1 января 2022 года вступают в силу изменения в закон об электронной подписи, меняющие правила её получения и использования. Изменений много, но внедряться они будут постепенно.
Полностью все обновлённые положения закона 63-ФЗ «Об электронной подписи» вступят в силу 1 января 2023 года. До этого нас ждёт переходный этап, когда будут действовать новые и частично старые нормы получения и использования электронной подписи.
Чтобы не путаться, кому и куда идти за новой подписью, мы подготовили сводную таблицу и ответы на часто задаваемые вопросы.
Где получать электронную подпись компаниям и ИП?
С 1 января 2022 года за новой электронной подписью вы можете обратиться только в следующие организации:
— ФНС и её доверенные лица – для ИП и руководителей юрлиц.
— Банк России – для руководителей кредитных организаций.
— Федеральное казначейство – для руководителей бюджетных организаций.
— Коммерческий удостоверяющий центр (УЦ) – для ваших сотрудников и для граждан (физических лиц).
ИП и руководители юрлиц также могут обратиться в компанию Такском и воспользоваться профессиональной консультацией по получению ЭП в ФНС.
Каким сертификатом подписывает документ сотрудник организации?
В течение 2022 года сотрудники используют электронную подпись с реквизитами юридического лица, как раньше. Но с 1 января 2023 года становится обязательным использование машиночитаемой доверенности* в сочетании с электронной подписью физического лица. Однако для сдачи отчётности в налоговую уже внедрены доверенности по формату ФНС.
Как выдать сотруднику машиночитаемую доверенность?
Об этом читайте в специально подготовленном материале.
Куда обратиться сотруднику для получения электронной подписи?
С 2022 года сотрудники обращаются в коммерческие УЦ, аккредитованные по новым правилам.
Есть два варианта оформления ЭП и работы с ней сотрудниками в 2022 году.
Вариант 1.
Сотрудник в коммерческом УЦ получает сертификат юридического лица, представляя доверенность от работодателя в бумажном виде. В таком сертификате указывается не только ФИО и ИНН сотрудника, но и реквизиты организации-работодателя (юрлица).
Для работы с такой ЭП сотрудник представляет в систему, с которой он работает, например, на электронную торговую площадку, подтверждающий его полномочия документ – скан-копию доверенности от работодателя.
Использование данного варианта допустимо до конца 2022 года.
Вариант 2.
Сотрудник в коммерческом УЦ получает сертификат физического лица, представляя только свой паспорт. То есть, такая ЭП является его личной.
Для работы с такой ЭП сотрудник получает у работодателя электронную машиночитаемую доверенность (МЧД), заверенную ЭП руководителя организации.
МЧД позволит сотруднику использовать личную ЭП в работе по вверенному ему направлению, например, сдавать отчётность в ФНС, ФСС, Росстат, участвовать в ЭДО с контрагентами и т. д.
Изменения в заказе программы для сдачи онлайн-отчётности в 2022 году
С января 2022 года в тарифы для сдачи отчётности по-прежнему входит выпуск/перевыпуск электронной подписи:
1. Сотрудник может получить ЭП в офисе «Такском» или заказав услугу выездного оформления документов.
2. Руководители организаций и ИП получают ЭП в инспекциях ФНС – их список размещён здесь.
Если у вас уже есть действующая ЭП, в том числе выданная ФНС, вы можете приобрести программу для интернет-отчётности удалённо через «Единый личный кабинет». В этом случае офис посещать не нужно.
А что с самозанятыми?
Порядок получения электронной подписи для самозанятого нисколько не отличается от порядка для физического лица – обращайтесь в коммерческие УЦ.
* Машиночитаемая доверенность – новый формат электронного документа. Доверенность в xml-формате, подписанная электронной подписью руководителя и подтверждающая, что её обладатель имеет право действовать от имени руководителя.
Закажите электронную подпись для сотрудников
Оперативно оформить новую ЭП – без посещения офиса – тоже просто. Нужно лишь вызвать выездного менеджера Такском. Он сам приедет к вам, идентифицирует личность и оформит вам новую ЭП.
Воспользуйтесь профессиональной консультацией по получению ЭП в ФНС
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
и получайте новости первыми!