Елена Карсетская — юрист, эксперт по трудовому праву. Автор многочисленных публикаций в профессиональных изданиях. Автор книг «Трудовые книжки», «Сокращение штата», «Прием и увольнение работников», «Локальные акты организации» и других.
Генеральный директор компании имеет особый статус. С одной стороны, с ним заключается трудовой договор как с работником (с учётом особенностей данной категории) и на него распространяется действие трудового законодательства. С другой стороны, он единоличный исполнительный орган и на него действует гражданское (корпоративное) законодательство. Здесь мы рассмотрим вопросы, связанные с заключением трудового договора с генеральным директором, а также изменения, актуальные для 2026 года.
Особенности трудовых отношений с руководителем организации установлены главой 43 Трудового кодекса РФ. Но в целом эти отношения регулируются трудовым договором, который оформляется по общим правилам.
Рассмотрим основные вопросы, которые возникают на практике.
С гендиректором так же, как и с любым другим работником, надо заключать трудовой договор. При этом, по мнению Минтруда России, трудовой договор может не заключаться, если руководитель является единственным учредителем (участником) общества. В этом случае единственный участник общества своим решением возлагает на себя функции единоличного исполнительного органа. И генеральный директор в такой ситуации осуществляет управленческую деятельность без заключения какого-либо договора, в том числе трудового (письмо Минтруда России от 17.06.2022 № 14-6/ООГ-4038, письмо Роструда от 29.07.2021 № ПГ/20827-6-1).
Но аргументация Минтруда России не вполне убедительная. По мнению представителей ведомства, в такой ситуации гендиректору надо будет подписывать трудовой договор с самим собой. Подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и работодателя не допускается.
Между тем, здесь отсутствует заключение трудового договора с самим собой. Действительно, подписант договора один, но с одной стороны генеральный директор подписывает договор в качестве работника, с другой – от имени организации. То есть в договоре есть две стороны, два субъекта.
С руководителем целесообразно и в такой ситуации заключить трудовой договор. Это также исключает вопросы, связанные с представлением на генерального директора информации в СФР по форме ЕФС-1.
На практике с гендиректором заключают срочный трудовой договор. При этом срок действия договора определяется периодом полномочий руководителя. Но надо помнить, что максимальная продолжительность срочного трудового договора – 5 лет (статья 58 ТК РФ). Возможность заключения срочного трудового с генеральным директором предусмотрена частью 2 статьи 59 ТК РФ. Срочный трудовой договор заключается по соглашению сторон. Поэтому стороны вправе заключить трудовой договор на неопределённый срок, ограничений здесь нет (письмо Минтруда России от 01.10.2021 № 14-6/ООГ-9362).
Надо отметить, что уполномоченный орган может в любое время принять решение о прекращении трудового договора с генеральным директором (пункт 2 части 1 статьи 278 ТК РФ). Но при прекращении трудового договора по этому основанию руководителю надо выплатить выходное пособие в размере не менее трёхкратного среднего месячного заработка (часть 1 статьи 279 ТК РФ). В этой связи организации чаще всего заключают с гендиректором срочный трудовой договор.
Нет, трудовой договор не станет бессрочным. Здесь необходимо учитывать особый статус генерального директора.
Отметим, что на практике регулярно возникаю споры по этому поводу. Руководители обращаются в суд с иском о признании трудовых отношений бессрочными. Но суды встают на сторону работодателей. Они придерживаются следующей позиции. Заключение с руководителем организации неоднократно новых срочных трудовых договоров по окончании срока действия предыдущих в течение определённого периода времени и в связи с достигнутым соглашением между сторонами не влечёт безусловного признания трудового договора заключённым на неопределённый срок (Определение Второго КСОЮ от 21.08.2025 по делу № 88-19693/2025).
Здесь мы не рассматриваем ситуацию, когда генеральный директор является единственным учредителем (участником) общества, об этом уже было сказано выше.
