Для ведения бизнеса и взаимодействия с госорганами в России применяется несколько типов электронных подписей. Они могут быть простыми, неквалифицированными и квалифицированными. Между ними есть существенные различия в функционале и в степени защищённости. Рассмотрим подробнее, чем квалифицированная подпись отличается от неквалифицированной и какими возможностями обладает каждая разновидность.
Электронная подпись (ЭП) — это аналог ручной подписи на бумаге, с помощью которого можно придать цифровой версии документа юридическую силу. Она даёт возможность подтвердить авторство, а также защитить документ от внесения несанкционированных изменений. С помощью цифрового защитного ключа можно подписывать различные виды документации — от локальных нормативных актов предприятия до договоров с контрагентами и заявлений, которые подаются в государственные ведомства.
Электронная подпись может быть простой или усиленной. Простая разновидность (ПЭП) представляет собой логин и пароль для входя на сайт, а также цифровой код, который присылается на телефон пользователя для выполнения определённого действия. Например, такой вид ЭП, используется в банковских приложениях или в социальных сетях. Она обладает наименьшей степенью защищённости, поэтому не может использоваться для выполнения более серьёзных действий.
Более значимой является усиленная электронная подпись. Она представляет собой уникальный цифровой ключ, подтверждающий авторство пользователя. После подписания документа в него уже нельзя будет внести какие-либо изменения. В зависимости от степени защищённости различают две разновидности: ЭП может быть квалифицированной и неквалифицированной.
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП)
Неквалифицированная ЭП (НЭП) — зашифрованный набор символов, созданный с помощью криптографических технологий. УНЭП состоит из двух компонентов:
Усиленная неквалифицированная подпись предоставляется в удостоверяющем центре. Вместе с ней можно получить сертификат, в котором будет зафиксирована информация о собственнике, однако для УНЭП он не является обязательным.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП)
Усиленная квалифицированная подпись (УКЭП) отличается от других разновидностей наибольшей степенью защищённости. Она также включает в себя закрытый и открытый ключ и выдаётся в УЦ. Однако есть важное отличие — все требования к ней зафиксированы государством. КЭП имеет несколько особенных черт:
УКЭП обладает наиболее широкими возможностями применения. С её помощью можно сдавать различные виды отчётности, взаимодействовать с государственными органами или участвовать в электронных системах торгов.
Квалифицированная и неквалифицированная ЭЦП имеют несколько важных отличий:
ЭЦП – устаревшая аббревиатура, но её до сих пор часто ищут пользователи в поисковых системах, поэтому мы упоминаем и такой вариант. Правильное сокращение «электронной подписи» – «ЭП».
У каждого вида ЭП есть свои преимущества и недостатки, которые нужно учитывать при выборе.
Преимущества и недостатки КЭП
Ключевое преимущество — полный спектр возможностей. КЭП, по сути, заменяет обычную ручную подпись на всех разновидностях документов, для которых разрешён электронный документооборот. Она гарантирует защищённость документа от подделки и несанкционированных изменений, позволяет контрагенту получить информацию о собственнике подписи.
Основной минус УКЭП — необходимость её получения в аккредитованном УЦ. Кроме того, её стоимость выше.
Преимущества и недостатки НЭП
Усиленная неквалифицированная подпись требует обязательного заключения соглашения между контрагентами о возможности её использования. Стороны должны письменно подтвердить согласие, только после этого УНЭП приобретёт юридическую силу.
Такой вид подписи имеет ограниченные возможности использования. Например, он не подходит для участия в электронных торгах или сдачи отчётности в госорганы. Однако стоимость этого вида подписи ниже, что объясняет определённую его популярность среди представителей бизнеса.
Основной критерий выбора — способ использования электронной подписи. Если она будет нужна только для внутреннего документооборота или обмена коммерческой документацией с контрагентами, достаточно получить НЭП. Если же предполагается сдача электронной отчётности или иное взаимодействие с государственными органами, нужно будет получить КЭП и открыть полный набор возможностей.
Разница между КЭП и НЭП заключается в возможных способах использования и степени их защищённости. Выбор зависит от сферы деятельности владельца и предполагаемого применения ЭП.
Дополнительная информация по теме – в статье «Отличия электронных подписей».
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
и получайте новости первыми!