Коронавирус – не только масштабный кризис для системы здравоохранения каждой страны, но и неминуемая перестройка мирового экономического порядка. Рассмотрим, каким он может стать. Такском перевёл для вас статью специалистов компании McKinsey.
«Для некоторых компаний выживание в короткой перспективе – единственная повестка дня. Другие с неопределённостью думают о том, как позиционировать себя после кризиса, когда всё вернется на круги своя. Вопрос в том, „Что станет нормой?”. Неизвестно, как долго продлится кризис. То, что мы увидим после него, не будет выглядеть так, как в последние годы», – 11 лет назад сказал Иен Дэйвис (Ian Edward Lamert Davis) английский бизнесмен, управляющий директор McKinsey & Company.
Сейчас эти слова звучат не только правдоподобно, но даже преуменьшают существующую реальность. Коронавирус станет фундаментальным расколом новейшей истории человечества и планеты. Мир ждёт драматическая перестройка экономического и социального порядка, бизнеса и общества. Скоро мы увидим, насколько станет отличаться будущее от настоящего.
По-видимому, путь к новой «нормальной жизни» состоит из пяти этапов: решительность, устойчивость, возвращение, переосмысление и реформа.
Продолжительность каждого этапа может варьироваться в зависимости от географического и отраслевого контекста. А ряду институтов общества придётся потрудиться более чем на одном этапе одновременно.
Решительность Все страны максимально усиливают систему здравоохранения: увеличивают число коек, снабжение, количество медработников и продолжительность их дежурств, пытаются сократить дефицит лекарств.
Бизнес-сообщество старается обеспечить бесперебойное функционирование и безопасность сотрудников. Удалённый труд – теперь обыденное явление. Темп работы многих компаний резко замедляется. Другие стремятся быстро удовлетворить спрос на первоочередные продукты: продовольствие, средства гигиены. Учреждения образования прекращают очные занятия и переходят на дистанционное онлайн-обучение.
Впрочем, остаётся токсичная комбинация бездействия и паралича, затрудняющая выбор: блокировать или нет; изоляция или карантин; закрыть фабрику сейчас или ждать указаний сверху.
Решительность на первом этапе крайне необходима. Решительность масштаба, темпов и глубины действий государства и бизнеса. Как говорил один известный управленец: «Я знаю, что делать. Но мне следует понять, разделяют ли мою решительность те люди, что будут претворять в жизнь мои задачи».
Устойчивость Пандемия переросла в усиливающийся финансово-экономический кризис. Острый спад экономической активности, необходимый для защиты здоровья людей, одновременно ставит под угрозу финансовое благосостояние граждан и институтов общества.
Во многих отраслях ускоряется череда проблем с ликвидностью и платежеспособностью. Поддержка финансовой системы центральными банками и правительствами не всегда эффективна. Нельзя точно определить размер, продолжительность и форму сокращения ВВП, занятости населения и делового доверия.
Шок перевернёт с ног на голову структуры и механизмы. Конкурентные позиции не будут прежними. В этих условиях устойчивость становится необходимой. Огромное значение приобретают сиюминутные вопросы управления денежной наличностью для обеспечения ликвидности и платежеспособности.
Большинство людей испытает финансовый стресс. Лидерам государственного, частного и социального секторов придётся принимать трудные решения, чтобы стабилизировать экономическую и социальную устойчивость. На последнюю уже давит популизм и прочие проблемы, имевшиеся до пандемии коронавируса.
Возвращение Возобновление работы предприятий после капитальной остановки – чрезвычайно сложное дело. Даже Китай медленно возвращается к работе.
Большинству отраслей предстоит заново создать цепочку логистики: несмотря на разницу в масштабах и времени воздействия коронавируса, основательные перебои поставок ощутят многие регионы.