В стандартном случае трудовой договор с гендиректором акционерного общества подписывает председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицо, уполномоченное на это советом директоров (наблюдательным советом) общества (пункт 3 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Аналогичный подход и в отношении подписания трудового договора с генеральным директором общества с ограниченной ответственностью. Документ подписывает председательствующий на заседании общего собрания участников общества, на котором принято решение об избрании единоличного исполнительного органа общества. А если генерального директора избирает совет директоров, договор от имени общества подписывает его председатель или уполномоченное лицо (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Трудовое законодательство не устанавливает каких-либо ограничений на дистанционную работу генерального директора. Налоговые органы также не видят препятствий для дистанционной работы руководителем, но при этом отмечают, что вопросы о порядке заключения трудового договора о дистанционном труде, включая место выполнения трудовой функции по таким договорам, относятся к компетенции Минтруда России.
Вопросы возникают в ситуации, когда генеральный директор работает дистанционно за границей. По мнению Минтруда России, заключение трудового договора о дистанционной работе с гражданином для осуществления трудовой деятельности за пределами Российской Федерации не допускается (письма Минтруда от 09.09.2022 № 14-2/ООГ-5755, от 15.02.2022 № 14-4/10/В-1848). Между тем, Трудовой кодекс РФ запрет на дистанционную работу по трудовому договору за границей не содержит. Но в такой ситуации особо следует обратить внимание на внесение информации в ЕГРЮЛ и на налогообложение доходов генерального директора.
Так, если гендиректор фактически работает за границей, смогут возникнуть проблемы при внесении изменений в ЕГРЮЛ. Дело в том, что в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. В связи с этим регистрирующий орган может отказать в регистрации изменений в ЕГРЮЛ. Отметим, что компании такие решения успешно оспаривают (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.12.2020 № Ф08-10403/2020 по делу № А20-4914/2019)
Следующий вопрос касается налогообложения НДФЛ доходов генерального директора, если он находится и работает за границей. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ доходы в виде вознаграждения директора, получаемые от российской организации, относятся к доходам от источников в РФ независимо от места, где фактически исполняются возложенные на руководителя обязанности. Если директор не является налоговым резидентом РФ, его доходы облагаются НДФЛ по ставке 30% (письмо Минфина России от 29.04.2025 № 03-04-05/42915).
Заработная плата генерального директора облагается НДФЛ по общим правилам, так же, как и у всех остальных работников. И страховые взносы на заработную плату гендиректора начисляются по общим правилам.
С 1 января 2026 года устанавливается специальный порядок уплаты страховых взносов для ситуаций, когда генеральный директор не получает заработную плату или она начисляется в символическом размере.
Итак, если за месяц зарплата генеральному директору начислена в размере менее федерального МРОТ, база для начисления страховых взносов признаётся равной МРОТ (пункт 1 статьи 421 НК РФ). Напомню, что с 1 января 2026 года размер федерального МРОТ составляет 27 093 руб. Данное правило распространяется только на коммерческие организации. Некоммерческие организации, например, ТСЖ, могут по этому поводу не волноваться.
Есть несколько моментов, на которые надо обратить внимание. Например, на минимальный размер базы для начисления страховых взносов влияет то обстоятельство, что директор работает неполный месяц.
В новой редакции пункта 1 статьи 421 НК РФ есть формулировка – при осуществлении физическим лицом полномочий единоличного исполнительного органа коммерческой организации неполный месяц указанная величина определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца, в течение которых осуществлялись такие полномочия.
И появилось ошибочное мнение, что в случае, если директор работает неполное рабочее время, то и минимальная база для начисления страховых взносов кратно уменьшается. Но это не так. Фактически отработанное время не влияет на размер минимальной базы для уплаты страховых взносов. То есть неполное рабочее время, отпуск, болезнь и т.п. для расчёта страховых взносов не имеют значения. Это подтвердили и налоговики (письмо ФНС России от 22.12.2025 № БС-4-11/11507@).
Также минимальная база для исчисления страховых взносов не будет зависеть от того:
Поэтому, если в компании нет работников, она не ведёт деятельность, числится только генеральный директор, в 2026 году потребуется уплачивать страховые взносы с размера МРОТ:
В этой связи неработающим компаниям целесообразно зарегистрировать прекращение деятельности.
Есть ещё несколько моментов, связанных с уплатой страховых взносов с минимальной базы, равной МРОТ (письмо ФНС России от 22.12.2025 № БС-4-11/11507@).
и получайте новости первыми!