У налогоплательщика на это есть семь причин






Похоже, бизнес-завтрак в уютном отеле «Кебур Палас» стал хорошей традицией при решении вопросов по электронному документообороту (ЭДО). Здесь на этот раз 15 апреля эксперты обсудили перспективы электронного взаимодействия между участниками оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ). В мероприятии, организованном компанией «Такском», приняли участие советник государственной гражданской службы РФ 2 класса О.С.Думинская, исполнительный директор Методологического совета по бухгалтерскому и налоговому учету при Наблюдательном совете Асcоциации «НП Совет рынка» О.В.Забродина, эксперты компании «Такском» И.И.Пальчиков, Е.М.Хрунов, В.Ю.Зудин, Э.Г.Колесников, а также представители крупного бизнеса.

С приветственным словом к аудитории обратилась заместитель руководителя Департамента маркетинга Е.Я.Самойлова. Она пожелала всем в этот по-настоящему весенний день хорошего настроения и плодотворной работы в дружеском формате понимания и согласия.

Действительно, никто еще не придумал ничего лучше, как за чашкой кофе или чая поговорить о проблеме не как о проблеме, а как о решаемом вопросе. Модератор мероприятия — заместитель руководителя Департамента маркетинга по развитию ЭДО компании «Такском» Э.Г.Колесников — предложил его участникам обсудить все интересующие моменты, касающиеся ЭДО, обменяться опытом, задать вопросы экспертам и найти подходящие решения. Также он представил коллег — менеджеров по работе с корпоративными и ключевыми клиентами компании «Такском».

Деловая часть бизнес-завтрака началась с выступления О.В.Забродиной, которая рассказала об особенностях документооборота в электроэнергетике. Она сообщила, что со второго квартала 2016 года запущено в работу соглашение об электронном обмене между участниками ОРЭМ, в рамках которого на начальном этапе будет осуществляться обмен электронными счетами-фактурами. Также спикер обозначила проблемы, мешающие перейти на взаимодействие в электронном виде. Одну из них создают систематические разногласия между сетевыми и энергосбытовыми организациями на розничном рынке. Это означает, что «сеть» при покупке электроэнергии в целях компенсации потерь может не соглашаться с объемом поставленного товара, который указан в первичном учетном документе, выставленном «сбытом», а «сбыт» — с тем объемом услуги по передаче электроэнергии, который определен в первичном учетном документе, выставленном «сетью». Это приводит к приему товара/услуги покупателем не в полном объеме. Однако в этом случае в условиях бумажного документооборота принимающая сторона имеет возможность сделать пометку о параметрах разногласий на первичном учетном документе. И далее эти разногласия уже могут быть решены в судебном или досудебном порядках. ЭДО же в таких ситуациях не позволяет провести полную аналогию с бумажным документооборотом и может создать дополнительные риски для сторон сделки. Озвученные проблемы энергетической отрасли будут рассмотрены на ближайшем заседании Рабочей группы по ЭДО при ТПП РФ.

Безусловно, все трудности, мешающие переходу на ЭДО, рано или поздно будут устранены. Ведь в этом заинтересованы как операторы ЭДО, так и сами компании-налогоплательщики. А таких становится все больше, поскольку преимущества ЭДО очевидны. 

Как известно, в любом деле примером служит наработанный опыт. Достижениями по внедрению ЭДО поделился заместитель главного бухгалтера по информационному обеспечению ПАО «Татнефть» Р.А.Ахметшин. Проект в этой компании был запущен год назад, но креативный подход уже дал о себе знать. В настоящее время «Татнефть» использует не только стандартные форматы документов, но и два собственных, разработанных методологической и ИТ службами, которые обращаются только внутри подразделений компании. Это «М-15» — аналог «Торг-12» и «Акт об оказании услуг». При этом любой документ, формируемый в учетной системе SAP, попадает по цепочке в систему документооборота «1С».

По словам Р.А.Ахметшина, в компании обращаются 250 тыс. электронных документов в год. И такой документооборот, безусловно, приносит пользу. Однако на пути стремления к удобству и выгоде необходимо решать следующие задачи. В ближайшей перспективе предстоит:

  • реализовать автоматическое формирование проводок;
  • исключить необходимость проверки документов;
  • наладить обмен электронными документами с банками;
  • использовать мобильные устройства для подписания документов;
  • минимизировать время между моментом подписания документа до момента отражения его в учете до 1 минуты.

Вот такие цели ставят перед собой успешные компании!

Какие же шаги нужно предпринимать на начальном этапе внедрения ЭДО и на что ориентироваться в организации этого процесса? Об этом рассказал руководитель Департамента по работе с корпоративными и ключевыми клиентами компании «Такском» И.И.Пальчиков. Он сказал, что явно выраженная воля руководства в деле внедрения ЭДО — условие номер один. А, следовательно, в проектную команду должно быть обязательно включено лицо из высшего звена руководства. Также важно на стадии планирования проекта ознакомиться с действующей нормативной базой, определить задачи и правильно выбрать архитектуру технического решения. А далее — пилотный проект. Со своей стороны, компания «Такском» в рамках пилотного проекта бесплатно предоставляет ключи электронной подписи и подключает к определенному количеству контрагентов. Еще И.И.Пальчиков обратил внимание аудитории на то, что тестировать процесс ЭДО нужно на несложных операциях, тем временем отслеживая, как будут меняться бизнес-процессы.

Однако, зачем нужен электронный документооборот? Пожалуй, это самый главный вопрос налогоплательщика. Вот что получает бизнес в результате внедрения ЭДО:

  • ускорение процессов получения, подписания и отправки документов;
  • сокращение сроков оплаты за товары (услуги);
  • экономию на расходных материалах и доставке;
  • рациональное использование рабочего времени;
  • минимизацию налоговых рисков и претензий со стороны налоговых органов;
  • исключение правовых рисков;
  • сокращение количества ошибок при вводе данных в автоматическом режиме.

Это и есть основные семь причин, по которым ЭДО может быть интересен бизнесу. На самом деле, их гораздо больше.

Безусловно, ЭДО сейчас находится на определенной стадии развития. Ведь более 15 лет назад ЭДО был создан для обмена лишь бухгалтерской информацией. Сейчас же он используется и для обращения юридически значимых документов между контрагентами, решения кадровых вопросов, факторинговых операций и других.

Предоставление возможности организациям обмениваться между собой любыми электронными документами, независимо от того, кто является их оператором ЭДО — одна из задач, которая на данном этапе активно решается на рынке ИТ-услуг. «Работая в этом направлении, компания «Такском» заключила соглашения и ведет пилотные проекты с десятью ведущими операторами, в частности, «СКБ Контур», «Директум», «Тензор», «Корус Консалтинг», «Калуга Астрал» и другими», — отметил руководитель проектов компании «Такском» Е.М. Хрунов. В итоге роумингом пользуются несколько сотен организаций, являющихся абонентами названных операторов. Сегодня настройка роуминга осуществляется для каждой пары контрагентов по их заявкам. Однако компания «Такском» готова к запуску роуминга в автоматическом режиме в ближайшее время.

Вот на такой позитивной волне участники мероприятия перешли к розыгрышу подарочных изданий книг и получили приглашение на деловой конгресс, посвященный подготовке к отчетности за первое полугодие. Мероприятие состоится 9 июня в ЦДУ РАН на Пречистенке.

Добро пожаловать!

Дата публикации: 22.04.2016
У налогоплательщика на это есть семь причин