Елена Карсетская — юрист, эксперт по трудовому праву. Автор многочисленных публикаций в профессиональных изданиях. Автор книг «Трудовые книжки», «Сокращение штата», «Прием и увольнение работников», «Локальные акты организации» и других.
Что указывать в трудовом договоре в качестве места работы дистанционного работника? Обязательно ли включать в трудовой договор данное условие? Надо ли прописывать, где конкретно дистанционный работник выполняет трудовую функцию? Эти вопросы рассмотрим в статье.
В силу ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ дистанционный работник выполняет свои обязанности вне места нахождения работодателя (филиала, представительства, иного обособленного подразделения), вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя. Иными словами, дистанционный работник может самостоятельно определять, где конкретно ему удобнее работать (выполнять свои обязанности).
Но когда заходит речь о том, как указать в трудовом договоре с дистанционным работником его место работы, часто возникает путаница.
Дело в том, что изначально необходимо различать и разграничивать понятия «место работы» и «место выполнения трудовой функции». Давайте разберемся в чём различие.
Место работы относится к обязательным условиям трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Это обязательное условие для любого трудового договора и договор об удалёнке не является исключением.
Понятие «место работы» Трудовой кодекс РФ не раскрывает. Верховный Суд РФ поясняет, что в теории трудового права под местом работы понимается расположенная в определённой местности (населённом пункте) конкретная организация, её представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение (раздел 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014).
Представители ГИТ поясняют, что место работы – это сама организация, в которой работает сотрудник, то есть наименование организации и её юридический адрес (письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 19.05.2020 № 77/10-18059-ОБ/18-1299).
Иными словами, место работы – это тот работодатель, куда трудоустраивается сотрудник. В случае, если работник принимается в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности по отношению к головной организации, место работы в договоре отражается с указанием конкретного обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
Соответственно, в трудовом договоре это указывается следующем образом: «Место работы – Общество с ограниченной ответственностью «Кубик», г. Москва.
Или используется такая формулировка: «Работник принимается на работу в филиал общества с ограниченной ответственностью «Кубик», расположенный в г. Санкт-Петербурге».
Когда речь идёт о дистанционных работниках, представители Роструда под местом работы уже начинают понимать не организацию-работодателя, а место выполнения работником трудовой функции (например, письмо Роструда от 15.07.2021 № ПГ/19582-6-1).
В письме от 09.04.2024 № ПГ/05642-6-1 Роструд указывает, что местом работы дистанционного работника является место его нахождения (место исполнения трудовых обязанностей). То есть здесь под местом работы понимается территориальное нахождение самого работника.
Именно поэтому путаница и возникает. Работодатели не понимают, что указывать в трудовом договоре с дистанционным работником в качестве места работы: саму организацию с конкретизацией города её нахождения или же место, где дистанционный работник выполняет свои функции.
Итак, в соответствии со ст. 312.1 ТК РФ удалёнщик выполняет свои обязанности дистанционно. У него нет стационарного рабочего места, подконтрольного работодателю. Но его место работы (в том смысле, как его определяет трудовое право) – это организация-работодатель.
Для того, чтобы исключить риски, связанные с некорректным оформлением, в договор с дистанционным работником следует включать следующие условия:
Например: «Место работы – Общество с ограниченной ответственностью «Призма», расположенное в г. Москве.
Работник выполняет трудовую функцию дистанционно по месту жительства в г. Краснодаре».
Такие формулировки полностью соответствуют трудовому законодательству и учитывают разъяснения контролирующих органов. Соответственно, при их использовании у компании не возникает рисков претензий со стороны представителей ГИТ и споров с работниками.
и получайте новости первыми!