Ваш регион Москва?
Офисы
Выберите регион обслуживания
А
Б
В
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
Регион не найден

Как правильно оформить простой

2831 просмотр
20.05.2022 14:31
Текст: Елена Карсетская – юрист, эксперт по трудовому праву. Автор многочисленных публикаций в профессиональных изданиях. Автор книг «Трудовые книжки», «Сокращение штата», «Прием и увольнение работников», «Локальные акты организации» и других.

В последнее время многие компании столкнулись с логистическими проблемами, проблемами с поставкой комплектующих материалов, в связи с чем вынуждены снижать темпы производства или оформлять простой. В данной статье предлагаем ознакомиться с основными правилами оформления простоя.

Простой из-за санкций

Простой – это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Такое определение содержится в ч .З ст. 72.2 ТК РФ. При этом простой может возникнуть по вине работника, работодателя или по причинам, которые не зависят от работника и работодателя.

Определить причину возникновения простоя важно, поскольку от того, кто признается виновным, будет определяться порядок оплаты работникам период временной приостановки работы.

В этой связи, у компаний, столкнувшихся с трудностями из-за санкций и вынужденных вводить простой, возникает вопрос, являются ли причины такого простоя не зависящими от работодателя.

Официальные разъяснения Минтруда России и Роструда по данному вопросу отсутствуют. Между тем, на официальном информационном портале Роструда можно найти разъяснения, где представители ведомства приходят к выводу, что, если простой напрямую обусловлен применением введенных в отношении РФ в 2022 г. санкций, это независящая от работодателя причина.

Отметим, что в данной ситуации, действительно, вины организаций в возникновении простоя нет, поэтому будет иметь место простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя.

Оформление и оплата простоя

Отметим, что трудовое законодательство четко не регламентирует порядок оформления простоя. Работодатель при необходимости введения простоя должен издать приказ.

Приказ надо составить в произвольной форме, поскольку унифицированная форма такого документа отсутствует.

В приказе рекомендуем отразить:

  • причины введения простоя.
    Также надо указать, что простой вводится по причинам, не зависящим от работника и работодателя;
  • в отношении каких работников вводится простой.
    Организация может ввести простой в отношении работников отдельных подразделений (отделов, цехов и т. п.) или простой может распространяться на работников всей организации;
  • период простоя.
    Следует указать дату начала простоя и предполагаемую дату окончания простоя. В том случае, если причины, по которым возник простой, не будут устранены к предполагаемой дате, период простоя можно продлить. Трудовое законодательство не устанавливает максимальную продолжительность простоя;
  • порядок оплаты простоя.
    Поскольку в рассматриваемой ситуации простой не зависит ни от работника, ни от работодателя, период приостановки работы оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).
  • должны ли работники в период простоя находиться на рабочих местах.
    Обратите внимание, что простой не включается в период отдыха работника, поэтому, по общему правилу, сотрудник должен находиться на рабочем месте. Если вы считаете, что нахождение работников на рабочих местах нецелесообразно, можно освободить работников от этой обязанности на период приостановки работы. Но право работников не присутствовать на рабочих местах во время простоя, следует отразить в приказе.

Далее работников следует ознакомить под подпись с приказом о введении простоя.

В табеле учета рабочего времени время простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя, отмечается кодом НП (или 32).

По мнению Роструда, уведомить центр занятости о простое надо только в том случае, если вы в целом приостанавливаете производство (п. 6 письма Роструда от 19.03.2012 № 395- 6-1). Сообщить в этом случае в службу занятости надо в течение трех рабочих дней с даты издания приказа о простое (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

В 2022 году работник на период простоя может быть временно переведен в другую организацию по направлению центра занятости (Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 № 511). Также Минтруд России полагает, что необходимость предоставления работодателем сведений о приостановке работы в центр занятости населения не зависит от количества работников, приостановивших работу (письмо Минтруда России от 28.04.2022 № 1406/ООГ-2853). В этой связи в настоящий момент вопрос о необходимости уведомления центра занятости в случае, если организация частично приостановила работу, не выглядит однозначным.

Отпуск в период простоя

Если на период простоя в соответствии с графиком отпусков будут приходиться ежегодные оплачиваемые отпуска работников, представить такие отпуска организация должна по общим правилам. Никаких требований, ограничивающих право работников на использование отпуска в период простоя, нет. Поэтому, если в соответствии с графиком работнику положен отпуск, предоставьте его в общем порядке.

Также нет ограничений на использование работником отпуска вне графика по согласованию с работодателем. Поэтому, если работник обратится с заявлением об использовании отпуска вне графика, у организации не будет возражений, отпуск также оформляется по общим правилам, ограничения отсутствуют. Имейте в виду, что принудительно направлять работников в отпуска вместо того, чтобы оформить простой, работодатель не вправе.

Поделиться в соцсетях
Поделиться
Статьи по теме
Подпишитесь на рассылку
Получайте полезные статьи и актуальные новости раз в неделю прямо на почту
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.

Мы всегда готовы вам помочь
Оставьте контакты, если возникли вопросы. Мы свяжемся с вами и поможем со всем разобраться.
Свои замечания и предложения отправляйте на brand@taxcom.ru
Отправляя заявку в ООО «Такском», я принимаю условия политики обработки персональных данных
Согласие на обработку персональных данных

Совершая действия по отправке заявки в ООО «Такском», я даю свое согласие на получение от ООО «Такском» информационных и рекламных сообщений на указанный выше мой абонентский номер и/или адрес моей электронной почты, а также выражаю свое согласие с обработкой моих персональных данных (ФИО, абонентский номер, адрес электронной почты) ООО «Такском» включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение в целях оказания мне консультации по выбору тарифа и информировании меня об услугах и продуктах ООО «Такском». Я извещен о возможности отзыва мной настоящего согласия путем обращения в ООО «Такском» и подачи заявления об отзыве согласия по утвержденной форме. Настоящее согласие действует с момента отправки мной заявления в ООО «Такском» до момента подачи мной заявления об отзыве этого согласия.