Самое слабое звено в цепочке возвращения к новой «нормальной жизни» – определить параметры повторного найма сотрудников, обучить персонал и достигнуть предыдущих уровней производительности труда. Поэтому лидеры должны пересмотреть всю свою бизнес-систему и, как это ни парадоксально, спланировать непредвиденные действия. Лишь так бизнес вернётся к эффективному и масштабному производству.
Без вакцины правительства сталкиваются с тяжёлым выбором: риск здоровьем людей или экономический спад. По всей вероятности, летние месяцы станут решающими в этом деле. Уже сейчас понятно, что летом борьба медиков с коронавирусом в той или иной степени продолжится.
Переосмысление Шок такого масштаба создаст взрывную трансформацию предпочтений и ожиданий людей: граждан, наёмных работников и работодателей, потребителей. Эта трансформация в ближайшие недели и месяцы повлияет на то, как мы живем, как работаем и как используем технологии.
Предприятия, предвидевшие и понявшие грядущую трансформацию, станут чрезвычайно успешными по мере развития новых привычек предпочтений людей. Очевидно, бесконтактная интернет-торговля навсегда изменит поведение потребителей.
Стремление к эффективности уступит место устойчивости – прекратится глобализация цепочки поставок. Производство и снабжение переместятся ближе к конечному потребителю.
Кризис вскроет не только уязвимые места, но и возможности для повышения эффективности бизнеса. Управленцам придётся пересмотреть, какие затраты фиксированные, а какие – переменные. Остановка производств обнажит вопрос: что потребителю действительно нужно, а что ему просто приятно иметь. Решения о том, насколько менять процессы производства без потери эффективности, будут основываться на опыте закрытия фабрик ряда мировых производителей. Внедрение новых технологий для повышения выработки и качества ускорятся из-за отсутствия рабочей силы ввиду ограничений на передвижение людей. Результат: бизнес усвоит, что делает его устойчивым к потрясениям, более продуктивным и клиентоориентированным.
Реформа В будущем, скорее всего, люди учтут факторы, сделавшие коронавирус глобальной, а не локальной и управляемой проблемой. Если правительства начнут деятельно восстанавливать экономическую активность, они, вероятно, получат поддержку граждан. Лидерам деловых кругов желательно предвидеть одобряемые народом изменения в политике и в законодательстве. Общество постарается смягчить и предотвратить возможный в перспективе кризис здравоохранения, подобный сегодняшнему.
В большинстве стран система здравоохранения практически не менялась с окончания Второй мировой войны. Отныне медицина должна определить, как справляться с неожиданным всплеском числа пациентов, как управлять индивидуальным и виртуальным лечением. Требует пересмотра скорость, реакция и глобальная координация медиков во взаимозависимом и переменчивом мире. Необходимо изменение политики в отношении стратегических запасов лекарств и резервных мощностей для производства критически важной медтехники.
Руководителям финансово-экономической сферы следует извлечь урок из неудач и бороться за укрепление системы, чтобы уметь противостоять глобальным потрясениям. Образовательные учреждения ждёт модернизация и интеграция очного и дистанционного обучения.
Последствия пандемии коронавируса дадут понять, какие инновации обеспечат существенный подъём экономического и социального благосостояния людей. И какие действия будут препятствовать материальному благополучию общества, даже если они останавливают распространение болезни.
Масштабные изменения мироустройства, вызванные коронавирусом, заставляют задуматься и о кризисе в здравоохранении, и о грядущем переустройстве глобальной экономики. К чему приведёт пандемия, ещё предстоит увидеть. Но пять описанных здесь этапов предлагают лидерам ясный путь для начала перехода к новой «нормальной жизни».
Авторы: Кевин Снидер (Kevin Sneader) – глобальный управляющий партнёр McKinsey & Company, Гонконг; Шубхам Сингхал (Shubham Singhal) – старший партнёр McKinsey и международный руководитель экспертной группы по системам и услугам здравоохранения, Детройт. Перевод: компания Такском
и получайте новости первыми!