Электронный документооборот (ЭДО) влияет на HR-процессы в организации, повышает их эффективность и прозрачность. Электронная подпись (ЭП) обеспечивает юридическую значимость цифровых документов. Поэтому кадровым специалистам важно понимать, какая ЭП нужна, какие документы ею подписывать и как её получить. Данная статья ответит на ключевые вопросы об ЭП для HR.
Для того чтобы понять, какая электронная подпись подойдёт кадровому специалисту, рассмотрим все существующие виды ЭП. Так, в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ, различают 3 вида электронной подписи: простая, неквалифицированная, квалифицированная.
Для целей кадрового документооборота, для подписания некоторых кадровых документов подходит НЭП. Однако для полноценного КЭДО потребуется именно КЭП, поскольку именно она позволяет подписывать любые юридически значимые документы в КЭДО с сотрудниками.
Рассмотрим подробнее, почему HR-специалисту требуется именно КЭП.
КЭП используется для подписания широкого круга кадровых документов, отправляемых в госорганы и передаваемых внутри организации.
Документы для внешнего обмена:
Внутренние документы компании:
Важно! Для внутренних документов использование КЭП должно быть закреплено в локальных нормативных актах компании, например, в Положении об ЭДО.
Законодательство допускает ведение в электронном виде практически всего кадрового документооборота.
Повторим, что главное условие при ведении КЭДО в электронном виде — наличие КЭП у HR-специалистов или сотрудников, подписывающих кадровую документацию, и соблюдение требований Федерального закона № 63-ФЗ. Для внутреннего КЭДО обязательно принятие локального нормативного акта, регламентирующего порядок создания, подписания, хранения и использования электронных документов.
Процесс получения квалифицированной электронной подписи стандартизирован и осуществляется через аккредитованные удостоверяющие центры.
Для начала необходимо определить, какой вид сертификата цифровой подписи нужен кадровику. HR-специалисту потребуется сертификат ЭП для физического лица. Срок действия такого сертификата обычно составляет 1 год.
Получить ЭП можно в удостоверяющем центре. Он должен быть аккредитован Минцифры России. Кадровый специалист заполняет заявку на сайте выбранного УЦ. Далее ему необходимо подготовить документы:
Важно! Если кадровик подписывает документы от имени организации как уполномоченное лицо, то ему потребуется подтверждение таких полномочия — машиночитаемая доверенность (МЧД), заверенная электронной подписью руководителя. В доверенности должно быть чётко указано право сотрудника подписывать конкретные виды кадровой документации электронной подписью.
Далее HR-специалист лично посещает офис выбранного удостоверяющего центра. При себе необходимо иметь оригиналы всех подготовленных документов. После проверки и идентификации личности сотрудник УЦ:
После этого на рабочем компьютере кадровику потребуется установить:
Сертификат проверки (открытый ключ) подписи обычно устанавливается автоматически при первом использовании ЭП или с носителя.
Квалифицированную электронную подпись можно назвать обязательным элементом КЭДО. Она открывает путь к полномасштабному безбумажному документообороту: от заключения трудовых договоров и ведения ЭТК до сдачи отчётности в госорганы и управления внутренними кадровыми процессами. Такая подпись гарантирует юридическую силу действий кадровика в цифровой среде, значительно повышает эффективность работы, сокращает бумажную волокиту и минимизирует риски. Использование цифровой подписи в соответствии с требованиями законодательства делает кадровую службу мобильной и позволяет полностью автоматизировать кадровое делопроизводство в компании.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
и получайте новости первыми!