Текст: Елена Карсетская – юрист, эксперт по трудовому праву. Автор многочисленных публикаций в профессиональных изданиях. Автор книг «Трудовые книжки», «Сокращение штата», «Прием и увольнение работников», «Локальные акты организации» и других.
В последнее время многие компании столкнулись с логистическими проблемами, проблемами с поставкой комплектующих материалов, в связи с чем вынуждены снижать темпы производства или оформлять простой. В данной статье предлагаем ознакомиться с основными правилами оформления простоя.
Простой – это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Такое определение содержится в ч .З ст. 72.2 ТК РФ. При этом простой может возникнуть по вине работника, работодателя или по причинам, которые не зависят от работника и работодателя.
Определить причину возникновения простоя важно, поскольку от того, кто признается виновным, будет определяться порядок оплаты работникам период временной приостановки работы.
В этой связи, у компаний, столкнувшихся с трудностями из-за санкций и вынужденных вводить простой, возникает вопрос, являются ли причины такого простоя не зависящими от работодателя.
Официальные разъяснения Минтруда России и Роструда по данному вопросу отсутствуют. Между тем, на официальном информационном портале Роструда можно найти разъяснения, где представители ведомства приходят к выводу, что, если простой напрямую обусловлен применением введенных в отношении РФ в 2022 г. санкций, это независящая от работодателя причина.
Отметим, что в данной ситуации, действительно, вины организаций в возникновении простоя нет, поэтому будет иметь место простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя.
Отметим, что трудовое законодательство четко не регламентирует порядок оформления простоя. Работодатель при необходимости введения простоя должен издать приказ.
Приказ надо составить в произвольной форме, поскольку унифицированная форма такого документа отсутствует.
В приказе рекомендуем отразить:
Далее работников следует ознакомить под подпись с приказом о введении простоя.
В табеле учета рабочего времени время простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя, отмечается кодом НП (или 32).
По мнению Роструда, уведомить центр занятости о простое надо только в том случае, если вы в целом приостанавливаете производство (п. 6 письма Роструда от 19.03.2012 № 395- 6-1). Сообщить в этом случае в службу занятости надо в течение трех рабочих дней с даты издания приказа о простое (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
В 2022 году работник на период простоя может быть временно переведен в другую организацию по направлению центра занятости (Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 № 511). Также Минтруд России полагает, что необходимость предоставления работодателем сведений о приостановке работы в центр занятости населения не зависит от количества работников, приостановивших работу (письмо Минтруда России от 28.04.2022 № 1406/ООГ-2853). В этой связи в настоящий момент вопрос о необходимости уведомления центра занятости в случае, если организация частично приостановила работу, не выглядит однозначным.
Если на период простоя в соответствии с графиком отпусков будут приходиться ежегодные оплачиваемые отпуска работников, представить такие отпуска организация должна по общим правилам. Никаких требований, ограничивающих право работников на использование отпуска в период простоя, нет. Поэтому, если в соответствии с графиком работнику положен отпуск, предоставьте его в общем порядке.
Также нет ограничений на использование работником отпуска вне графика по согласованию с работодателем. Поэтому, если работник обратится с заявлением об использовании отпуска вне графика, у организации не будет возражений, отпуск также оформляется по общим правилам, ограничения отсутствуют. Имейте в виду, что принудительно направлять работников в отпуска вместо того, чтобы оформить простой, работодатель не вправе.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.
и получайте новости первыми!