относятся к налоговой тайне, не затрагивает сведений о налогоплательщиках — физических лицах, в том числе об индивидуальных предпринимателях.

Дата публикации: 11.05.2016
Об изменениях, внесенных в часть первую Налогового кодекса