Пункт 2 ст. 160 ГК РФ устанавливает возможность использования электронной подписи в качестве аналога собственноручной подписи в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Для того чтобы понять, какие виды электронных подписей существуют, достаточно обратиться к Федеральному закону № 63-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 года) «Об электронной подписи». В данном законе поименованы следующие виды электронных подписей:
- простая электронная подпись;
- усиленная электронная подпись.
Усиленная подпись подразделяется на:
- усиленную неквалифицированную электронную подпись;
- усиленную квалифицированную электронную подпись (статья 5 Закона).
Различия в видах электронных подписей Простая электронная подпись Электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Неквалифицированная электронная подпись Электронная подпись, которая:
- получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
- позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
- позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
- создается с использованием средств электронной подписи.
Квалифицированная электронная подпись Электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
- ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
- для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным законодательством РФ.
Следует обратить внимание Электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, законодательством приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью (ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года).
А вот информация, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, если достигнуто соглашение между участниками электронного взаимодействия.
Поэтому более безопасным вариантом является использование именно усиленной квалифицированной электронной подписи.
Кроме того, в некоторых случаях подписание ряда документов возможно только усиленной квалифицированной электронной подписью:
- годовая бухгалтерская отчетность, сдаваемая в Росстат (п.6 приказа Росстата №220 от 31 марта 2014 года);
- налоговые декларации (п.1 ст.80 НК РФ);
- отчетность в Пенсионный фонд (Постановление Правления ПФР № 2п от 16 января 2014 года);
- электронный счет-фактура (абз.2 п.6 ст.169 НК РФ);
- табель учета рабочего времени, нарядов на работу, приходных ордеров, требований-накладных (Письмо Минфина России № 03-02-07/1-1 от 11 января 2012 года);
- авансовые отчеты по итогам командировок (Письмо Минфина России № 03-03-07/12250 от 12 апреля 2013 года) и т.д.
Иные первичные документы могут быть подписаны простой электронной подписью (Письмо Минфина России № 03-03-07/12250 от 12 апреля 2013 года).
Однако в другом письме Минфин высказался о том, что виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, в том числе первичных учетных документов, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета. Но пока данные стандарты в настоящее время не установлены (Письмо Минфина России № 03-01-13/01/31906 от 2 июня 2015 года). До принятия соответствующего федерального стандарта бухгалтерского учета организация может в целях бухгалтерского учета и налогообложения использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном виде любой предусмотренный Законом № 63-ФЗ вид электронной подписи.
Налоговое законодательство не содержит специальных требований закреплять используемые форматы электронных первичных учетных документов в учетной политике для целей налогообложения.
Если документ в электронной форме составлен не по формату, установленному ФНС России, то такие документы в случае истребования в рамках налоговых проверок представляются в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью (Письмо ФНС России № ЕД-4-15/19671 «Об использовании самостоятельно разработанных форматов документов» от 10 ноября 2015 года).
Вместе с тем необходимо обратить внимание на Приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ (ред. от 17.03.2015) «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», позволяющий отправлять неформализованные формы документов. К таким документам, в частности, относятся:
- товарно-транспортная накладная;
- акт приемки-сдачи работ (услуг);
- грузовая таможенная декларация/транзитная декларация;
- спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости);
- товарная накладная (ТОРГ-12);
- дополнение к договору;
- договор (соглашение, контракт);
- корректировочный счет-фактура;
- отчет НИОКР.
Электронный документ считается подписанным, если на нем содержится электронная подпись и если имеется ключ электронной подписи. Если же говорить о простой подписи, то должно соблюдаться одно из вышеуказанных условий. Однако простую электронную подпись возможно скомпрометировать, в связи с чем рекомендуется использовать квалифицированную электронную подпись, которая обеспечивает абсолютную надежность по части безопасности.
и получайте новости первыми!